Ответственный мракобес
К числу опороченных и забытых в советский период государственных и политических деятелей императорской России относится Петр Николаевич Дурново. Его вспомнили в связи со столетием начала Первой мировой, о неблагоприятных последствиях которой для России он предупреждал Николая II в знаменитой аналитической записке. Однако Дурново вызывает интерес не только как пророк.
С самого детства он показывал блестящие результаты в учебе. Родство с известным флотоводцем адмиралом Лазаревым определило дальнейшую судьбу. На «отлично» сдав вступительные экзамены в Морской кадетский корпус, Дурново был принят сразу во второй класс. Соседу по парте – будущему художнику Верещагину запомнился выдающимися способностями.
В 1860 году мичман Дурново, получивший морскую практику и блестящие характеристики, с отличием оканчивает корпус и направляется в 19-й флотский экипаж. За 10 лет службы участвует в дальних походах к берегам Китая и Японии, обеих Америк. В честь молодого офицера назван остров в Японском море, сохранивший, как ни странно, это имя. Выступая много позже в Госсовете, убеленный сединами Петр Николаевич вспоминал: «Лучшие годы моей жизни прошли на палубе военного корабля в дальних плаваниях почти по всем морям земного шара…»
«Порядки при нем были образцовые»
Но в молодости перспективному и амбициозному офицеру флота стало казаться, что на море карьеру не сделать. В 1870 году лейтенант Дурново, сдав экзамены в Военно-юридическую академию, перешел на более перспективную и высокооплачиваемую должность помощника прокурора Кронштадтского гарнизона. На поприще юриспруденции он выслужил чин коллежского советника (равного флотскому капитану 1-го ранга) и достиг кресла товарища прокурора Киевской судебной палаты. В те же годы близко ознакомился с нуждами простого народа.
Фото: eparh.cerkov.ru
Через десять лет Дурново снова совершает резкий поворот в карьере, переведясь из судебного ведомства в МВД. Разносторонней, широкой и самостоятельной личности было в прямом и переносном смысле тесно среди судейских. В Министерстве внутренних дел было где развернуться. Путь от управляющего судебным (следственным) отделом до директора Департамента полиции Дурново прошел за три года.
При нем достигнуты наибольшие успехи в борьбе с крамолой. Были арестованы революционеры, затевавшие теракт против государя. Выявлены и разгромлены несколько подпольных типографий. Активизирована оперативная и агентурная работа. При этом полицейские обходились без кровопускания, закон и честь блюли. Есть свидетельство матери, чей сын издавал нелегальную литературу и попал в руки полиции: «Порядки в этом учреждении в период его управления П. Н. Дурново в качестве директора были образцовые… Петр Николаевич был таким же врагом ненужной жестокости, хитрости и двоедушия, каким он был врагом политических авантюристов».
Любил, но злоупотребил
Деятельность успешного и энергичного директора Департамента полиции была замечена наверху и оценена по достоинству. В 1888 году его произвели в тайные советники (чин, соответствующий генеральскому), через два года удостоили монаршей благодарности. Авторитет Дурново в полиции, министерстве был непререкаем и распространялся даже на многих губернаторов, которые перед ним трепетали. Блестящей карьере помешала скандальная история, в центре которой он неожиданно оказался. Виной всему – страсть к женщинам. Причиной громкого падения безупречного, казалось бы, директора полицейского департамента оказалась дама, крутившая одновременно роман и с бразильским дипломатом. Узнав об этом, Дурново, злоупотреб-ляя служебным положением, поручил своим людям вскрыть личную переписку бразильца, о чем стало известно государю. Реакция была предсказуема: Александр III, не терпевший нравственной грязи, повелел в 24 часа уволить зарвавшегося обер-полицмейстера. Впрочем, тому скоро нашлось место в Сенате, где пригодились его опыт и острый ум.
Через семь лет скандал забылся и организаторские способности Дурново вновь оказались востребованными в МВД, куда он был приглашен отлично знавшим его новым министром – Д. С. Сипягиным на должность своего товарища (заместителя). Возвращенный в полицейское ведомство, Дурново с головой ушел в любимую работу: его не пугало обилие обязанностей, а энергии хватало руководить сразу несколькими направлениями. Он курировал работу Департамента общих дел, был заведующим центральным статистическим комитетом МВД, фактически руководил Главным управлением почт и телеграфов, а в отсутствие министра исполнял его обязанности. После убийства своего шефа террористами вернулся в кресло главы Департамента полиции и быстро нашел преступников.
Окончание следует.
Александр ИвановИсточник: http://vpk-news.ru