Рига мечтает об «ушах мертвого осла»
Латвия предъявила нашей стране счет в 185 миллиардов евро. Таков, по мнению специально созданной в Риге комиссии, «ущерб экономике страны от советской оккупации». Эти данные в столице прибалтийского государства привела официальный представитель комиссии Рута Паздере.
Трудно без иронии воспринимать подобные претензии. С иронией к сообщению и отнеслись многочисленные комментаторы, включая директора Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России Марию Захарову. Но ярче всех, по-моему, еще в феврале откомментировал такие планы вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Вспомнив реакцию Владимира Путина на территориальные претензии Риги, возжелавшей «вернуть» Пыталовский район Псковской области, Рогозин повторил известную фразу - мол, получат они лишь «от мертвого осла уши».
Но по какому принципу осуществлялся подсчет? Существует ли официальная формула, как в цене на газ? А то ведь в 2012 году подобная же латвийская комиссии по подсчету ущерба от «советской оккупации» озвучивала другую сумму - 290 миллиардов евро. Эксперты сразу подсчитали: если бы этакие деньжищи и в самом деле были бы выплачены Москвой, вся Латвия могла бы дружно уйти в отпуск и уехать на Канары на срок от 40 до 62 лет.
Теперь, стало быть, объем претензий снижен на 100 с лишним миллиардов. Миллиард туда - миллиард сюда? Но из чего складывались эти суммы?
Попытка корреспондента «Свободной прессы» узнать таинственную формулу не удалась. Но, по словам Руты Паздере, комиссия учитывала ущерб экономике, демографии и окружающей среде.
Оказывается, природе Латвии, по мнению Паздере и ее коллег, вредили советские военные базы. Демографический ущерб - это сталинские репрессии. Об экономическом ущербе, казалось бы, нелепо даже рассуждать. Ведь в момент распада СССР в республике оставалось 500 промышленных предприятий, порты, аэродромы, дороги, построенные именно в годы «советской оккупации». Да что там говорить - целые города. Но нашли ущерб и в этой области.
Перечислим основные тезисы Руты Паздере.
Про экономику:
- На момент оккупации в 1940 году промышленность Латвии была на более высоком уровне, чем в СССР. В советское время все заводы и фабрики были военизированы. Объем государственного военного заказа составлял около 70% от всего ВВП. На всех заводах под прикрытием гражданского заказа производили продукцию для нужд военных. Это касается и «Радиотехники» в Пардаугаве, и завода ВЭФ. Продуты питания, одежда… Все производилось, главным образом, для военных. Потом, после развала СССР, оборудование было вывезено в Россию, и наши заводы встали.
Про природу:
- На нашей маленькой территории было 50 противоздушных ракетных баз. Очень много осталось и полуразрушенных зданий, которые порой уходят на десятки метров в глубину. Ими тоже нужно заниматься.
Про демографию:
- Если посчитать, что человека депортировали в 20 лет, а средняя продолжительность жизни составляет 65 лет, то получается, было потеряно 45 лет жизни, на протяжении которых он мог жить и трудиться на благо своей страны.
Про города:
- Для них (приехавших на восстановление народного хозяйства Латвии после войны - С.О.) надо было построить жилье, детские сады, школы, больницы. Еще в 1988 году было подсчитано, что каждый приезжий обходился в год почти в 12 тысяч рублей. Тогда же был бум строительства жилья. Причем дома оказались не энергоэффективными, в результате сейчас многие платят большие суммы за отопление.
Об уровне такой «аргументации» может судить каждый. Но «СП» решила обратиться к эксперту.
- Доводы комиссии поражают своей ангажированностью, - говорит политолог Юрий Долинский, которому позвонил наш корреспондент. - Смешно слушать о довоенном уровне латвийской экономики, так как это была аграрная страна, а промышленной она стала в годы Советской власти.
Нелепо - про вывоз оборудования. Все осталось в Латвии, даже архивы КГБ (смеется). Советский Союз ведь обрушился в один момент.
Забавно про то, что все заводы страны были военными. Ну да, конечно, и знаменитые радиоприемники ВЭФ, и микроавтобусы, и вагоны, и одежда, и даже духи «Дзинтарс» - все было военным.
Про вред от военной техники странно читать: как будто сегодня американские танки «Абрамс» и боевые машины пехоты «Брэдли», прочно освоившие Латвию, источают аромат и ползают как садовые гусеницы.
И про базы нелепо. Ведь это наследие досталось НАТО! Когда-то в 20 километрах от Риги в местечке Адажи был крупнейший в Прибалтийском военном округе полигон советской танковой дивизии. Теперь это крупнейшая база НАТО, здесь постоянно проходят учения.
«СП»: - Но вот демографический ущерб…
- Да, это трудная тема. Мне сложно о ней говорить, в том числе и потому, что мой дед был расстрелян в Магадане. Если верить семейной легенде, его пригласил в Москву Карл Радек. В 1956-м реабилитирован. Это тяжелый период в истории страны.
Но хочу заметить: в Латвии репрессии осуществляли местные активисты. Вы же сами знаете: часть жителей республики отличалась особой приверженностью Советской власти. Вспомним латышских стрелков в истории революции 1917 года. Однако тут вот что обращает на себя внимание. Германия, которая истребляла население Латвии, выплачивает компенсации за Холокост, бывшим военнопленным и т. д. Но Латвия никогда не предъявляла Германии требования о компенсации за демографический ущерб. Кстати, и за разрушения. Может быть, потому, что латышские пособники нацистов охотно участвовали в истреблении мирных жителей Латвийской ССР? Вспомним страшную «команду Арайса» - Виктора Арайса, получившего за истребление евреев звание штурмбанфюрера СС. Именно эта команда начала свою нацистскую «карьеру» 4 июля 1941 года, когда сожгла евреев в рижской большой хоральной синагоге.
Тогда в Риге, по разным данным, убили от 400 до 2000 евреев. Недаром латышский публицист Александр Гильман констатировал: из местных евреев выжили лишь те, кто был сослан во время сталинских репрессий.
Ну и вспомним, наконец, про Латышский легион СС, присягавший на верность Гитлеру. Его ветеранов сейчас в Латвии считают борцами за свободу. А вот бывших солдат и офицеров советской 201-й стрелковой Латышской дивизии таковыми не считают.
«СП»: - А есть цифры, определяющие демографический ущерб в Латвии в советский период?
- Да, и он парадоксальный, если принимать во внимание стенания Руте Паздере. В 1990-м в республике проживало около 2,7 миллионов человек. Причем, за годы «советской оккупации» население выросло. В 1950-м, например, было около 2 миллионов.
Падере уверяет, что в советский период в республику приехал миллион человек. Ладно. Смотрим, что происходило дальше. За годы независимости Латвии численность населения упала примерно до уровня 1950 года - 1 971 300 человек. Думаете, уехал этот условный миллион? Нет. Здесь прошла жизнь этих людей, здесь могилы их предков, их вторая родина, а для многих и первая. С чего вдруг они должны уезжать?
Они борются за свои права. Кто-то все же покинул Латвию, не выдержав давления, но если перед распадом СССР в республике было около 34% русских, то теперь не намного меньше - почти 27%. Значит, что-то не так и с латышами.
Известно, что очень высок уровень эмиграции. Падает рождаемость и растет смертность - только из-за этих причин в прошлом году численность населения маленькой балтийской страны упала больше чем на 5000 человек. Так не предъявить ли самим себе счет за какую-то новую «оккупацию»?
«СП»: - Но приходилось слышать от латышей и литовцев такое: а нам не нужен был никакой вклад СССР, мы хотели жить свободными.
- Да ладно вам. Если бы представители нынешней элиты Латвии старшего поколения боролись с «советской оккупацией», страдали бы, можно было бы понять их пафос. Но они очень даже охотно пользовались благами той «оккупации», а потом вдруг стали борцами за независимость.
Да, были диссиденты, националисты, которые не принимали Советскую власть и хотя бы морально страдали, но их очень мало. А вот вам эпизоды биографии первого президента восстановившей независимость Латвии Анатолия Горбунова. В 1970-м окончил Рижский политехнический институт. Кстати, подсчитали ли члены комиссии, сколько СССР потратил на бесплатное обучение миллионов латышей? В 1978 году Горбунов закончил обучение в кузнице советских партийных кадров - Академии общественных наук при ЦК КПСС. Был секретарем комитета комсомола Рижского политеха, секретарем Рижского горкома Компартии Латвии, заведующим отделом административных органов ЦК КПЛ, секретарем ЦК КПЛ по вопросам идеологии. Такая биография у многих «прозревших» представителей латвийской элиты.
И вообще: знаете, я прекрасно осознаю противоречивость и сложность советского периода. Мы все, кто постарше, - оттуда. Жизнь - сложная штука. Советский Союз распался. Вот бы вместе и искать пути к лучшей жизни, оставить историю - историкам, дружить, как нормальным соседям. А эти претензии… Выскажусь не как политолог. Меня от них просто тошнит. Вы добились свободы так, как ее понимаете. Счастья вам! Но что вы прицепились к России, которая тоже стала свободной, если использовать их же терминологию?