Детоубийцы и их защитники
Вот уже две недели Рунет сотрясают скандалы, связанные с публикацией «Новой газетой» журналистского расследования Галины Мурсалиевой «Группы смерти».
В статье Мурсалиевой содержится информация о сообществах в «ВКонтакте», рекламирующих и пропагандирующих подростковые самоубийства. В статье также делается вывод, что эти сообщества виновны в многочисленных подростковых самоубийствах. Автор опирается в своем расследовании на информацию, предоставленную родителями детей, совершивших самоубийство.
Практически сразу же на публикацию «Новой газеты» отреагировали другие издания. Особенно отличилась Лента.ру. Там за прошедшее время опубликовано уже, наверное, не менее десятка материалов на тему о группах смерти (например - вот эта).
Основной пафос этих публикаций заключается в том, что факты, приведенные Мурсалиевой, подвергаются сомнению. Как минимум, утверждается, что эти факты сильно преувеличены. Как максимум, заявляется, что они являются фальсификацией.
Для доказательства этих тезисов Лентой используются разные приемы. Демонстрируется «профессиональное» владение языком подростковой субкультуры пользователей соцсетей. Например, Мурсалиева говорит о «группах» в «ВКонтакте», а авторы Ленты - о «пабликах». Ну, и так далее. Во-вторых, регулярно публикуются интервью с пользователями и администраторами («админами») этих групп. В том числе, и с «проснувшимися знаменитыми» после публикации Мурсалиевой людьми с сетевыми псевдонимами «Море китов» и «Филипп Лис».
Кстати, забавно, но Лента, публикуя эти интервью, в том числе и видеоинтервью, так и не раскрыла анонимность этих самых «Моря» и «Лиса».
Лента также раздобыла видеозаписи, демонстрирующие, что в общении с этими «Морем» и «Лисом» сотрудники «Новой газеты» прибегли к методам интервьюирования, малоотличимым от того, что в органах МВД и ФСБ именуется «тактикой допроса», а также к отсылкам на собственные «связи в соответствующих органах». Эти материалы публиковались Лентой ради того, чтобы обвинить журналистов «Новой» в «недозволенных» методах давления на фигурантов.
В результате НГ даже была вынуждена провести служебное расследование этих фактов.
Основной вывод Ленты или, лучше сказать, постоянно озвучиваемая Лентой с самого начала позиция, это утверждение, что мы имеем дело не с «подонками, доводившими детей до самоубийства», а с «легкомысленными разгильдяями, искавшими пиара», и ради этого «в своей слепоте» совершавшими морально-сомнительные действия. Постепенно эта позиция дополнилась у Ленты еще одной - утверждением, что «хотя бы некоторые» из «админов суицидальных пабликов» вовсе не «игрались» с темой самоубийства, а, напротив, помогали подросткам выйти из депрессии и помогали им избавиться от опасности самоубийства.
Но основной «коронный» аргумент Ленты не только прямо утверждаемый, но и, так сказать, подразумеваемый во всей остальной аргументации, это утверждение - «конспирологии не бывает!» То есть неправота «Новой газеты» утверждается с самого начала и до всякой полемики. Потому что «Новая газета», по мнению авторов Ленты, утверждает, что за «группами смерти» в «ВКонтакте» стоит какая-то человеконенавистническая, возможно сатанистская, секта, сознательно занимающаяся доведением подростков до самоубийства. А это - «явная конспирология!» А, как уже было сказано, «конспирологии не бывает!»
Причем, похоже, эта презумпция у авторов Ленты является честной. То есть они сами верят в то, что лежит в основе их утверждений. Иначе говоря, если воспользоваться языком столь любимой ими подростковой сетевой субкультуры, они являются «натуральными хейтерами», а не «притворяются». В отличие, скажем, от публициста Павла Пряникова, который недавно назвал Анатолия Вассермана и покойного Олеся Бузину «борцами с рептилоидами».
Здесь мы, в отличие от авторов Ленты, имеем дело с «притворным хейтерством». Когда подобным образом желают побольнее ужалить идеологических оппонентов.
Впрочем, при всей искренности своего «хейта» авторы «Ленты» все же приписывают Галине Мурсалиевой утверждение, которого она не делала напрямую. В статье «Группы смерти» не утверждалось, что за «суицидальными пабликами» стоит какая-то конкретная секта или что-то в этом роде. Автор скорее осторожно подводил читателя к подобному выводу, не делая его напрямую. Но нежные нервы наших «хипстеров» даже такого намека не могут перенести. Поскольку «конспирологии не существует!» И делать конспирологические намеки могут либо дебилы, либо психи. Это, кстати, не «чтение в сердцах» у авторов Ленты, а почти точная цитата из одного их почитателя в соцсетях. Впрочем, и сами авторы «Ленты», когда пишут не в своем официальном СМИ, а в ЖЖ «Ленты», недалеко уходят от Пряникова. Они, ссылаясь на «мнение читателей» характеризуют текст Мурсалиевой - «Не хватало только заговора рептилоидов»
И здесь я перехожу к заключительной причине, которая, на мой взгляд, побуждает «Ленту» вести с «Новой», так сказать, «войну до победного конца». По-моему, и авторов Ленты, и их аудиторию бешено раздражает стиль как статьи Галины Мурсалиевой, так и ее статусов в Фейсбуке
на ту же тему. В текстах Мурсалиевой отчетливо видна стилистическая манера статей «Комсомольской правды» по «молодежной тематике» из 70-80-х годов. А то и еще более ранняя стилистика статей Татьяны Тэсс из старых «Известий». Типа, «письмо позвало в дорогу». И эта на сегодня несколько архаическая стилистика, с ее излишней взволнованностью и «литературнолстью», явно бесит «очень современных хипстеров».
И Лента еще как официальное СМИ ведет себя более-менее пристойно. А уж комментарии в сетях - это вообще держите меня семеро. И родители самоубившихся детей «убитые горем идиоты и психи», не способные к адекватному восприятию реальности. И «так им и надо!», ведь это же «нормальный естественный отбор». Ведь «у родителей-идиотов, ясное дело, что дети самоубиваются». В общем, «чем больше самоубийств, тем меньше самоубийц!» И все это еще с воплями про «недостаток родительской любви как основную причину суицидов». И с таким пафосом и чуйствами, как будто абзацем выше сами же не исходили на цинизм и «чернуху». Я уж не говорю о постоянных гыгыканьях на тему «конспирологии». Когда десятки «знатоков» прямо-таки ухахатывались над утверждением привлеченного Мурсалиевой психолога, что гипнозом можно принудить подростка к самоубийству.
Из того, как я описал аргументацию противников Галины Мурсалиевой, читатель уже, наверное, понял, что они мне несколько антипатичны. И это действительно так. Никогда не думал, что буду защищать публикацию «Новой газеты». Ведь много лет «Новая» чрезвычайно раздражает меня своей политической позицией. Но в случае «групп смерти» я однозначно на стороне «Новой».
Я не являюсь экспертом по теме и не могу достоверно оценить, занимались ли конкретные «Море» и «Лис» подстрекательством подростков к самоубийству. Но то, что такое подстрекательство имеет место быть - это, на мой взгляд, установленный факт. Так, например, недавно «Московский комсомолец» опубликовал данные расследования, которое проводилось на одном из украинских телеканалов в прошлом году. И там, вроде, явно установлено, что какой-то мужчина из Запорожья регулярно притворялся в сети молодой девушкой и склонял к самоубийству реальных молодых девушек. И как я понял из текста МК, вполне небезуспешно.
В октябре прошлого года в Тамбове произошло сразу семь подростковых самоубийств. Причем, несколько из покончивших с жизнью подростков «не сговариваясь» бросились с крыши элеватора на окраине города. И местное телевидение уже тогда показывало на экране странички из «ВКонтакте», на которых, по утверждению тележурналистов, содержалась информация, подстрекающая к самоубийствам.
В сентябре прошлого года была публикация в «Российской газете». А в марте этого - передача в программе «Человек и закон»
Так что я уже совершенно не сомневаюсь, что информация про все это давно уже находится «на контроле». И не сомневаюсь, что у очень многих журналистов есть, так сказать, «источники», которые всегда могут «помочь добрым советом». А заодно и необходимую инфу ненавязчиво слить. Так что загадочно для меня во всем этом сюжете только одно. Почему резонансная публикация в «НГ» появилась так поздно? Почти через полгода после начала раскрутки сюжета в больших СМИ?
Подозреваю, что «где надо» довольно долго «разбирались», и только собрав какую-то важную информацию, дали, наконец, «отмашку». И мне очень интересно, что будет дальше. Пока мы получили только заявление Следственного комитета об открытии уголовного дела и решения Роскомнадзора о ликвидации некоторых сообществ в «ВКонтакте». И мне кажется, что это не все. Во всяком случае, хотелось бы в это верить.
Потому что, даже если поверить добрым авторам «Ленты», что конкретные «Филипп Лис» и «Море китов» являются то ли безответственными раздолбаями, помешанными на самопиаре, а то ли и вообще юными пионерами, добровольно оказывающими помощь трудным подросткам, то вопросов это моих никак не снимает. Потому что массовая распространенность в рунете подстрекательств к самоубийству подростков наводит меня на очень нехорошие мысли.
Те самые, которые так не нравятся Ленте.ру. Потому что я, в отличие от них, вполне могу поверить и в сатанистскую секту, практикующую человеческие жертвоприношения, и в какую-нибудь иностранную спецслужбу или международную террористическую организацию, которые с удовольствием «выписывают путевку на тот свет» русским подросткам. То есть, пардон, «поганым молодым русским свиньям». Или там, «детенышам колорадов». И никакой, простите, конспирологии в моих предположениях нет. Обычное знание жизни, в том числе в ее некоторых теневых сторонах.
Вот чего тут точно нет, так это, как я раньше думал, «отладки технологии виртуального принуждения к самоубийству». Поскольку, как мне сказали знакомые специалисты, нечего тут отлаживать, все используемые, судя по прессе, методики давно известные и, можно даже сказать, стандартные. Так что я буду очень рад, если мои догадки не подтвердятся, и за подстрекательствами к самоубийствам подростков стоят просто какие-нибудь психопаты «недосамоубийцы», которые пытаются маньячно передать свои проблемы другим людям. «Как горячую картошку» называл это маньячный сценарий один из классиков психотерапии. Но пока я на основании опубликованных данных от своих подозрений об участии в нашей ситуации «плохих зарубежных айпи» отказаться не готов. Впрочем, как правильно говорят в таких случаях, «следствие покажет».