Стрелять так стрелять — часть II
13 июн, 2016 0 Комментариев 1 Просмотров

Стрелять так стрелять — часть II

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.

Оставаясь вдали от событий, разворачивавшихся на близком ему Дальнем Востоке, Дубасов бомбардировал военное ведомство рапортами и аналитическими записками. При обсуждении вопроса о заключении мира с Японией адмирал выступал за продолжение войны, справедливо считая, что противник уже выдохся. И опять не был услышан.

Пожар был потушен огнем

Стрелять так стрелять — часть IIФото: academic.ru

Вспомнили о нем, когда запахло жареным уже в пределах империи: запылали помещичьи усадьбы, начались бесчинства. Верного присяге и царю слугу Отечества направляют для подавления бунта в Черниговскую, Курскую и Полтавскую губернии, где действуя решительно и порой жестко, он приводит смутьянов в повиновение. К концу года наиболее тяжелая обстановка сложилась в Москве. В городе творился революционный беспредел: на полицейских, жандармов, сторожей, солдат велась настоящая охота, не проходило дня без убитых или раненых. По улицам слонялись группы вооруженных пьяных громил, наводивших ужас. Участились грабежи, лавки и магазины не работали, люди боялись выходить из дома. В сентябре в городе началась всеобщая стачка. Бастовать многих принуждали силой.

Едва Дубасов был назначен московским генерал-губернатором, как вспыхнуло открытое вооруженное восстание. Но флотский офицер не сплоховал. Вводится чрезвычайное положение, объявляется комендантский час. Из столицы вызваны верные воинские части, организуется добровольная народная милиция, активизируются патриотические граждане, готовые дать отпор боевикам. Дубасов обращается к москвичам с обещанием навести порядок, мобилизуя их на борьбу. Придя на помощь измотанным полицейским, горожане под защитой войск принимаются разбирать баррикады, задерживать грабителей и мародеров.

«На компромиссы идти не могу»

Однако время было упущено, в некоторых районах города уже кипели уличные бои. Революционеры действовали подло. Нанеся удар в спину, скрывались в подворотнях, растворившись среди мирных горожан. Только в районе печально известной Красной Пресни были убиты и ранены 45 полицейских.

В советской прессе подавившего московское восстание адмирала Дубасова называли кровавым палачом, душителем революции. А как было на самом деле? Порой за четкими приказами и категорическими требованиями крылось христианское чувство истинного миротворца, не желавшего напрасной крови. Так, генерал-губернатор приказал прибывшим из Петербурга войскам вопреки полученным ими инструкциям не открывать напрасно огонь, не подвергать жилые дома артиллерийскому обстрелу. Дубасов настаивал, чтобы сдающих оружие боевиков не расстреливали на месте, а передавали в руки правосудия. Сразу после подавления мятежа был создан Фонд безвозмездных пожертвований в пользу пострадавших. Из своего кармана Дубасов выделил семь тысяч рублей для поощрения полицейских чинов, принявших активное участие в усмирении смуты.

Да, действия адмирала были жесткими, но сколько бы еще погибло людей, действуй он менее решительно. Для сравнения стоить вспомнить жертвы кровавого мятежа 1917 года и его ужасающие последствия.

От любви до ненависти

После подавления мятежа Дубасов попал в черный список революционеров-террористов. На него было совершено несколько покушений, но Бог хранил. Во время одного из них в Таврическом саду террористы бросили ему под ноги бомбу, начиненную гвоздями. Рядом было много гуляющих людей, детей, но это не остановило «борцов за народное счастье». К чести адмирала, он не только не растерялся, но выхватив револьвер, открыл стрельбу по нападавшим, обратив их в бегство.

Любовь к Дубасову народа была не менее искренна, чем ненависть бомбистов. После одного из покушений в его адрес поступило более 200 телеграмм со словами поддержки от всех слоев населения: от царя до простых горожан. Среди них была и такая: «Двое маленьких детей благодарят Бога за избавление Вас от опасности и молятся о скорейшем Вашем выздоровлении. Юра и Катя».

Спаситель Отечества был произведен в полные адмиралы и назначен членом Госсовета. Ему пожаловали один из высших орденов империи – Святого Александра Невского, а Дубасов продолжал трудиться на благо России, забыв нанесенные ему обиды и снося укоры, занимаясь восстановлением любимого флота. Последним его делом стало активное участие в строительстве храма Спаса-на-Водах в память погибших в Порт-Артуре и при Цусиме моряков.

Скончался Дубасов за два дня до 67-летия. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. На следующий день после погребения в лейб-гвардейском Семеновском полку была отслужена панихида по новопреставленному воину Феодору.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация