Восточные европейцы слезно просят тетушку Урсулу помочь вывезти излишки зерна
Закопавшись по уши в украинской пшенице, Польша и другие соседи могут запросто разорить своих фермеров
Юрий Енцов
Материал комментируют:
Василий Колташов
У фермеров из Восточной Европы буквально кипит возмущенный разум. Они уже готовы на все: блокируют пограничные переходы, забросали яйцами министра сельского хозяйства, который попался под руку, едва не пустив его на силос. А все из-за того, что наплыв зерна с Украины угрожает их бизнесу. Происходящее неуклонно подрывает репутацию местных политиков, которые, кто бы мог подумать, оказывается сами не могут транспортировать зерно ни по морю, ни по железной дороги. Их работа — лозунги декларировать и только, а все остальное ложится на плечи избирателей.
Все началось с того, что Польша с другими восточноевропейскими государствами, решила помочь незалежной с вывозом зерна на мировые рынки, после того, как ВСУ заминировали Одесский порт. Ведь, казалось, портов в Европе так много. Свое намерение новые европейцы выполнили только частично: с Украины зерно вывезли, а вот дальше — никак. А это угрожает местным сельхозпроизводителям, лишая их средств к существованию, поскольку торговля пшеницей выросла здесь более чем в десять раз по сравнению с предыдущим годом, пишет агентство «Блумберг».
Экономист Василий Колташев напоминает, что Евросоюз принял на себя основной удар мирового перепроизводства продовольствия:
— Очевидно, что в условиях девальвационных волн, последовавших за повышением процентной ставки американской ФРС, а перед этим высокой инфляцией, уровень жизни во множестве стран снижается. И уровень потребления, в частности продуктов питания, будет снижаться.
Европейский союз принял максимальный объем зерна с Украины, таким образом усилив у себя этот эффект перепроизводства. Это вызовет сильнейшее недовольство фермеров на протяжении всего текущего 2023 года, ведь этот переизбыток не рассосется. По всей видимости, раздражение этим обстоятельством будет переходить в политические формы. Ясно, что ситуация создана искусственно, для открытия европейского рынка для продукции с Украины. Все ранее существовавшие квоты были просто сняты.
«СП»: Сообщается, что ЕС даже освободили импорт зерна от требования ветеринарных или фитосанитарных сертификатов, чтобы облегчить транзит, но это мало помогает. Зато можно ждать эпидемии отравления спорыньей и массовых галлюцинаций, как происходило в Средние века, когда это называли «ведьмина корча».
— Да, даже санитарные барьеры сняты, они ввозят буквально все. Это, конечно, поддерживает экономику бывшей советской Украины, но для европейских фермеров происходящее — катастрофа. Хотя для животноводов хорошо, у них появился дешевый корм. Но с точки зрения земледельцев это просто беда, потому что цены демпинговые.
Единственное, на что рассчитывают европейские чиновники, что недовольство фермеров не передастся горожанам, поскольку переизбыток дешевого зерна — это в некотором смысле «колониальный товар», дешевый продукт с периферии. А он ведь делает существование жителей метрополии не таким горьким. Это ограничивает инфляцию, рост цен на продовольствие в ЕС, которые были существенными на протяжении последних полутора лет. Некий фактор, мешающий дальнейшему росту цен. Ведь долго поднималась стоимость энергоресурсов. Так что это такая форма смягчения ситуации для массового потребителя, снижения его политического недовольства.
«СП»: К тому же фермеров в ЕС, особенно в Старой Европе, совсем немного?
— Да, и фермеров, и сельхозрабочих в Европе немного. Их акции протеста считаются переносимыми издержками. Европейская бюрократия никогда не любила своих фермеров. Старалась их уничтожить, по возможности заменить крупными хозяйствами, и лучше за пределами Евросоюза. Это хорошо видно по тому, как продвигались египетские апельсины, или фрукты из Турции. А ведь в Европе есть страны, в которых местные фермеры выращивали такие же сельхозкультуры. Но местных задвигали, выдавливали из сетей супермаркетов и заменяли крупными поставщиками, связанными с европейским большим бизнесом.
«СП»: Руководители четырех государств ЕС, окружающих Украину, и примкнувшая к ним Болгария, написали письмо президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, в котором призвали увеличить финансовую поддержку фермеров, купить у них излишки зерна или даже ограничить импорт из Украины…
— Если говорить о том, что думают европейские чиновники, то им фермеров нисколько не жалко. Они абсолютно уверены, что так с фермерами поступать можно.
Зато что касается остальных заинтересованных сторон, то, во-первых, смягчается ситуация на Украине, и, во-вторых, для жителей Евросоюза она тоже смягчается, что уже сейчас можно выдавать за успех адаптации к жизни без российских углеводородов.
Замелькали агитационные ролики местных экономистов и политологов: смотрите, ничего страшного, мы обходимся без российского газа. Вы боялись дороговизны, но все не так ужасно. И вообще, «все нормально»!
«СП»: Так что восточноевропейским фермерам придется разбираться с проблемой самостоятельно, а этой весной вовсе не засевать свои поля пшеницей?
— Они постараются уменьшить посевные площади. Вообще мировая экономика нуждается в уменьшении объемов производства. Это видно, например, по решению ОПЭК+ еще на миллион баррелей в сутки сократить добычу нефти.
Это понятно и по рынку зерна. Ведь в условиях, когда ФРС США, Банк Англии, европейские центральные банки повышают ставки, цены на мировом рынке начинают снижаться. Это чревато экономической депрессией. Поэтому страны с развитым агросектором и обширной добычей природных ископаемых понимают, что если Запад снижет тонус мировой экономики, то либо они сократят добычу и производство, либо в результате возьмут на себя издержки Запада.
Поэтому надо сокращать. Эта логика присутствует как стихийно, так и сознательно, в случае с ОПЭК. В случае с зерном нет такого зернового блока производителей, который мог бы что-то решить, но, тем не менее, на зерновом рынке тоже есть такие предпосылки.
Но нам в России не нужно сокращать производство зерна, а развивать свое животноводство svpressa.ru/economy/article/367344/. Следует искать решения, которые позволят обойти эту ситуацию. У нас имеется избыток кормового зерна, значит надо найти ему применение. Не нужно замыкаться на том, что мы вывозим зерно на экспорт и этим ограничиваться.
«СП»: Получит ли голодающая Африка зерно, застрявшее в Польше и других странах Восточной Европы?
— Вопрос зерна — это вопрос заплаченных за него денег и надежности выполнения контрактов. С точки зрения цены, ситуация для африканских стран гораздо лучше, чем была раньше, еще полгода назад. А с точки зрения имеющихся у них средств на покупку зерна, то им надо исходить из собственных бюджетов, больших подарков им никто не сделает.
Ну, Россия сделала подарок, может еще Соединенные Штаты что-то пошлют в бедные страны, сделав запоздалый пиар, когда цены упали. Но вообще это вопрос платежеспособности национальных валют, их бюджетной политики.
К зерновой сделке с Украиной это не имеет никакого отношения, потому что касается надежности исполнения соглашений. Если в Евросоюз зерно можно просто «привезти и свалить», то бедные страны ожидают прибытия продовольствия в срок. Украина в случае поставок пшеницы в страны Леванта все сроки сорвала, просрочив доставку грузов на три месяца. Для голодающих стран ждать три месяца — это не вариант. Поэтому они покупают зерно у тех, кто его гарантированно привезет, а не будет вести «бизнес по-украински». То есть у России.
Вот и евро-джентльмены не соблюдают соглашение о том, что Европа станет транзитной зоной для украинского зерна на пути в Африку. Это не сработало, зерно осталось в Старом Свете. Переизбыток его был создан «узкими местами в инфраструктуре», а также узким кругозором местных политиков, советовавших своим фермерам отложить продажу прошлогодней продукции. Так министр сельского хозяйства Польши Хенрик Ковальчик советовал производителям: не продавайте свое зерно, цены вряд ли упадут!
Те так и сделали, придержав свой урожай в ожидании повышения цен «после победы ВСУ». Но тут бац: фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали почти вдвое по сравнению с рекордами, достигнутыми сразу после начала спецоперации, поскольку у других поставщиков, таких как Россия и Австралия — огромные урожаи, развеявшие опасения по поводу дефицита предложения.
Но премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий тянет старую песню: мы должны помочь Украине в транспортировке и продаже зерна в страны за пределы ЕС, в Африку. В него же еще не бросали яйцами, как в министра сельского хозяйства. Но и у него появился новый куплет: не за счет польских фермеров. Но в Польшу уже ввезли два с половиной миллиона тонн, в то время как в прежние годы ввозили 100 тыс тонн.
Все происходящее может иметь политические последствия. В Польше и Словакии предстоят выборы в конце года, а фермеры тоже электорат. В Словакии в опросах лидирует бывший премьер Роберт Фицо, который против антироссийских санкций и поставок оружия на Украину. Болгария, где выборы уже состоялись, в похожей ситуации. Другое дело, что иных политиков, кроме прозападных, в этих странах похоже не осталось. И значит даже новые власти будут, уподобившись старым, рыскать по карте в поисках новых маршрутов транспортировки излишков зерна. А ведь кроме него наблюдается беспрецедентный рост импорта в Европу масличных культур, яиц, птицы, сахара, яблочного сока, ягод, яблок, муки, меда и самое главное — макарон. То ли к осаде готовятся, то ли будут их вешать на уши своим избирателям.