Озвучены вопросы "летнего" референдума по будущему статусу Южной Осетии. Опрос "ВО"
10 апреля 2016 года – встреча президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова с делегацией Государственной Думы РФ.
Заявление пресс-службы президента РЮО:
Президент Леонид Тибилов принял делегацию Государственной Думы Российской Федерации во главе с депутатом ГД Казбеком Тайсаевым. В ходе встречи глава государства рассказал гостям и о работе, которая ведется в направлении реализации Договора о союзничестве и интеграции с Российской Федерацией.
10 апреля 2016 года – встреча главы Республики Южная Осетия Леонида Тибилова с делегацией Совета Федерации РФ.
Заявление пресс-службы президента РЮО:
Президент Леонид Тибилов принял делегацию Совета федерации Российской Федерации в составе Председателя Комитета СФ по международным делам Константина Косачева, члена Комитета СФ по международным делам Александра Тотоонова, члена Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева, члена Комитета СВ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игоря Мартынова и Председателя Совета Ассамблеи народов России Светланы Смирновой.
10 апреля 2016 года - встреча главы Республики Южная Осетия Леонида Тибилова с делегацией Республики Северная Осетия-Алания.
18 апреля 2016 года – встреча президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова с российскими инвесторами.
В ходе этих встреч обозначился общий вопрос, который связан с планами руководства Республики Южная Осетия узнать мнение граждан на предмет их отношения к возможности (готовности) республики стать частью Российской Федерации.
Из заявления Леонида Тибилова в ходе встречи с представителями североосетинской делегации, не так давно посещавшими Цхинвал:
Существуют юридические вопросы, которые требуют доработки на предмет вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации. Одним словом, референдум нуждается в юридическом осмыслении. И мы должны соблюдать закон и не подвергать политическим рискам нашего стратегического партнёра – Россию.
Другими словами, речь зашла о вероятном проведении референдума по вопросу о дальнейших путях интеграции РЮО и Российской Федерации. Уже сами заявления глава Южной Осетии о возможном референдуме взбудоражили «партнёров» в Грузии и вызвали широкое обсуждение в России.
На днях из Цхинвала пришла информация, что референдум по вопросу возможного вхождения РЮО в состав России на тех или иных правах может состояться уже через несколько месяцев – летом текущего года. Такой информацией делится глава пресс-службы президента РЮО Гана Яновская. По словам пресс-секретаря югоосетинского президента, на референдум выносится пара вопросов следующего содержания (цитирует газета «Известия»):
Согласны ли Вы дополнить статью № 10 Конституции?
Согласны ли Вы обратиться к руководству России с просьбой включить Южную Осетию в состав РФ?
Здесь стоит коснуться вопроса об упомянутой статье №10 Конституции РЮО. Звучит текст этой статьи следующим образом:
Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий.
Администрация президента Республики Южная Осетия напоминает о том, что в январе 1992 года в республике проводился референдум, результаты которого дают право руководству РЮО обращаться к властям РФ с просьбой о принятии РЮО в состав России в качестве нового субъекта федерации.
При этом в администрации главы РЮО говорят и о том, что итоги нового референдума вовсе не принуждают Россию к принятию Южной Осетии в свой состав буквально сразу же после оглашения результатов (если большинство скажет «да»!»). Леонид Тибилов говорит, что результаты станут основой для дальнейшей интеграции, даже если для вхождения РЮО в состав РФ понадобятся годы.
В общем, Южная Осетия принципиально готова для проведения референдума, и, надо полагать, жители республики вряд ли отвергнут идею возможности вхождения РЮО в состав России.
Главный вопрос: как на это реагируют российские власти?
Если учесть, что заявления главы Южной Осетии о готовности провести референдума в республике активно звучат и после встреч с депутатами Госдумы и членами Совфеда, то можно предположить, что красный свет уж точно перед Южной Осетией не зажигают. Но готовы ли зажечь зелёный, или ситуацию сведут до уровня мигающего жёлтого?.. В общем вопрос в том: будет ли столь же волевое решение по Южной Осетии, которое в своё время было продемонстрировано по Крыму и Севастополю?
В этой связи стоит обратиться к реакции президента РФ Владимира Путина на вопрос по поводу статуса РЮО в ходе недавней прямой линии. И реакция эта вылилась в заявление следующего характера:
Мы в таком контексте отношения наши с Южной Осетией не рассматриваем.
Другими словами, президент России дал понять, что признания Южной Осетии в качестве части Российской Федерации Цхинвалу ожидать (по крайней мере, в ближайшее время) как бы не стоит.
Но...
В то же время Путин отметил, что подробного обсуждения этой темы с Леонидом Тибиловым не было. И, по словам президента РФ, если народ Южной Осетии хочет проведения такого референдума, то «мы не можем этому противиться». Многозначительно выглядело и такое дополнение:
Нас ничего не сдерживает, кроме интересов самого югоосетинского народа.
В ходе прямой линии Владимир Путин заявил, что ему трудно судить о вопросе предметно, так как он не знает формулировки вопросов предстоящего в РЮО референдума. И вот эта формулировка пресс-службой президента Южной Осетии опубликована, а потому вопрос признания или непризнания будущего плебисцита встаёт весьма остро.
Если ранее (после референдума в Крыму и Севастополя) заговорили о том, что признание его итогов со стороны РФ станет прецедентом, то прошло более 2-х лет – аналогий с другими территориями, как известно, не зафиксировано. Однако ведь и референдумов в современных условиях та же Южная Осетия не проводила. А теперь провести готова. И если Россия проигнорирует итоги плебисцита, то это уже прецедент обвинять саму Россию в двойных стандартах. А если не проигнорирует... Конечно, не нужно забегать вперёд – вдруг 55-тысячное население РЮО, подавляющее число представителей которого уже имеют российское гражданство, выскажется против присоединения к РФ... Правда, сама возможность такого итога выглядит чем-то похожим на низкопробную фантастику.
Вопросов и подводных камней много, но о чём-то же можно говорить сегодня однозначно. Вполне. Хотя бы о том, что само проведение такого референдума вряд ли исключительно южноосетинское решение. Если бы российские власти сами не хотели сделать решительный выбор (сейчас или хотя бы в среднесрочной перспективе), то тому же Леониду Тибилову вполне могли бы кулуарно намекнуть: мол, Леонид, давай-ка вы не будете гнать лошадей... Но, судя по всему, референдум состоится «при любой погоде», а потому сам этот плебисцит вполне можно рассматривать как стратегический ход России на шахматной доске, на которой разыгрывается партия с известными «партнёрами». И с теми, которые жаждут продолжения кампании по продвижению НАТО к российским границам, и с теми, которые вынашивают планы прощупать, крепкие ли нервы у России на Кавказе. А потому само проведение референдума в РЮО (даже без дальнейшего автоматического официального признания его итогов) – это предупреждение «партнёрам» о готовности России, что называется, асимметрично отвечать - причём в полном соответствии с международным законодательством.
Ну а пока верховные власти обдумывают варианты статуса РЮО и отношение к грядущему референдуму, проведём опрос среди наших читателей.
Вопрос один:
Готовы ли Вы поддержать возможное вхождение Южной Осетии в состав РФ, если "за" выскажутся жители самой РЮО?
Источник: topwar.ru