Небесный покровитель болгаро-русской дружбы
25 февраля 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита в болгарскую столицу Софию прибыла делегация Русской православной церкви. Русские духовники приехали в Софию на торжества по случаю прославления в лике святых преподобного Серафима (Соболев, 1881—1950, архиепископ Богучарский и чудотворец Софийский). В первый раз в тысячелетней истории двух сестринских православных церквей, болгарской и русской, они вместе признали и прославили общего святого.
Архиепископ Серафим (Соболев) во время своего служения в Софии
Православие является краеугольным камнем русской цивилизации. Ещё в конце X века Владимир I Святославич, князь Новгородский (970—988), и великий князь Киевский (978—1015) поняли, что невозможно создать прочную государственную систему, опираясь на разрозненные культы отдельных племён. Языческий пантеон не мог объединить народы Древней Руси. Князь Владимир подробно исследовал религиозные системы ислама, римо-католицизма и иудаизма, и отверг их все. Он выбрал принять крещение для себя и всей Руси от Константинопольской православной церкви Византии.
Сегодня можно по-разному относиться к религии вообще и к православию в частности. Но всегда надо помнить, что отрицание православия равнозначно разрушению основ русского мира. Тем более что у современной России нет иной идеологии, которая даже близко подходит к православию по распространению и влиянию в мире.
Деятельность современной Русской Православной Церкви (РПЦ) выходит далеко за стены приходских храмов в деревнях, где молятся богу доживающие свой век старушки. Приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ещё в середине 1990-х понял, чем кончится заигрывание русских либералов с якобы миролюбивым и склонным к «диалогу» Западом. Патриарх был мудрым человеком и не стал навязывать политикам свою точку зрения, пугая их всеми земными и небесными карами. В 1995 г. Алексий II дальновидно создал «Международный общественный фонд единства православных народов».
9 марта 2016 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил уже 16-ю ежегодную церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов за 2015 год. Лауреатами премий стали предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Неофит, президент Республики Сербии Томислав Николич и председатель Государственной Думы РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Во время испытаний и угроз, когда многие бывшие друзья начали смотреть волком на Россию, РПЦ делает всё, чтобы сохранить нормальные дружеские отношения с Болгарией и Сербией. Болгарский патриарх Неофит был избран в 2013 г., а в марте 2016 г. прибыл в Россию уже в третий раз. Его Святейшество является большим и искренним другом России ещё со времени учёбы в Московской духовной академии. Важным вкладом Святейшего Патриарха Неофита в развитие болгаро-русских отношений стало совместное прославление в лике святых архиепископа Богучарского и чудотворца Софийского Серафима (Соболева), произошедшее благодаря усилиям не только русской, но и болгарской стороне.
Враги России и православия восприняли прославление Св. Серафима так, как упырь «воспринимает» осиновый кол в своём гнилом и мёртвом сердце. Причём упырей покоробило именно признание с болгарской, а не с русской стороны. В современном православном календаре есть свыше 5000 святых, 2575 из которых являются русскими или прославлены РПЦ. Одним больше или меньше — какая разница для еретиков и сатанистов?
Но ведь Болгария является участником НАТО с 2004 и Евросоюза с 2007 года. В 2016 г. НАТО и ЕС обложили Россию санкциями, как волка флажками. И вдруг БПЦ признает русского святого своим! На торжественной церемонии совместно с РПЦ! Перед всем честным народом! Это не какой-нибудь рейтинг месяца или года, а выбор на века и тысячелетия. Пока будет БПЦ, Св. Серафим, архиепископ Богучарский и чудотворец Софийский будет в её календаре, и его уже никакими средствами оттуда не вытравить. Как тут либералам не расстроиться?!
В Болгарии началась очередная грозная русофобская и антиправославная кампания. Враги обозвали Св. Серафима «агентом КГБ» (хотя он скончался за 4 года до 13 марта 1954 г., когда был основан Комитет), «раскольником» и вообще «злейшим врагом болгарского народа». Вслед за святым архиепископом и чудотворцем либералы облаяли болгарских священнослужителей и церковных иерархов, назвав их «агентами Москвы» и новомодным антиправославным прозвищем «поп-полковниками» (как бы намекая на их мнимое сотрудничество с подполковником госбезопасности). Ну и, наконец, дежурный рефрен против России вообще, Путина в частности, и за компанию и для разнообразия на этот раз — Сергея Нарышкина.
Особо переусердствовал ведущий передачи «Вера и общество» на Первом канале Болгарского национального телевидения (БНТ) Горан Благоев. Он уже много лет ведёт антиправославную и экуменическую (глобалистическое движение в Церкви) пропаганду, прячась под личиной т. наз. плюрализма (многообразия) и свободы мнения. Прославление русского святого так озлобило его, что он отбросил все маски и скатился до совсем уж неподобающих выражений в национальном эфире БНТ. Результатом этого поведения стало решение Святейшего Синода БПЦ не благословлять больше архиереев и клириков БПЦ на разговор с Гораном Благоевым. Теперь передача о вере на единственном государственном телевизионном канале Болгарии осталась без представителей официальной Болгарской Православной Церкви.
Две тысячи лет назад диавол искушал Иисуса Христа. Возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Сегодня такая власть дана правителям Нового мирового порядка. Любому, кто поклонится им, обеспечено безбедное существование. Но только скот может быть счастливым одним корытом и хлевом. Архиереи, священники и монахи БПЦ, и весь честный православный и славянский болгарский народ выбрали путь через тернии к звёздам, вместе со своими русскими братьями во Христе.
Начало торжественного литийного шествия по случаю прославления Св. Серафима Богучарского
В шествии участвовали любители истории в форме болгарских ополченцев и русского генерала времен Русско-турецкой освободительной войны 1877-78 гг.
Болгарские архиереи и священники входят в кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви — Храм-памятник Св. Александра Невского
Архиереи и священники в храме Св. Александра Невского
Святейший Патриарх Болгарский Неофит
Никольский собор в Софии — Русская посольская церковь Святителя Николая Чудотворца
"Житие Святого Серафима (Соболева) — архиепископа Богучарского и чудотворца Софийского"
Николай Борисович Соболев, будущий архиепископ Серафим, родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье Соболевых было 12 детей, семь из которых умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребёнком в семье.
Большим испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было шесть лет, его отец перенёс инсульт, и 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели. Обстановка в семье была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека.
В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В годы учёбы будущий архипастырь неоднократно посещал праведного Иоанна Кронштадтского, а также старца Гефсиманского скита Исидора (Грузинского-Козина). Николай Соболев сблизился также с архимандритом Феофаном (Быстровым) — инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, строгим монахом и молитвенником.
26 января 1908 года Николай Соболев, будучи студентом 4 курса академии, был пострижен в монашество под именем Серафим. 3/16 февраля 1908 года монах Серафим был рукоположён епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона, а 18/31 марта — в сан иеромонаха. Осенью 1908 года иеромонах Серафим защитил диссертацию на кафедре нравственного богословия «Учение о смирении по Добротолюбию».
В 1908 году иеромонах Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище. В декабре 1911 года отец Серафим был назначен инспектором Костромского духовного училища. 22 декабря 1912 года иеромонах Серафим назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
В Воронеже архимандрита Серафима застала революция и гражданская война. В марте 1918 года семинария была закрыта большевистской властью, её здание было занято красноармейцами. Архимандрит Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского.
В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить. Архимандрит Серафим не знал, как ему поступить — уйти на юг или остаться в Воронеже. За советом отец Серафим обратился к разбитому параличом старцу Аарону, который проживал недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадёшь в хорошую сторонушку», — сказал старец о дальнейшей судьбе архимандрита Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» — спросил архимандрит. «Попадёшь — узнаешь», — был ответ старца. Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза.
На юге России архимандрит Серафим вошёл в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов. 7 мая 1920 года архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе.
24 сентября 1920 года ВЦУ вынесло решение рукоположить архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Данное определение было подписано правящим архиереем Таврической епархии архиепископом Димитрием (Абашидзе), правящим архиереем Полтавской епархии архиепископом Феофаном (Быстровым), епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) и секретарём Е.И. Махароблидзе. 14 октября в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим был рукоположён во епископа. Хиротонию совершил сонм архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Однако вскоре, ввиду вступления в Крым большевиков, генерал Врангель отдал приказ об эвакуации, и епископ Серафим вместе с остатками Белой армии и беженцами покинул родную землю.
Весной 1921 года архиепископ Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими приходами в Западной Европе, назначил епископа Серафима настоятелем Свято-Никольской церкви в Софии. 31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждается списками законных иерархов, которые тайно пересылались за границу из Москвы. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский.
До конца дней своих епископ Серафим оставался на должности управляющего русскими приходами в Болгарии, сначала в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, затем в юрисдикции Московского Патриархата. Местом служения епископа Серафима стал храм святителя Николая на бульваре Царя Освободителя. Кроме этой церкви, в подчинении епископа Серафима оказалось несколько приходов и Спасский (Александро-Невский) монастырь в Ямболе.
В 1921 году при Никольском храме было образовано братство, которое заботилось о материальном обеспечении нетрудоспособных прихожан. Архипастырь организовал также комитет по сбору помощи в поддержку русских монахов Афона, которые после революции находились в тяжёлом положении, испытывали притеснения греческого правительства и часто голодали.
Тяжёлая болезнь (туберкулёз) не препятствовала епископу Серафиму регулярно совершать богослужения. Архипастырь неукоснительно служил во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам читал акафист святителю Николаю. Большое внимание владыка Серафим уделял церковному хору. В результате хор при его жизни стал одним из лучших в Болгарии.
В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с советским государством. Русские храмы в Болгарии перешли в ведение Болгарской Церкви, которая выделила русской общине другие помещения. Приход Никольского храма на бульваре Царя Освободителя перешёл в Никольский храм на улице Калояна. На десять лет этот храм стал местом основного служения владыки Серафима.
В 1934 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви возвёл епископа Серафима в сан архиепископа. Однако высокий сан мало что изменил в его жизни. Архиепископ вместе со своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную и лишённую элементарных удобств квартиру на улице Велико Тырново. Архипастырь вообще старался избегать роскоши и пристрастия к вещам. Он говорил: «Вещи меня обременяют. Они — тяжесть для души».
С 1920 по 1945 годы архиепископ Серафим подчинялся Русской Православной Церкви Заграницей (Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ). При этом владыка Серафим был далек от крайностей и удерживал Зарубежный Синод от радикальных шагов. Так, в 1926 году он выступил против замены катехизиса святителя Филарета катехизисом митрополита Антония (Храповицкого). Иерарх заявил, что Зарубежный Синод не может брать на себя такие полномочия без разрешения Всероссийской Церкви. В том же году, когда Архиерейский Синод РПЦЗ начал предпринимать шаги в пользу признания автокефалии Польской Церкви, архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим заявили, что без воли московской церковной власти Архиерейский Синод не имеет на это права.
Как и большинство зарубежных архиереев, архиепископ Серафим воспринял «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) отрицательно. Но несогласие с митрополитом Сергием не приводило архипастыря к крайностям. Так, в середине 1930-х годов архиепископ Серафим направил митрополиту Сергию свою книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией». Духовным чадам владыка говорил, что не имеет права осуждать митрополита Сергия, который оказался в условиях страшных гонений.
В 1920-1940-е годы архиепископ Серафим выступил против спорных взглядов, проникших в труды митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Сергия Булгакова. 1 января 1938 года за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» он был удостоен учёной степени магистра богословия.
Иерарх уделил внимание вопросу государственного устройства России. Этому вопросу он посвятил книги «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании». Основой благополучия государства архиепископ Серафим считал симфонию властей — церковной и царской. Архиепископ Серафим считал, что уничтожение этой симфонии и привело Россию к катастрофе 1917 года. Архипастырь был убеждён, что в России необходимо восстановить монархическое правление. При этом он выступал против абсолютизма и подчинения Церкви государству.
В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии, а также отказывался благословить русских эмигрантов на борьбу против России, говоря, что воевать против своей родины — грех.
В сентябре 1944 года в Болгарию вошли советские войска. Начались аресты — как бывших участников белогвардейских формирований, так и непричастных к политике русских эмигрантов. В таких случаях к архипастырю часто обращались за молитвенной помощью.
2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему с просьбой о принятии в Московский Патриархат. 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси. Весной 1946 года русская община вернулась в храм святого Николая на бульваре Царя Освободителя.
В мае 1946 года в Софию прибыла делегация Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием. Святейший Патриарх совершил богослужение в Никольском храме. В своей проповеди архиепископ Серафим сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с матерью нашей Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей родины, с теми, которые признают Патриаршую Церковь в России». Но, уйдя из Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Серафим всегда воздерживался от того, чтобы осуждать её.
В 1948 году иерарх принял участие во Всеправославном Совещании в Москве. Архипастырь выступил с тремя докладами — об англиканской иерархии, об экуменическом движении и о новом календарном стиле. Архиепископ Серафим не отрицал богословского диалога и вдумчиво подходил к проблеме взаимоотношений с инославными, настаивая на том, что диалог должен быть серьёзным и взвешенным. При этом он отрицал возможность компромиссов в догматических вопросах и выступал против вступления Русской Церкви во Всемирный совет церквей. Архипастырь отрицательно относился и к возможности перехода Православной Церкви на новый календарь.
В последние годы жизни архиепископ Серафим активно участвовал в борьбе против обновленческих тенденций в Болгарской Православной Церкви. В 1949 году в органе Синода Болгарской Церкви — «Церковном вестнике» появилась статья архиепископа Серафима против церковного модернизма и принижения роли Синода в церковном управлении. Иерархи Болгарской Церкви впоследствии отмечали, что выступление архиепископа Серафима помогло остановить разгоравшуюся в Болгарской Церкви обновленческую смуту.
Еще одной задачей архипастыря было создание в Болгарии монастыря. Мечта архиепископа Серафима осуществилась за несколько месяцев до смерти. Удалось получить разрешение от властей на открытие небольшой обители. Открытие нового монастыря благословил Святейший Патриарх Алексий. Сам архипастырь уже находился при смерти. Но даже будучи прикованным к постели, он продолжал руководить работами по обустройству обители. Говоря о монастыре, он точно описывал помещения, в которых никогда не был. А когда монахини спрашивали, откуда он это знает, архипастырь улыбался и отвечал: «Да разве?»
Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма, как живому. «Когда вам станет тяжело, — говорил архиепископ, — вы мне напишите письмо и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».
26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.
1 марта архиепископ Серафим был погребён в крипте Никольского храма.
Почитание архипастыря началось почти сразу после его кончины. В августе 1950 года настоятельница Покровского монастыря монахиня Серафима (Ливен) писала Святейшему Патриарху Алексию, что во всех скорбях сестры обители получают невидимую помощь от архиепископа Серафима. В 1952 году назначенный в Софию протоиерей Сергий Казанский засвидетельствовал, что место упокоения архиепископа Серафима посещается его почитателями. Число почитателей архиепископа Серафима с каждым годом росло. Сразу же началась и запись чудес по молитвам архипастыря, большая часть которых опубликована. В настоящее время зафиксировано более ста случаев посмертной молитвенной помощи архиепископа Серафима. Большинство случаев связано с исцелениями, обращением к вере, дарованием ребёнка и т.д.
Источник: topwar.ru