Японцы решили потревожить разрушенную АЭС «Фукусима-1»: Дальний Восток напрягся
Борис Марцинкевич: «Если расплав из реактора доберется до грунтовых вод — это очень серьёзные последствия в будущем»
Михаил Зубов
Материал комментируют:
Борис Марцинкевич
Специалисты из Японии на этой неделе начали экспериментальную операцию по извлечению радиоактивных веществ из аварийной АЭС «Фукусима-1». Об этом сообщил оператор станции — Tokyo Electric Power Company Holdings Inc. (TEPCO).
Согласно планам оператора, специализированный робот должен изъять фрагмент расплавленного топлива, которое вытекло из реактора. Ожидается, что вся операция займет около двух недель.
Изначально планировалось, что операция стартует 22 августа, однако из-за технических проблем её отложили.
Суть этих проблем объяснили сами же операторы станции. В качестве направляющей для робота используется конструкция из 5 труб.
С первой попытки сотрудники компании-подрядчика установили их в неправильной последовательности, что было замечено лишь перед началом эксперимента. В результате подготовка была остановлена, конструкцию разобрали и собрали заново.
По оценкам специалистов, среди которых инженеры «Росатома», под руинами трёх реакторов может находиться около 880 тонн кориума (неологизм от английского слова core — ядро) — вещества, которое образуется в результате расплавления активной зоны реактора.
Кориум — это подобный лаве очень радиоактивный расплав из ядерного топлива, металлоконструкций реактора и превратившихся в жидкость минералов, на которые наплывала сверху ядерная «магма».
К кориуму в «Чернобыле» допускали людей в максимальной защите, и некоторые из них выжили. Например, это учёный Артур Корнеев, которому даже удалось сделать фотографию расплава.
До кориума на «Фукусиме-1» до сих пор допускали только роботов, но ни одна машина не вернулась. Уровень радиации в недрах под «Фукусимой-1» настолько выше чернобыльского, что до сих пор его не удавалось измерить.
О том, насколько опасны для российского Дальнего Востока попытки TEPCO прорваться в ядерный ад — «Свободной Прессе» рассказал физик, специалист по ядерной энергетике и главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич.
«СП»: Борис Леонидович, раньше Япония привлекала «Росатом» к своим экспериментам на «Фукусиме -1». Сейчас специалисты TEPCO действуют сами по себе. А если из недр вырвется радиация от сотен тонн кориума, что будет с Дальним Востоком?
— Насколько я понимаю, специалисты TEPCO поддерживают контакт с «Росатомом», но не смогли пригласить наших специалистов по политическим причинам. За японским экспериментом следит МАГАТЭ, которое сообщило, что работы соответствуют стандартам безопасности.
Задача перед японцами стоит очень сложная — добыть образцы кориума, который ушёл достаточно глубоко под землю.
Конечная цель — нейтрализовать этот кориум, на это могут уйти многие десятилетия. Но прежде, чем что-то планировать, необходимы образцы, чтобы понять состав вещества.
Это — расплавившееся ядерное топливо, которое также расплавило циркониевые трубочки, в которых находилось, затем упало на дно реактора, прожгло сталь и бетонные конструкции.
Каков окончательный химический состав того, что получилось в итоге всех этих реакций, — до сих пор можно было только предполагать.
Речь пока идёт только о том, чтобы добыть небольшое количество вещества, измерить температуру и уровень радиации в недрах. Теоретически, радиационная опасность от самого эксперимента для нашего Дальнего Востока должна отсутствовать.
«СП»: Но для того, чтобы попасть в недра, японцы просверлили сеть туннелей, да ещё и трубы собрали неправильно. Все это настораживает…
— В любом случае наибольшей опасности подвергаются научные сотрудники этого проекта. Роботу необходимо добраться до кориума, взять образец и доставить его обратно. Но после того, как робот оттуда выберется, он сам станет высоко активным предметом, который тоже нужно нейтрализовать.
Из лап этого робота образец не возьмёшь. Это тоже очень сложная инженерная задача.
Но говорить о том, что такая разведка представляет опасность для региона не приходится потому, что это — уже не первая попытка. До сих пор роботы там просто горели, не выдерживая такого уровня радиации, и не возвращались.
«СП»: А если этот сверхоблучённый робот вернётся и вывалится из трубы в море?
— Это плохой вариант.
Согласимся, что задача, которую сейчас выполняют на «Фукусиме-1» учёные и инженеры — не тривиальная. Поэтому мы можем только пожелать успехов японским исследователям. Дай Бог, чтобы в этот раз хоть что-нибудь получилось изъять из недр, и обошлось без ЧП.
«СП»: А, может быть, лучше оставить этот кориум в покое? Он утёк на достаточно большую глубину и сам себя «закопал»…
— Дело в том, что если его активность не снижается, если он не остывает, то он, вероятно, продолжает углубляться. И может добраться до грунтовых вод, а это — очень серьёзные последствия в будущем.
Куда эти грунтовые воды движутся, где они в итоге окажутся? В какой-то реке, в море…
«СП»: Но пока кориум не добрался ни до вод, ни до океана?
— Пока нет, иначе бы мы все об этом знали. Но что с ним делать дальше? Оставлять его там? Но он может содержать элементы, которые сохранят радиоактивность до 300 тысяч лет.
Опасно держать его там, имея в виду сейсмическую активность Японии. А если он шевельнется и двинется, куда не просили?
«СП»: Что можно рассказать о прошлых работах на «Фукусиме-1», в которых участвовал «Росатом»?
— Первый робот для погружения к кориуму делали совместными усилиями: «Росатом», японцы, специалисты из США и Франции. Робот был на кабеле, и кабель не выдержал радиации.
По ходу следующих попыток кабели уже не использовали, но сгорали роботы.