«Украина - новая Россия»
События двухлетней давности в Киеве и по сей день оказывают сильное влияние как на Россию, так и на всю геополитическую обстановку в мире. Это признают многие эксперты. Все чаще склоняясь к тому, что те же силы, что расшатывали не один год нашу славянскую соседку, доведя её нынче до состояния полураспада, теперь непременно возьмутся и за РФ.
В этом, например, уверен Максим Рева, политолог, правозащитник, антифашист. Его имя известно со времен борьбы граждан Эстонии за неприкосновенность «Бронзового солдата» - памятника советским воинам, стоявшего на могиле павших в боях за Таллин в Великую Отечественную войну.
- Майдан, на мой взгляд, явление не столько политическое, сколько культурологическое и социальное, - говорит Максим. - Потому что более чем десятилетний опыт смены власти через майданы - это результат уже определенной культуры народа. И сейчас люди на Украине оперируют теми же лозунгами, что и их предшественники в 2013-м, в 2004-м годах. Какого-то кардинального переворота в их сознании за это время не произошло. Всё это важно, считаю, с точки зрения возможного развития событий у нас в России.
«СП»: - Намекаете на «предмайданную ситуацию», о которой всё чаще говорят некоторые наши политологи?
- Не согласен с тем, кто утверждает, что у нас назревает подобная ситуация. 2012-й год на Украине показал, что любой майдан, любая революция происходят, прежде всего, в головах людей. В России в тот год, как вы помните, проходили президентские выборы. Их результат (71,31% голосов были отданы за В. В. Путина - авт.) показал: у подавляющего числа россиян государственное сознание. Мы один раз уже обожглись - в 1991-м. Хватило, что называется, подобного долго не будет. Посмотрите на нынешнюю оппозицию, с какими потугами пытается она организовать свои тусовки, вывести людей на улицы. Да и сама по себе эта оппозиция весьма сомнительна во всех отношениях. Очевидно, что подпитывается западными, точнее, заокеанскими финансовыми вливаниями…
При этом Кремлю, несомненно, стоит глубже проанализировать киевские события двухлетней давности и даже более ранние. В частности, те ошибки, которые были допущены правительством Януковича, не сумевшего предотвратить кровавый Майдан. Хотя уже первые его шаги во власти вели к тому, что произойдет новый всплеск массовых народных выступлений. Что Янукович сделал, едва власть перешла к нему? Арестовал и посадил в тюрьму Юлию Тимошенко. А ведь она долгое время была вторым лицом в государстве, человеком весьма осведомленным.
«СП»: - Разве имеет значение - второе лицо, третье, если оно замешано в коррупции?
- В том конкретном случае значение имело. Арест Тимошенко стал свидетельством не демократии, а слабости власти Януковича, не менее коррумпированной, чем сама «газовая королева». И было абсолютно понятно, что обязательно последует реванш. Как и то, что сам Янукович просто так власть не отдаст из-за опасения быть посаженным в тюрьму (в лучшем случае!). Так и случилось: разборки олигархов, при которых одних «давили», а другим давали, стремительно растущая коррупция уже не только во власти, а повсеместно. Всё вело к Майдану. Кстати, дневной Майдан в первое время заметно отличался от ночного. Ночью «бал правили» профашиствующие отморозки. Днем же собирался средний класс, предприниматели. Их было очень много. Жаловались они на нескончаемые поборы. Говорили: хотим перемен. Кивали на доморощенных нацистов: этих мы потом уберем.
«СП»: - Не дали убрать… Однако почему в этом культурологическом, как вы уверяете, явлении врагом Украины стала именно Россия? Ведь разделить наши страны, наш народ сложно, если говорить об истории, культуре, языке. В нынешней Украине даже члены правительства говорят на русском, правда, стараясь это по возможности не афишировать.
- Это не показатель. Когда Эстония, где я родился и вырос, вышла из состава СССР, вся официальная документация, включая приказы Генштаба, велась на русском языке. Что не помешало действующей власти начать, а потом и развить активное наступление на этнических русских.
Как из украинцев делают ненавистников России? Развязав в «незалежной» гражданскую войну. Которая на самом деле - война всего русского мира, где приказы «стрелять», к слову, отдаются на русском языке. Не затрагивать РФ всё это не может. И во многом стало следствием попустительства нашей власти происходящему у соседей много лет.
Я не раз задумывался в минувшие два года: почему мы не реагировали на происходящее на Украине? Недавно понял: потому, что никогда не воспринимали её как «иное государство», то есть, чужое нам. Наоборот, считали и всячески подчеркивали: украинский народ - братский для нас; его язык нам понятный, почти родной т.п. Дальше - больше. Пропустили момент, когда тезис «Украина против России», сопровождавший начальный этап гражданской войны, сменился в «незалежной» на ещё более опасный: «Украина - новая Россия». Он вбивается в умы малороссов с помощью СМИ, в том числе западных. Киев, а не «какая-то татарская Московия» объявляется нынче преемником исторической Киевской Руси. Вот какой тезис набирает сейчас популярность на Украине, особенно в западной и центральной её части.
И это опасно. В первую очередь, как попытка экспорта гражданской войны на территорию России.
«СП»: - Через Донбасс?
- Да, потому там продолжаются, вопреки всем договоренностям, бомбежки, обстрелы. Туда с некоторых пор Порошено и К* вновь стали перебрасывать тяжелое вооружение. Украинцы сейчас на распутье. Многие все чаще задумываются о последствиях Майдана, начинают понимать, куда их может завести действующая власть. Но в стране идет война. А любая война, известно, вяжет не только руки, но и умы.
О своем видении непростой ситуации, вызванной государственным переворотом в Киеве двухгодичной давности, рассказал «СП» Дмитрий Солонников, директор Института Современного государственного развития.
- Считаю, неправы те, кто говорит о том, что Майдан «откуда-то вдруг появился», - сказал Дмитрий Владимирович. - Не вдруг. Это результат многолетней работы. Ни для кого не секрет что уже при Викторе Ющенко в Киеве работало немало представителей ЦРУ и Госдепа США. Они сидели практически в каждом властном кабинете, а также в Совете безопасности страны. Это продолжилось и при Януковиче. Но если вы пустили к себе в дом людей, которые специализируются на социальных технологиях, практикуют их по всему миру, будьте готовы к тому, что они и у вас их применят. И вот здесь, мне кажется, есть связь с тем, что происходит сейчас в России.
О чем я? Невозможно говорить о самостоятельности политики РФ, если все свои финансы, те, которые можно было бы инвестировать в свою собственную страну, правительство Дмитрия Медведева вкладывает в гособлигации США. С одной стороны, мы занимаем деньги у Европы, размещая евробонды под 7,5%. С другой - переводим в Штаты как бы свободные деньги нашей экономики, покупая государственные казначейские облигации под 2,2%. Но если мы находимся внутри вот этого международного финансового перераспределения средств, контролируемого Западом, то ни о какой самостоятельности говорить не приходится.
В этом смысле пример Украины показателен. Когда ты полностью интегрировался в одно экономическое пространство, сложно потом заявлять о своей самостоятельной политике. Мол, я теперь не согласен, и буду делать то-то и так-то. Не будешь! У тебя проведут очередной майдан, используют другие технологии, но обязательно сметут - потому что ты под контролем.
«СП»: - Хотите сказать, и Россия в таком же положении?
- Несомненно. Конечно, целый ряд позиций у нас заметно лучше. Выстроено, например, информационное пространство. Нет такой ситуации, когда олигархи по купленным ими телеканалам ведут собственную пропаганду, никак не согласованную с государственной политикой. На Украине ведь сегодня каждое СМИ - это серьезное средство влияния на общество, как было у нас в начале 1990-х годов.
И представители ЦРУ не сидят в кабинетах ФСБ РФ. Но основной вопрос в мире давно уже не это, а экономика и финансы. Именно они все решают. Украина, начав было интегрироваться в европейское пространство, потом вдруг резко изменила вектор, и сразу получила искусственно организованный переворот. Риск подобного существует и в России. Потому что она не пытается выйти из той системы экономического и финансового развития, которая была определена ещё в 1990-е годы. А мир-то изменился!
«СП»: - На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация в наших отношениях с Украиной, с развитыми странами Запада?
- Геополитическая ситуация будет зависеть не столько от тех сил, что действуют сейчас на Украине, сколько от международной конъюнктуры. Все будет решаться, уверен, в зависимости от итогов осенних выборов в США, от выборов 2017 года в Германии и Франции.
«СП»: - От президентских в России 2018-го года…
- От наших - в меньшей степени. Не думаю, что придет некто, кто изменит направление российской политики. А в европейских странах, за океаном такой сценарий вполне возможен. Важно, как международные политические и финансовые круги станут относиться к нынешнему противостоянию в «незалежной». Поддерживать его, разжигая огонь, или наоборот постараются поскорее свести на «нет». И что будет с финансированием нынешней украинской власти. От местных олигархов там ничего теперь уже не зависит.