Кадры-2013: возня в медвежьем углу
В 2013 году страна как избавления ждала сообщения об отставке правительства Дмитрия Медведева. Коммунисты собирали подписи (два миллиона человек выразили поддержку инициативе КПРФ на бумаге, а 150 тысяч граждан проголосовали в интернете), политологи давали прогнозы, средства массовой информации активно подогревали тему. Однако отставки Кабмина так и не случилось.
Стоит отметить, что президент Владимир Путин на пресс-конференции 19 декабря в целом положительно оценил работу правительства и тем самым опроверг слухи о его скором крушении.
Однако важные перестановки в Кабмине все-таки произошли. Так, накануне Дня Победы было объявлено об уходе по собственному желанию из Белого дома идеолога «суверенной демократии» вице-премьера Владислава Суркова. Произошло это после его публичной полемики с официальным представителем СК Владимиром Маркиным.
Впрочем, безработным Сурков пробыл несколько месяцев, после чего вернулся в Кремль на должность помощника президента и куратора сотрудничества России с Абхазией и Южной Осетией. Хотя ходят слухи, что неформально он курирует еще и Украину, но эксперты склоняются к тому, что его назначение носит промежуточный характер. То есть, по сути, это - синекура.
Несмотря на то, что за отставку министра образования Дмитрия Ливанова выступали даже депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия», глава Минобрнауки должность свою сохранил, однако два его заместителя - Игорь Федюкин и Игорь Реморенко - ведомство покинули.
После проверки президентом пострадавших от паводка районов на Дальнем Востоке лишился постов полпреда в Дальневосточном федеральном округе и министра по развитию этого региона Виктор Ишаев. Новым полпредом стал Юрий Трутнев, который получил еще и статус вице-премьера. А Минвостокразвития возглавил экс-сопредседатель Центрального штаба Общенародного фронта Александр Галушка.
Кстати, по итогам инспекции Владимиром Путиным олимпийских объектов в Сочи в отставку был отправлен и вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов, считавшийся близким к премьеру Медведеву и его заместителю Аркадию Дворковичу.
Широкое обсуждение в СМИ получили еще две отставки - главы Центрального Банка РФ Сергея Игнатьева и председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина. Должности, которые они занимали, достались женщинам - Эльвире Набиуллиной и Татьяне Голиковой соответственно.
Сенсацией стала новость об отставке главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. В свойственной ему манере он опроверг эту информацию, назвав вице-премьера РФ Ольгу Голодец «странным персонажем», не принимающим решения подобного рода. Однако через некоторое время Дмитрий Медведев освободил Онищенко от должности руководителя ведомства и назначил его своим помощником.
16 октября стало известно об отставке губернатора Ивановской области Михаила Меня. А уже 1 ноября бывший губернатор возглавил недавно созданное Министерство строительства и ЖКХ.
Басманный райсуд Москвы по ходатайству СКР отстранил от должности Саида Амирова, в течение 25 лет являвшегося градоначальником Махачкалы. По обвинению в коррупции в этом году мэрского кресла лишились оппозиционный мэр Ярославля Евгений Урлашов, глава Астрахани Михаил Столяров.
Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров и мэр Москвы Сергей Собянин летом досрочно подали в отставку, чтобы принять участие в выборах 8 сентября и предсказуемо в них победить.
Не менее обсуждаемыми в стране стали и ложные сообщения об отставке главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина. 19 июня ведущие информагентства России, ссылаясь на пресс-службу правительства, сообщили об отставке президента «РЖД». Однако уже в течение часа информация была опровергнута пресс-секретарем Медведева Натальей Тимаковой, которая заявила о том, что сообщение распространили неизвестные хакеры. Сам Якунин рассказал СМИ, что весть о его увольнении застала его на встрече с президентом Путиным и бизнесменами. «Аппетит не испортила: мы сидели и ели глухаря», - добавил глава «РЖД». Неясностей в этой истории было много. Например, IP-адреса, с которых хакеры якобы разослали правительственный пресс-релиз об отставке, находился в Иркутской области, где в тот день проводил выездное совещание премьер Медведев. Многие эксперты склонялись к версии, что отставка Якунина была реальной, однако глава «РЖД» в экстренном порядке успел подсуетиться и с Путиным решить вопрос в свою пользу.
В связи с новым законом, запрещающим высокопоставленным чиновникам, госслужащим, депутатам, сенаторам и судьям иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом, покинул пост председателя думы Чукотского автономного округа олигарх Роман Абрамович.
По мнению заместителя генерального директора Центра политической информации Алексея Панина, из знаковых событий на политической арене можно выделить переход господина Улюкаева в исполнительную власть на должность министра экономического развития РФ (до этого назначения он занимал должность первого зампреда ЦБ РФ Игнатьева - прим. редакции). Это явно усилило экономический блок правительства.
- Назначение госпожи Набиуллиной на пост главы ЦБ, на мой взгляд, не менее удачное, хотя не все со мной согласятся. По крайне мере, сомневаюсь, что предыдущее руководство могло бы совершить ту принципиальную кадровую чистку, которая началась с ее приходом.
Конечно, не всем идея замены Степашина на Голикову показалась разумной, однако время покажет, как новый руководитель Счетной палаты справится со своими обязанностями.
Если говорить об отставке Ишаева, то она была ожидаемой. Многие бизнесмены, и японские, и российские говорили о том, что с ним довольно трудно вести диалог. При всех достоинствах, Ишаев - человек советской номенклатурной закалки, и современные правила введения международного бизнеса он понимал по-своему. Поэтому назначение людей из бизнеса, имеющих к тому же опыт административной работы - Трутнева и Галушки, которые разделили, по большому счету, между собой сектор Дальнего Востока, закономерно. Однако говорить о том, что эта перестановка - несомненная кадровая удача, и что они смогут преодолеть те проблемы, которые были у их предшественников, пока преждевременно.
Онищенко хоть и стал в какой-то степени анекдотичным персонажем, был однако эффективным чиновником, у которого было много врагов среди экспортного бизнеса. И в конечном итоге можно сказать, что его, что называется, «додавили».
Если резюмировать, то нельзя назвать уходящий год плодотворным в плане отставок, но и нельзя сказать, чтобы он был спокойным. На мой взгляд, Владимир Путин поменял свое отношение к кадровым решениям. Ранее его критика чиновников не приводила к отставкам. Так, в свое время он песочил и Мутко, и Фурсенко, и других игроков, однако эти люди оставались на своих местах. Однако в этом году наметился курс на то, что неэффективные чиновники должны оставлять свои места и передавать их тому, кто может работать.
Директор института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов также отмечает, что в этом году громких кадровых революций не было, был просто рутинный процесс смены кадров, не связанный с неудовлетворительной оценкой деятельностью тех или иных лиц.
- Есть несколько интересных знаковых назначений, способных дать положительный импульс. Например, вступление в должность президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, поскольку это действительно важное и знаковое назначение для этой очень сложной республики.
Отставки Игнатьева и Онищенко объясняются завершением срока полномочий этих чиновников. Назначения, связанные с ЦБ, вызывали определенную дискуссию в экспертном сообществе, но совершенно очевидно, что здесь нет резких изменений в экономической политике.
Что касается несостоявшейся отставки Якунина, то, скорее всего, разговоры возникли не на пустом месте, но сенсация не состоялась. Если бы эта отставка действительно подтвердилась, то это дало бы пищу для серьезных размышлений. Все-таки Владимир Якунин - фигура чрезвычайно серьезная и знаковая.
Что касается РАН, избрания в этом году на пост президента Академии наук Владимира Фортова, то здесь речь идет ни сколько о персональной кадровой истории, сколько об институциональной реформе.
Отставка Суркова была в полной мере ожидаемой, потому что Владислав Юрьевич не только исчерпал себя в этой должности, но и чувствовал себя не очень комфортно. Просто закончился определенный этап его деятельности, пусть не без определенных трений и шероховатостей. В то же время он остался в колоде, не выпал из нее, как это происходило с некоторыми другими политиками и чиновниками. И новое назначение Суркова - сигнал о том, что он будет еще востребован властью, и в грядущем 2014-ом году мы о нем еще услышим.
Вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов замечает, что значительное количество кадровых решений было связано с региональной повесткой. Помимо отставки Ишаева после наводнения, большое количество отставок произошло после проверок деклараций по расходам.
- Правда эти проверки затронули политических игроков второго и третьего уровней, но были достаточно массовыми. Понятно, что многие госслужащие уходили в отставку формально по собственному желанию, но по факту отставки были связаны именно с этим процессом, - добавляет эксперт.
- Такие перестановки, какие были в этом году, мало что меняют. Это такая смена декораций, когда суть изображения и его перспектива остаются прежними, - рассуждает доцент кафедры права НИУ МИЭТ, кандидат юридических наук Юрий Слободкин. - С риторикой Путина, касающейся внешней политики, можно согласиться. Однако она не подкрепляется существенными изменениями в политике внутренней. А без этого, как говорил Ленин, все красивые слова - сотрясение воздуха в зале, они остаются без ответа в сердце зрителя.
В свою очередь политолог Павел Святенков говорит, что кадровые перестановки этого года продемонстрировали сильные позиции либерального блока правительства. При этом Путин проводил интересную стратегию: он расставил людей так, что все вынуждены ему подчиняться.
- Например, Сергей Игнатьев на самом деле был подчиненным Алексея Кудрина, так как последний возглавлял национальный банковский совет, который для ЦБ играет роль совета директоров в обычной корпорации. Возглавляя совет ( в 2011 году Кудрина на этом посту сменил нынешний министр финансов Антон Силуанов - прим. редакции), он, по сути, был начальником Игнатьева. В сущности, система и так управлялась в ручном режиме, а сейчас подавляющее большинство крупных сановников стали подчиняться президенту напрямую. Разве что, кроме министров правительства.
По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, кадровая ротация, которая произошла, - это ротация внутри одной ограниченной группы лиц. Интересно, если бы обновление кадров включало в себя кадровые риски. А когда люди одного человека меняются на людей другого человека, рассуждать о значении перестановок бессмысленно.
- Кто-то не вписывается в систему, кто-то устарел и кажется для нее архаичным, а кто-то в чем-то ошибся. Но принцип закрытости номенклатуры в любом случае сохраняется. Интересно только рекрутирование людей из регионов. Но опять же мы имеем тут только два феномена - министра регионального развития Игоря Слюняева, правда, его назначали еще в 2012 году, и министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня. При этом ни тот, ни другой не относились к наиболее успешным губернаторам. Поэтому и эти назначения проводились по принципу родства и кумовства. Так что с точки зрения кадровых подходов реальных изменений не произошло. Мы от времен Петра I, когда таланты искали по всей России, невзирая на социальную и прочую принадлежность, далеки не только во временном смысле, но и в содержательном.
Источник:svpressa.ru