Россия и США: худой мир, но без намеков на развод
Неравнодушная аудитория российских общественно-политических СМИ, затаив дыхание, наблюдает за развитием ситуации за океаном. Ирония судьбы - не иначе. Знатный любитель разделять и оптимизировать Барак Обама якобы разводится со своей супругой Мишель. «Подражает Путину!» - предполагают одни. «Не сошлись с Мишель во взглядах на сирийский вопрос, отношения дали трещину», - со знанием дела говорят другие. «Ушел в геи», - подозревают третьи.
Интересно, но все три вышеназванные версии, они же темы и эпизоды внутренней и внешней американской политики, в уходящем году плотно ассоциировались с Россией. Далеко идущих выводов делать не станем, но чем не повод оглянуться на минувшие месяцы и проанализировать: а как там с двусторонними отношениями США и России?
Тем более что и повод есть прекрасный: американский посол Майкл Макфол дал на эту тему интервью «Коммерсанту». Оно довольно любопытно уже хотя бы тем, что не содержит ни одного обвинения, ни одного поучения в адрес России. Не то что какая-нибудь Виктория Нуланд. А ведь если посмотришь новостные сводки, почитаешь комментарии экспертов - так мы в самом пекле холодной войны пребываем. Разве что с поправкой на новые технологии...
Впрочем, реальность всегда интереснее версий, даже самых смелых.
В беседе с обозревателем KM.RU авторитетные эксперты портала дали свои оценки качеству двусторонних отношений США и России в уходящем году:
Известный геополитик, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов:
- Мы можем наблюдать сегодня продолжение политического противоборства между двумя центрами мира - континентальным в лице России и морским в лице Соединенных Штатов Америки. Но я могу сказать, что в этом году эти отношения - отношения противоборства (а иными они и не будут), - начали несколько выравниваться. Если Россия раньше только подчинялась требованиям американской геополитики, то в этом году мы начали уже проявлять себя именно как центр континентального мира.
В сирийском вопросе именно Россия, а не Китай выступила инициатором сдерживания агрессии. Именно благодаря России Китай присоединился к ветированию резолюции по Сирии. Россия сильно выступила в истории со Сноуденом, где мы показали миру, что готовы самостоятельно решать такие вопросы, строго придерживаясь норм международного права и игнорируя давление извне. Но мы же и подставили плечо Бараку Обаме, когда на Петербургском форуме Владимир Путин указал ему выход из того тупика, в который забралась-таки американская политика.
Но не стоит расслабляться. Эти достижения, напротив, должны послужить лишь дополнительным стимулом. Нам нужно продолжать наращивать нашу самостоятельность во внешнеполитических вопросах, опираясь на разворот в пользу воссоздания былой мощи вооруженных сил; нужно стремиться и дальше говорить с американцами на равных. Сейчас же, по своим наблюдениям, могу констатировать, что Россия несколько «встряхнулась» и начала проводить свою самостоятельную политику в сфере безопасности. И это можно назвать ключевым моментом в двусторонних отношениях России и США в уходящем году.
Я бы это назвал возрождением русской традиции. Мы никогда на протяжении всей своей истории не хотели у кого-то что-то отвоевывать: наоборот, Аляску почти бесплатно отдали американцам. Но проявлением массового внутреннего цивилизационного кода является справедливость, и мы уверенно идем к этой своей мессианской сущности. Мы не хотим допускать агрессии против дружественных нам народов. Нам от американцев ничего не нужно, нам нужно только, чтобы они не влияли на нашу внутреннюю и внешнюю политику. И Путин здесь искренен. Нам не нужны новые территории, новые ресурсы. Мы лишь хотим, чтобы с нами считались, чтобы считались с нашими друзьями и со всеми другими народами. Хотим нормального равноправия и справедливости.
Заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор запаса Павел Золотарев:
- Утверждение, что отношения России и США в последнее время находятся на грани новой холодной войны, далеко от истины, оно не имеет под собой никакого основания. Надо напомнить, что холодная война основывалась на идеологическом противостоянии двух систем. Сейчас такого идеологического противостояния нет. Но на первый план вышли противоречия, скорее связанные с национальной культурой в широком смысле этого слова, в том числе культурой политической. Плюс вторая составляющая - это некая инерция современной холодной войны, которая проявилась в конкретной «холодной» политике Запада и США, и это привело к определенному недопониманию на данном этапе.
Если разобраться, то после развала СССР Америка стала проводить политику сдерживания, но уже в отношении России. Если мы посмотрим основные составляющие политики сдерживания, то борьба за сферы влияния и информационное противоборство сохранились. Мы сегодня - обе стороны - находимся в состоянии взаимного сдерживания. США и Запад повели себя как победители и сразу стали осваивать освободившиеся пространства. И пока никак не могут остановиться: события в центре Украины это показывают исчерпывающе. Ощущаем мы прекрасно и информационное противоборство, но мы его ощущали и многим ранее. Все это вкупе не дает оснований говорить о некоей новой холодной войне.
Источник:km.ru