Не Крымом единым
Какая в нашей стране идеология? В обществе пока нет ответа на этот вопрос. Продолжать жить без идеологии – навлечь большие беды.
За исключением постсоветских лет в нашей стране всегда была внятная государственная идеология, определяющая стратегию развития. Нет нужды напоминать, чем отличалась дореволюционная имперская от советской. Но стержнем обеих была идея, формирующая целеполагание и вектор приложения духовных сил государствообразующего народа. С ее увяданием и дискредитацией разрушались система взглядов, восприятие прошлого, настоящего и будущего страны. Крах идеологии, служащей стержнем государственной пирамиды, и в феврале 1917-го, и в августе 1991-го привел к распаду государства.
“ Серьезная ошибка властей – отсутствие умной и настойчивой пропаганды достижений новой России ”А примерами как раз идеологической бесхребетности, ставшей синонимом нестабильности, могут служить два коротких исторических периода: Смутное время начала XVII века и либерально-буржуазная республика 1917 года. Что пресловутая Семибоярщина, что правительство Керенского, поманив народ неслыханной доселе свободой, лишили его главного – ответа на вопрос: ради чего и кого она?
Неограниченная, вышедшая из берегов свобода была в итоге возвращена Земским собором 1613 года в привычное лоно православного народного самодержавия и вогнана Октябрьской революцией в рамки пролетарской диктатуры.
Постсоветский период, длящийся без малого тридцать лет, не тот срок, за который можно дать народу успокоение и гарантии стабильности. Это задача для индоктринированной в массы идеологии, дающей ясные ответы на вопросы: для чего мы живем, ради чего и кого воплощать свою свободу? Ответы пока не получены, и граждане России, пережив период полураспада и благополучие середины 2000-х, все больше атомизируются, выбирая самую примитивную в таких случаях идеологию потребления, личного обогащения и сытого равнодушия.
Время от времени власть предпринимает попытки найти общую идеологическую платформу, на которой можно строить будущее. То национальной идеологией объявляется патриотизм (без уточнения – какой, что для страны, по-прежнему поделенной на «белых» и «красных» принципиально), то предлагается законодательно закрепить новую национальность – россияне (хотя при переписи 2010 года 80 процентов граждан уверенно назвали себя русскими).
Но какие бы ни выдвигались национальные прожекты, ясно, что вопрос не сдвинется с мертвой точки, пока не будет устранено главное препятствие, заложенное в статье 13 нашей Конституции. В ней признается идеологическое многообразие и прямо запрещается иметь государственную идеологию, обязательную для всех.
Пустоты многообразия
А поскольку этот вопрос даже и не поднимался в верхних эшелонах власти, «все смешалось в доме Облонских» – на местах понимают идеологическое многообразие на свой страх и риск. Одни военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов принимают участие в открытии памятника Ивану Грозному или крестных ходах, посвященных царской семье. Другие возлагают цветы к пьедесталам вождей революции. Имена последних возвращены некоторым соединениям. Впрочем, те же дзержинцы в случае чего готовы организованно пойти в полковой храм на молебен, посвященный памяти жертв «красного террора». Подобные мероприятия мирно соседствуют в планах выходных и праздничных дней.
Но идеологическое многообразие не ограничивается культурно-воспитательной сферой. Оно проникает и в систему общественно-государственной подготовки (ОГП). Эта «основная форма информационно-воспитательной работы в мирное время, важнейшее средство формирования у личного состава научного мировоззрения, вооружения знаниями в области общественных наук, разъяснения основ государственной и военной политики и национальной безопасности» часто пущена на самотек или отдана на откуп вчерашним выпускникам военных училищ, а то и гражданскому персоналу. В одном из авиасоединений ЦВО за планирование и проведение занятий по ОГП с офицерской группой отвечает лейтенант запаса – дама с высшим педагогическим образованием. Темы занятий годами не меняются. В лучшем случае ставится заезженный диск со специальной программой, а проверяющие вместо живого диалога ждут от военнослужащих всего лишь конспект.
Нет работы, отталкивающейся от остроты момента, – нахождения России на грани глобального военного конфликта, где опасность исходит сразу со всех сторон. Пустоты восполняет Интернет, другие источники информационно-пропагандистского воздействия. Например, инсинуации либерального или экстремистского содержания, формирующие и одновременно радикализирующие внутреннюю оппозицию.
Все это вместо чувства патриотизма, гордости за службу в виде или роде войск порождает насмешки, раздражение, апатию, отвращает от такой формы идеологического воздействия. Как результат – демотивация, утрата высших идеалов служения Отечеству.
Едва справляется с этим запущенным участком работы начальник Департамента информации и общественных коммуникаций Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков. Его брутальность и красивая пикировка с Пентагоном, как правило, ограничиваются Ближним Востоком.
Мост в Советский Союз
Все это вызывает недоумение на фоне того, что как раз наши противники пребывают в панике от «агрессивной» русской пропаганды, предпринимают серьезные попытки запретить вещание на своей территории англоговорящих российских СМИ. Почему этот рупор нельзя повернуть и к собственной армии, неясно.
А ведь нам есть чем гордиться. Враги боятся не столько убийственных новинок нашего ОПК, сколько боевого духа, черпаемого в любви к Родине. Но многие ли, например, помнят, что мы лучше других пережили глобальный финансовый кризис 2008 года, а по итогам 2009-го наш фондовый рынок вышел в мировые лидеры роста? Или что в 2013-м стали крупнейшей экономикой Европы, а год спустя выиграли сочинскую Олимпиаду и бескровно вернули Крым?
Чтобы оценить, как мы жили 15 лет назад, достаточно сравнить среднюю зарплату по стране (1500 рублей – 1999-й и 29 940 – 2013-й), уровень инфляции (36,5 и 6,5 процента соответственно), золото-валютные резервы (12,6 миллиарда и 511 миллиардов долларов), госдолг (78 и 8 процентов ВВП). Мало кто помнит, что в 2000 году продолжительность жизни в России составляла 65 лет (59 у мужчин, 72,26 у женщин). К 2011-му она выросла на 3,5 года – до 68,98 и почти достигла наивысшей за всю российскую историю (69,19 в 1990-м).
За последние годы нами построены или успешно завершаются значимые государственные объекты: космодром Восточный, уникальные мосты на остров Русский и в Крым… Только в ноябре 2016-го в России запущено семь крупных производств, а за год их набирается сотни. Серьезной ошибкой властей можно считать отсутствие умной и настойчивой пропаганды достижений новой России. Почему бы не использовать опыт недавних времен, когда тотальной пропаганде преимуществ советского строя подвергались поголовно все граждане СССР с детских лет?
Очевидно, что пока, на переходный период поиска национальной идеи временной идеологической платформой должны стать не химеры, а любовь к своему прошлому и знание его, гордость за Россию сегодняшнюю, вера в ее будущее. Воспитать в этой матрице гражданина при тотальном информационном противоборстве нелегко. Однако есть проекты, направленные на оздоровление историко-информационного пространства. Это набирающее силу и авторитет движение «Юнармия», открытие военно-исторических и патриотических парков, музеев, лагерей, проведение реконструкций и фестивалей. Особо, на мой взгляд, выделяется мультимедийный проект «Россия: моя история». Это целый комплекс, расположенный в 57-м павильоне ВВЦ на площади более 22 тысяч квадратных метров. Там в неразрывное целое соединяется «горизонталь» двух тысячелетий нашей истории с «вертикалью» самых современных демонстрационных технологий. Ничего подобного в России не создавалось. Последняя из предложенных экспозиций, посвященная периоду с 1945 по 2016-й, меньше чем за три недели работы в Манеже собрала более 200 тысяч человек. А за три года со дня запуска проекта его увидели более двух миллионов, из которых 70 процентов – молодежь. Такая популярность объясняется тем, что наша история представлена нешаблонно, увлекательно, без попыток замолчать спорные моменты, экспозиция оставляет за каждым из визитеров право выбора отношения к историческим персонажам. Цель организаторов, а это Патриарший совет по культуре и правительство Москвы, – добиться уважения к своей истории, не смешивая при этом «белое» и «красное», чтобы получить в итоге всего лишь «розовое». Гордость за тысячелетнюю Россию достигается не за счет формального или насильственного примирения, а благодаря правдивому и развернутому показу. Значение проекта оценили в Министерстве образования и науки, рекомендовав всем подведомственным учреждениям посетить Манеж и 57-й павильон. На очереди, хочется надеяться, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, Росгвардии, суворовцы, кадеты.