Кровавая скважина
07 фев, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Кровавая скважина

Отклик на статью «Злой Африканский рок»

Планы Запада поживиться в растерзанной стране нефтью и газом остаются в силе

Сомали – вправду несчастная страна. Она была, напомним, разделена на три колониальных сектора: французский, британский и наиболее обширный – итальянский. В 1960-м два последних по предписанию ООН объединили в Государство Сомали. Франция же не отказалась от своего сектора, расположенного на берегах пролива (между Красным морем и Индийским океаном), где проходит в обе стороны около 15 процентов мировых потоков нефти. И чтобы Могадишо не попытался взять колонию силой, Париж переименовал ее в 1967 году во «Французскую территорию афар и исса». А независимой она стала только в конце июня 1977-го под названием Республика Джибути – по названию столицы и главного порта страны.

“ Генерал-неосталинист не спешил распечатывать закрома, предпочитая обрести максимальную выгоду от новых нефтегазовых концессий ”

Характерно, что Риму, потерпевшему поражение во Второй мировой, было разрешено сохранить за собой итальянское Сомали, а это около 80 процентов общей территории государства в границах 1960 года. Причина щедрости союзников СССР – противоречия между западными державами на Африканском Роге, возникшие после 1945-го. Кстати, в итальянском и французском Сомали внутриполитическая и межэтническая ситуация была спокойнее, чем в британском.

Между тем Лондон вынашивал проект объединения своего сектора с сопредельной восточноэфиопской провинцией Огаден, освобожденной в 1941–1942 годах от итальянской оккупации. С 1944-го этой так называемой зарезервированной территорией де-факто управляла военная администрация британцев, но император Хайле Селассие требовал воссоединения Эфиопии с регионом. Лондон официально согласился с этим только в 1948-м. Но лишь с 1954 года регион стал в полном смысле эфиопским (британские войска ушли к концу 1955-го).

Кровавая скважина

Подоплека всех этих эксцессов – крупные запасы нефти и особенно газа. По ряду оценок, недра Огадена и северного (экс-британского) Сомали содержат минимум 200 миллиардов кубометров газа (включая шельф). Еще в середине 1945-го американская Sinclair Oil and Gas Company, опередив британские фирмы, получила в эфиопско-сомалийском приграничье 50-летнюю концессию, правда, в конце 1956 года досрочно от нее отказалась из-за прессинга западноевропейских конкурентов и сложных условий залегания сырья. Затем территорию бурили компании ФРГ, Великобритании, Канады, Малайзии, другие фирмы из США.

Советские геологи – СССР с конца 60-х до середины 70-х был главным союзником и спонсором Сомали – подтвердили нефтегазоносность приграничья, они же обнаружили признаки углеводородов в «глубинке» экс-итальянского Сомали. Позже это подтвердили китайские геологи. Но тогдашний сомалийский режим – страной в 1969–1989 годах правил генерал-неосталинист М. С. Барре – не спешил распечатывать закрома, предпочитая обрести гарантированную, притом максимальную выгоду от любых стран и их компаний за счет новых нефтегазовых концессий.

За Огаден при Барре была спровоцирована война с Эфиопией («Непримиримые союзники», «ВПК», № 5, 2016), но овладеть провинцией сомалийским войскам не удалось. Похоже, на этот конфликт Могадишо сподвигли западные компании, поныне планирующие создать из Огадена и соседнего региона Сомали «единое нефтегазовое поле». Что, кстати, проистекает из упомянутого лондонского проекта конца 40-х – начала 50-х.

После свержения Барре эта страна более четверти века пребывает в том состоянии, которое подробно обрисовал Евгений Сатановский. Но, по имеющимся данным, от планов поживиться в растерзанном Сомали нефтью и газом западный бизнес не отказывается…

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация