Реформаторы добрались до науки
На прошедшем заседании Правительства, которое открывал премьер Дмитрий Медведев, речь зашла о переменах, которые ожидают российскую науку в ближайшее время. Медведев заявил, что сложившая система управления различными академиями наук государственного подчинения (а есть ещё и негосударственные) не отвечает новым требованиям.
Сегодня в России насчитывается 6 академий наук, среди которых и Российская академия наук, возглавляемая недавно избранным на свой пост академиком Фортовым. По мысли премьера академия наук в России должна быть одна, причём её сотрудники не должны отвлекаться от науки, решая проблемы, к примеру, ЖКХ, а новую объединённую академию может автоматически возглавить Владимир Фортов.
Через некоторое время министр образования и науки господин Ливанов объявил, что от 6 академий наук действительно планируется оставить одну – Российскую академию наук, в состав которой вольются академия сельскохозяйственных наук, академия медицинских наук и всё… А где же ещё три? Дмитрий Ливанов, отвечая на этот вопрос, говорит, что академия образования, академия художеств и архитектуры, академия строительных наук, возможно, исчезнут как таковые и в иной форме перейдут под «опеку» государственных органов исполнительной власти.
По какому принципу шёл предварительный отбор тех, кто попадёт в РАН, а кто угодит прямиком за пазуху федеральных исполнительных властей не ясно, и у кого в этом плане больше перспектив, тоже оценить заранее не представляется возможным.
Если рассмотреть выбор Кабмина, то получается, что наше Правительство продолжает видеть научную составляющую в сельском хозяйстве и медицине, но странным образом перестаёт видеть таковую, к примеру, в образовании (вот как…) Хотя и в первом случае такое видение со стороны Минобрнауки и Правительства тоже неоднозначно.
При этом Министерство образования и науки во главе с господином Ливановым объявляет, что на время реформирования научной системы выборы в академики будут приостановлены. На 3 года! Мол, пусть наша наука пока управляется силами уже имеющихся учёных мужей. Где-то такая же практика в новейшей России уже проскакивала… Ах, да! Дело было в Минобороны, ведомом Анатолием Сердюковым. Там в своё время решили «оптимизировать» число военных вузов, при этом объявив о замораживании набора молодых курсантов в эти самые вузы. Академики, конечно, люди, в основном, немолодые, но, видимо, будут отреформированы по тому же сценарию. Сначала – объединение с укрупнением и одновременной остановкой пополнения академических рядов, затем – новые шаги реформы, о которых только остаётся догадываться. В Минобороны при предыдущем министре были «зелёные человечки», а кто же тогда в Академии наук?..
Кстати, по поводу реформирования РАН пришла информация ещё и о том, что Правительство планирует создать некое специальное агентство, которое имуществом Российской Академии наук будет управлять. Ну, полное дежавю… Если это самое агентство ещё и назовут, к примеру, «Академсервис» или Департамент имущественных отношений РАН, то совпадение будет близкое к 100%. А в свете того, что страну ждёт ещё и масштабная амнистия экономических преступников, то в ближайшее время перед сотрудниками этого агентства может встать лишь одна задача: нахватать имущества больше, лишь бы до амнистии успеть… Микроскопы, телескопы, реторты и пробирки – всё сгодится… И это ещё не говоря о «непрофильной академической» недвижимости…
Если рассматривать предложение председателя российского Кабинета министров, то нужно сказать о том, что подобные мысли об «оптимизации» РАН высказывал ещё гуру образовательной реформации – господин Фурсенко, а затем уже идеями Фурсенко заразился и действующий министр образования Дмитрий Ливанов. Идеи касались того, чтобы лишить Российскую академию наук относительной независимости, и нацелить её на того, кого она должна видеть своим главным благодетелем. Чтобы деморализовать сотрудников РАН господин Ливанов не так давно решил сделать ход конём: заявил о том, что верхушка академии является экономически нечистоплотной, а потому академии нужен полный аудит. Потом, правда, пришлось просить извинения, но тоже в несколько провокационной форме.
Теперь, как мы видим, болезнь реформаторства РАН поразила и человека с ослабленным до этого дела иммунитетом – Дмитрия Медведева. Наш премьер не стал высказываться по поводу экономических нюансов реформы, но зато заявил, что сама система управления «этими структурами» (речь об академиях) «сложилась под влиянием субъективных факторов», и дело было в далёкие 30-40-е годы. Мол, академики, конечно, как-то там работали и работают, но только система их работа изначально была связана с чем-то архаичным…
Нет – то, что академики не должны заниматься вопросами латания крыш и вывозом мусора с территории, факт. То, что их от несвойственных им функций давно пора избавить, тоже факт. Но только нужно ли для этого создавать ещё и какое-то дополнительное агентство, которое непонятно кем будет возглавляться и кем контролироваться. Неужели нельзя было пойти по более простому пути. Складывается впечатление, что есть определённый круг лиц, которые под видом заботы о российской науке пытаются получить доступ к имуществу академий, которое выглядит лакомым куском. Одной только недвижимости на миллиарды рублей. Есть где разгуляться реформаторам...
Хотелось бы искренне верить в то, что этот самый «Академсервис» действительно даст возможность отечественным учёным заниматься наукой, взяв на себя, что называется, всю хозяйственную кухню, но… При том уровне коррупции, который наличествует в нашей стране, и ещё при подвешенности дела по «Оборонсервису», все эти слова о реформе академии наук с непременным созданием специального агентства кажутся, мягко говоря, странными.
Кто реально будет осуществлять объективный контроль над перемещаемым в процессе реформы имуществом? И не получится ли так, что объединение различных академий без вливания, скажем так, свежей «крови» приведёт к появлению новых проблем, которые окончательно парализуют научную деятельность этой организации…
Примечательно, что в тот момент, когда в Правительстве объявили о начале реформы в научной сфере, вышел материал, касающийся рейтинга мировых научных систем. Рейтинг подготовлен за рубежом, а потому ожидать от этого рейтинга каких-то хвалебных од в адрес науки российской априори не приходилось. Но, даже принимая во внимание всю субъективную сторону всевозможных рейтингов вузов и научных организаций, этот рейтинг превзошёл все остальные. Авторами, прости Господи, исследования стали «специалисты» из NPG (Nature Publishing Group). По их оценкам, Российская академия наук находится на 7-м месте с конца мировой табели… Другими словами, РАН заняла аж 193 место из 200 возможных по рейтингу публикационной активности…
При этом рейтинг разошёлся по многим мировым научным изданиям, да и в российском Правительстве с ним тоже явно познакомились. Важная деталь: при публикации рейтинга те же «специалисты» из NPG почему-то не подчеркнули, что исследовали они публикационную активность исключительно в англоязычных научных журналах. Конечно, об английском лингвистическом шовинизме последних лет мы знали, но чтобы дошло до такого… С таким же успехом можно опубликовать рейтинг научных систем мира по активности их публикаций в русскоязычной прессе, ведь русский язык из состава языков ООН никто не исключал… Так тогда уже американская и британская научные системы оказались бы на рейтинговых задворках. Но только у нас такими вещами не занимаются. Хотя, иногда думаешь, что зря. Информационные войны, как мы видим, и здесь ведутся в полном объёме. Достаточно взглянуть на государственную принадлежность нобелевских лауреатов последних пары десятилетий. Граждане США там впереди планеты всей…
Каким бы однобоким это исследование NPG ни было, а рейтинг-то своё дело сделал – вчитываться в нюансы исследования многие не стали, потому и успели увязать «193-ю» позицию РАН с её «неэффективностью», что ещё больше разогрело горячие головы. Те горячие головы, которые жаждут реформы научной системы и прихода в неё «эффективных менеджеров».
Автор Володин Алексей
источник:topwar