Регион под символическим управлением
«Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе». М., Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В. И., «Книжный мир», 2016.
Неравномерность государственной социально-экономической поддержки, прямой и косвенной, местных субъектов Федерации остается важнейшим фактором внутрирегиональных проблем. Масштабные программы и проекты по обустройству Северного Кавказа слабо увязаны в плане взаимодействия территорий. Поэтому диспропорции в уровне социально-экономического развития, как и межнациональные трения, сохраняются, а то и усугубляются. Эти вопросы подробно рассмотрены в статьях В. Гулевича, А. Бредихина, А. Приймака, А. Чаблина.
Начавшееся со второй половины 50-х вбухивание госбюджетных денег, а с 90-х – еще и частных инвестиций в некоторые «избранные» республики со слабым, символическим госконтролем их использования лишь усиливает диспропорции на Северном Кавказе. А ведь в нынешних условиях повышается его геостратегическая роль. Значит, внутриполитическая стабильность, исключение (по меньшей мере – смягчение) конфликтности в регионе – задача из разряда первостепенных.
В этой связи особую роль приобретает комплексное освоение природных ресурсов Северного Кавказа, его существенных транзитных возможностей, более тесное взаимодействие местных субъектов Федерации на направлениях общего развития. Но до сих пор такой тренд только в проектах, да и то не везде. А ведь подобные изъяны облегчают инфильтрацию, да и последующее укоренение антироссийских идей, увеличивают число их адептов, усугубляют политические и межконфессиональные проблемы. Развернутый анализ ситуации в этом аспекте дается в статьях вышеупомянутых авторов, а также Я. Амелиной, А. Чичкина и других.
Многие местные эксперты небезосновательно считают, что социально-экономические и демографические позиции русского населения во многих территориях сродни «шагреневой коже», а влияние республик и их населения, в том числе растущего числа нацпереселенцев, усиливается в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье. Диаспорами уже пропагандируется перенос краевой столицы из Ставрополя в Пятигорск, где их влияние максимально. Понятно, что и эти тренды не могут не обострять проблем межнационального, межконфессионального характера. Так или иначе, в ряде иностранных СМИ отмечается, что северокавказская политика современной России, как и СССР/РСФСР после 1953 года, сводится к созданию условий максимального социального и экономического благоприятствования для большинства республик региона. А все остальное по остаточному принципу...
Северо-Кавказский федеральный округ выделен из состава Южного в начале 2010 года, но комплексного социально-экономического развития региона пока не просматривается. Разрыв в уровне жизни социальных слоев и этнических групп местного населения в лучшем случае не сокращается. Уже которое десятилетие остается сложной экологическая ситуация. Состояние Маныча («Южнороссийского Байкала»), Краснодарского водохранилища, многих участков Кубани, Терека, Сулака, Кумы, Зеленчука, Бзыби, районов на севере Дагестана, на Ставрополье требует системных мер. Все это создает питательную среду для сепаратизма и экстремизма.
Отсутствие разветвленной общерегиональной сети железных дорог ведет к социально-экономической автаркии территорий, к усложнению имеющихся там проблем. В постсоветский период регулярно поднимаются вопросы национально-территориальной автономии ногайцев и лезгин (часть последних проживает в Азербайджане и Грузии), возникшие еще в 30-х, а затем в 50–60-х годах. Соседство с суверенными Абхазией и Южной Осетией по крайней мере косвенно стимулирует подспудные сепаратистские идеи и планы. Центр же, по традиции, минимально вмешивается во внутреннюю политику национальных элит большинства республик, что в свою очередь затрудняет формирование дееспособного социально-экономического и управленческого пространства Северного Кавказа.
Обозначенные вопросы рассматриваются в сборнике детально. Хочется надеяться, что его оценки, выводы и рекомендации будут учтены и в планировании развития региона, и в северокавказской политике России.
Источник: http://vpk-news.ru