Истинные цели СВО в Газе: Демилитаризация и денацификация по-израильски
Нетаньяху наконец-то рассказал о том, что Израиль хочет сделать с Палестиной
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Владимир Блинов Михаил Нейжмаков
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху представил военно-политическому кабинету план послевоенного урегулирования в Газе — предложение по «дню после» ХАМАСа, сообщил его советник Дмитрий Гендельман.
Представленный документ предполагает, что, Израиль продолжит войну до достижения своих целей: уничтожения военного потенциала и властной инфраструктуры палестинского исламистского движения ХАМАС, возвращение пленных и «предотвращение угрозы, исходящей из сектора Газа, на длительный срок».
Согласно плану Нетаньяху, после этого Израиль сохранит «оперативную свободу» в секторе Газа на неограниченный срок, также сохраняется зона безопасности у границ страны. Также предлагается создать «южный заслон» на границе региона с Египтом, чтобы предотвратить поступление контрабанды, в том числе через КПП Рафах. Кроме того предполагается полная демилитаризация сектора Газа, за исключением оружия, необходимого для поддержания общественного порядка.
Нетаньяху также предлагает передать власть в регионе «местным силам, имеющим административный опыт», которые при этом не связаны с поддерживающими террор государствами и организациями.
«Будет проведена программа дерадикализации, охватывающая все религиозные институты, образование и социальную сферу в секторе Газа, и это по возможности при участии и содействии арабских государств, имеющих опыт дерадикализации на своей территории», — отмечается в документе.
Что-то уж больно напоминает наши «демилитаризацию» и «денацификацию» на СВО на Украине — то есть достаточно абстрактные понятия, в которые можно вложить все, что потребует текущий момент.
Ну, а если говорить конкретно по предложенному? Насколько это реально — уничтожить ХАМАС?
— На самом деле этот план предполагает последовательную реализацию того, о чем Израиль заявлял с самого начала конфликта, — считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Появление подобного документа сейчас объясняется тем, что эйфория начала войны закончились, бои затянулись, и настало время хладнокровно очертить цели, без достижения которых прекращать боевые действия неразумно.
На мировой арене все чаще звучат слова о том, что Нетаньяху перегнул палку в ударах по Сектору Газа и должен уйти с поста премьера. Внутри страны огромное число граждан считает его виновным в неспособности армии Израиля противостоять нападению ХАМАС. Все говорят о том, что политическая карьера Нетаньяху закончилась. Подобные констатации раздаются уже не первый год, но каждый раз старый лис находит лазейки остаться у власти.
Безусловно, описанные в плане положения нереализуемы. Возможно, этим документом Нетаньяху обозначает себя в качестве последовательного сторонника войны. И если кто-то начнет выступать против него, то окажется записан в пособники палестинцев.
Возможно, Нетаньяху задирает планку, чтобы иметь возможность обвинить политических противников в том, что ему не дали довести войну до конца. А, может быть, накануне необходимости начать переговоры с ХАМАС он стремится умыть руки, чтобы это сделал кто-нибудь другой. Посмотрим.
— Собственно, в варианте плана, который представил советник Биньямина Нетаньяху Дмитрий Гендельман, все изложено достаточно подробно, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— По сути, его ключевые положения — сохранение Израилем «оперативной свободы действий во всем Секторе Газа на неограниченный срок», «военного контроля над всей территорией к западу от Иордана», «зоны безопасности у границ» (включая «южный заслон» между Газой и Египтом), а также устранение факторов, которые фактически или потенциально могут укреплять базу влияния радикальных исламистских групп. Включая требование Тель-Авивом закрытия Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), сотрудников которого Израиль неоднократно обвинял в сотрудничестве с ХАМАС.
«Дерадикализация» в рамках этого плана, судя по всему, предполагает кадровую чистку религиозных структур, социальных учреждений и сферы образования, увольнение оттуда сотрудников, подозреваемых в симпатиях к радикальным исламистским группам. При этом оговорка, что эта часть плана будет реализовываться «при участии и содействии арабских государств», по сути является еще одним предложением Тель-Авива о сотрудничестве спецслужбам прагматично взаимодействующих с ним арабских стран. Прежде всего, конечно, Египта, а также Катара, а на перспективу, возможно, и Иордании, отношения Израиля с которой сейчас переживают сложный период, но вполне могут перейти в режим оттепели в будущем. Характерно, что говоря только об «арабских странах», представители Израиля выводят за скобки Турцию, которая также стремится оказывать влияние на ХАМАС и Сектор Газа. Впрочем, этот тезис не препятствует возможности непубличных консультаций между Тель-Авивом и Анкарой, в том числе по линии спецслужб.
«Демилитаризация» — по сути, синоним «уничтожения военного потенциала и властной инфраструктуры ХАМАСа и «Исламского джихада», о чем представители Израиля заявляли неоднократно.
«СП»: О чем говорит тот факт, что такой план появился только сегодня?
— В общем-то близкие по духу тезисы Израилем уже неоднократно озвучивались в период после октября 2023 года. Мотивы команды Биньямина Нетаньяху вполне понятны — более высокая планка требований отвечает ожиданиям значительной части израильских граждан и при этом создает пространство для маневра в рамках переговоров Тель-Авива с внешними игроками.
«СП»: Можно ли вообще уничтожить ХАМАС? Тем более, если он имеет подавляющую поддержку населения…
— Действительно — даже ослабленное, движение ХАМАС вполне может сохранить значительную сеть сторонников. Но и максимальное ослабление этой организации может не устранить проблем для Израиля, так как ту же нишу будут стремиться занять другие радикальные исламистские группы.
«СП»: Насколько осуществимо все остальное, представленное в плане? Будет ли Египет помогать с «южным заслоном»? А что за силы, имеющие административный опыт? Они наверняка будут так или иначе связаны с ХАМАС. Реальна ли эта «дерадикализация»? На месте ХАМАС просто возникнет что-то новое…
— Взаимодействие по линии Израиль-Египет наверняка будет происходить и в дальнейшем, тем более, что и сейчас Каир вовлечен в ситуацию вокруг Газы. Но нюансы такого взаимодействия зависят от того, в какой мере Тель-Авиву удастся контролировать ситуацию в Секторе Газа. Очевидно, что, чем более проблемной будет реализация планов Израиля на этом направлении, тем больше ответных шагов в своих интересах будет требовать Каир.
В прессе периодически появляются сообщения о поиске Израилем подходящих палестинских кадров для управления и решения гуманитарных задач в Секторе Газа. В частности, Reuters со ссылкой на свои источники сообщало о планах Тель-Авива организовать «гуманитарные анклавы» с гражданской администрацией из местных управленцев в тех частях этого сектора, которые перешли под контроль израильских военных.
«СП»: Насколько этот план может быть поддержан Западным берегом и внешними игроками?
— Собственно, представители команды Махмуда Аббаса уже подвергли этот план критике. Так, представитель Палестинской национальной администрации Набиль Абу Рудейна недавно отметил, что «Газа войдет в состав независимого Палестинского Государства со столицей в Иерусалиме, любой другой план обречен». С другой стороны, понятно, что Махмуд Аббас и его соратники в любом случае будут публично дистанцироваться от Тель-Авива.
Скорее всего в руководстве Израиля, помня об опыте предыдущих лет, сомневаются, что нынешние руководители ПНА смогут удержать контроль над Сектором Газа даже в случае, если бы Тель-Авив сделал на них фактическую ставку в этом вопросе. Тем не менее, реализация масштабной программы поиска палестинских кадров, не связанных с ХАМАС, для работы в секторе, вряд ли обойдется без фактического взаимодействия между ПНА и представителями Израиля.
Позиции внешних игроков будут отличаться. Понятно, что стремление Израиля максимально замкнуть на себя работу с Сектором Газа в рамках этого плана не отвечает интересам не только Ирана, но и Турции. Кроме того, не только арабские государства, но и, например, представители стран ЕС, готовые к прагматичному взаимодействию с Тель-Авивом, наверняка захотели бы иметь более широкие возможности по работе с властями Сектора Газа (которые, гипотетически, могут быть сформированы в случае существенного ослабления ХАМАС) напрямую, снизив роль Израиля в этом вопросе.
«СП»: С начала конфликта было много разговоров о том, что Израиль хочет окончательно решить вопрос Газы, оккупировав эту территорию, выдавив или уничтожив арабское население для последующей аннексии. По-вашему, были ли такие планы?
— Вытеснение из Сектора Газа арабского населения вряд ли было бы поддержано арабскими странами, для которых такой сценарий нес бы существенные риски — не только потоки беженцев, но и усиление активности радикальных группировок на их территории, которые на этом фоне стали бы проводить активную мобилизацию сторонников. Прежде всего, такие риски затронули бы Египет. Да и для США такой сценарий осложнил бы работу со странами исламского мира (в том числе, с общественным мнением в таких странах).