Дружба по предоплате
Страна восходящего солнца была мишенью для колкостей Дональда Трампа на протяжении всей его предвыборной кампании. Он требовал от японцев больше тратить на содержание американской базы на Окинаве, угрожая в противном случае разорвать военный союз. И японские власти, словно предчувствуя перемены, увеличили финансирование армии.
В 2017 году силы самообороны страны получат рекордные 5,13 миллиарда иен (43,66 млрд долл.). Рост военных расходов объясняют, в частности, ракетными угрозами со стороны КНДР, поэтому 1,5 миллиарда долларов ассигнуются на закупку американских управляемых систем ПРО Patriot. В арсенале сил самообороны появятся американские ЗУР SM-3 Block IIA, которые будут устанавливаться на военных кораблях с системой раннего предупреждения Aegis. Японцы намерены создать субмарину собственного проекта, вооруженную ракетами с дальностью стрельбы 300 километров. Подводные лодки планируется разместить близ архипелага Сенкаку – из-за этих островов давний спор с Китаем.
“ В 2017 году у Японии рекордный оборонный бюджет за все послевоенное время ”По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), с таким размахом программ вооружения Япония в 2017 году войдет в тройку лидеров по военным расходам. Все предпосылки для этого есть. По словам премьер-министра Синдзо Абэ, правительство может расширить понятие самообороны, включив в него неприкосновенность территорий союзников, прежде всего США.
Деловая газета «Нихон кэйдзай» обеспокоена перспективами японо-американского военного альянса. Трамп критикует договор о взаимной безопасности между Вашингтоном и Токио и выступает за то, чтобы Япония обладала ядерным оружием. Ей, по-видимому, придется пересмотреть оборонный бюджет и полностью нести расходы на присутствие американских войск. Если политика Трампа под девизом «США прежде всего» станет более изоляционистской, кто займется обороной Японии, задается вопросом «Нихон кэйдзай». То, что Штаты намерены в конце года передать японским властям часть территорий на Окинаве, – весьма показательный шаг, если вспомнить, что соглашение об этом заключено еще в 1996-м, но с 2002-го его реализация была заморожена.
Япония готова начать новый раунд двусторонних отношений позитивно. Синдзо Абэ еще до инаугурации добился свидания с Дональдом Трампом. После переговоров премьер заявил, что его встреча с избранным президентом США прошла в чрезвычайно теплой атмосфере. Главное, что объединяет Вашингтон и Токио, – военная угроза Китая. Однако высказывания Трампа настораживают союзника: «Если Японию атакуют, по договору мы бросим лучшие силы на ее защиту. Если же нападут на нас, они могут просто сидеть дома и смотреть свои телевизоры Sony. Нужно, чтобы Япония сама защищала себя в случае угрозы со стороны Северной Кореи. Нужно всегда быть готовыми выйти из соглашения о взаимной безопасности».
Юго-Восточная Азия в числе регионов, где существующие противоречия между странами с высокой вероятностью могут вылиться в открытый и масштабный военный конфликт. Формально главным яблоком раздора являются спорные территории в Южно-Китайском море, но ключ ко всему – противостояние между Китаем и США.
Япония по сути осталась единственным надежным союзником и партнером Штатов в регионе. После скандальных антиамериканских шагов президента Филиппин Дутерте это очевидно.
И японская сторона не смогла не отреагировать. «Я считаю, что этого достаточно», – заявила японский министр обороны Томоми Инада, комментируя требования Дональда Трампа к странам, где размещены американские базы, нести больше расходов. «Союз между США и Японией – залог безопасности для нашей страны, присутствие американских военных в нашей стране важно не только для нашей обороны, но и для мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этой связи нам следует более предметно подойти к реализации программы перевооружения».
На средства увеличенного оборонного бюджета японские власти намерены закупить американские стратегические беспилотники RQ-4 Global Hawk и самолеты для ведения разведки (преимущественно в Восточно-Китайском море). Силы самообороны Японии должны получить 28 новых F-35, в общей же сложности страна планирует купить 42 истребителя такого типа. Кроме того, японцы намерены модернизировать четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767.
В соответствии с новой стратегией планируется увеличить на две единицы число эсминцев с боевой информационно-управляющей системой Aegis и противоракетами SM-3 на борту. Парк подводных лодок должен вырасти с нынешних 16 субмарин до 22, а количество основных боевых танков, напротив, сократится с 740 до 300 единиц. Средства, сэкономленные в результате списания техники, планируется потратить на укрепление системы ПРО и закупку колесных высокомобильных боевых машин, включая 50 десантных амфибийных. Половина японских вооруженных сил должна стать мобильной, чтобы войска можно было перебрасывать в любой заданный район в кратчайшее время.

Есть обстоятельства, объясняющие значительное увеличение японских военных расходов. Одно из них – северокорейский синдром. В расширенное понятие самообороны Токио включит, в частности, перехват северокорейских баллистических ракет, выпущенных по американской территории. Этот проект, несомненно, требующий больших расходов, уже реализуется. За ним могут последовать другие программы, которые в конечном счете приведут Японию к необходимости если не отменить, то значительно скорректировать 9-ю статью конституции («Особая статья»).
В КНР не скрывают желания расквитаться с Японией за бойню, устроенную в китайских городах во время Второй мировой войны. И если конфликт из тлеющего станет горячим, без военной помощи и поддержки от США Стране восходящего солнца не сдюжить.
Японские аналитики приходят к выводу, что структура мирового сообщества, в центре которого находятся США, серьезно изменится. Велика вероятность, что Россия и Китай, которых сдерживала администрация Барака Обамы, укрепят свое влияние. Может пошатнуться безопасность Европы, Ближнего Востока и Азии, предупреждают эксперты.
Между Россией и Японией в последнее время идут переговоры по усилению экономического сотрудничества, причем речь о масштабных проектах. Страна фактически выходит из режима антироссийских санкций. Важнейшей темой является участие в российских проектах доставки энергоносителей в Дальневосточный регион, что крайне актуально для Японии с ее хроническим энергодефицитом. Кроме того, Токио заинтересован во встраивании в создающиеся евроазиатские логистические маршруты, в частности рассматривается проект продления Транссибирской магистрали до Хоккайдо.
Аналитики в Токио делают вывод: если необходимая поддержка не будет оказана Соединенными Штатами, страна может вписаться в евразийские проекты России просто потому, что у нее не останется выбора, кроме как стать еще одной жертвой «мягкой силы» Кремля.
Япония все послевоенное время пребывала в благостной тени американского ядерного зонтика и поэтому тратила на оборону смехотворные деньги. Это позволило сотворить пресловутое экономическое чудо. Однако с приходом в Белый дом Дональда Трампа Стране восходящего солнца предстоят нелегкие времена и непростые решения насчет своей безопасности.
Все это потребует от японского истеблишмента в кратчайшие сроки искать новые приоритеты, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
И здесь не обойтись без перестройки отношений, прежде всего с Китаем, Россией и Кореей.