Тайные сборы в восточный поход
Начало читайте в предыдущем номере.
1941-й – самый тяжелый год Великой Отечественной. И по числу потерь, и по количеству оказавшихся в плену красноармейцев, и по занятой врагом территории. Как готовилось вторжение? Почему оказалось неожиданным?
Предполагаемыми союзниками в директиве № 21 назывались Румыния и Финляндия, хотя Гитлер был невысокого мнения относительно боевых возможностей вооруженных сил этих стран. Их задача заключалась главным образом в поддержке и обеспечении действий немецких войск на севере и на юге. Самостоятельные действия основных финских сил в Карелии (на ленинградском направлении) определялись как наступление западнее или по обе стороны Ладожского озера в зависимости от успеха продвижения группы армий «Север».
В мае 1941-го Гитлер согласился на привлечение к войне против СССР Венгрии. 3 февраля он одобрил директиву главного командования сухопутных войск вермахта о стратегическом развертывании войск для операции «Барбаросса». В связи с военными действиями на Балканах было принято решение перенести начало восточного похода с мая на более поздний срок. Окончательную дату нападения на СССР – 22 июня – Гитлер назвал 30 апреля.
Фабрика агрессии
В сентябре 1940 года была принята новая программа производства вооружений и боеприпасов, имевшая целью оснащение войск, предназначенных для восточного похода. Самым приоритетным направлением стало производство бронетанковой техники. Если за весь 1940-й было выпущено 1643 танка, то лишь за первое полугодие 1941-го – 1621.
“ Командующие армиями получили указание проследить, чтобы боевой опыт, полученный в западной кампании, не переоценивался ”Росло производство колесных и полугусеничных бронеавтомобилей и бронетранспортеров. Много внимания уделялось обеспечению вермахта артиллерийским и стрелковым оружием. Были значительно увеличены поставки боеприпасов для всех видов оружия. Для подготовки Восточного театра военных действий в июле – октябре 1940 года с запада и из Центральной Германии в Польшу и Восточную Пруссию переброшено более 30 дивизий.
Практическая подготовка к нападению на СССР началась с лета 1940-го. В сравнении с англо-французской коалицией Советский Союз, по мнению командования вермахта, был более сильным противником. Поэтому оно приняло решение к весне 1941 года иметь 180 боевых дивизий сухопутных войск и еще 20 в резерве. Подчеркивалась необходимость приоритетного формирования новых танковых и моторизованных соединений. Общая численность вермахта к июню 1941-го достигла 7,3 миллиона. В состав действующей армии входило 208 дивизий и шесть бригад.
Огромное внимание уделялось качественному совершенствованию, повышению боевого мастерства, оснащению новой военной техникой, переподготовке командного состава, улучшению организационно-штатной структуры войск. Из большого количества трофейного вооружения, накопившегося в Германии в результате предшествующих кампаний, для нападения на Советский Союз было решено использовать только чешские танки и противотанковые пушки некоторых покоренных стран.

К началу агрессии против СССР Третий рейх имел в своем распоряжении хозяйственные ресурсы почти всей Европы. К июню 1941 года его возможности по производству металла, выработке электроэнергии, добыче угля были примерно в 2–2,5 раза больше, чем у Советского Союза. Военная продукция одних только чехословацких предприятий «Шкода» могла снабдить многими видами вооружения около 40–45 дивизий. Кроме того, в оккупированных странах Германия захватила громадные запасы стратегического сырья, оборудования, а главное – весь арсенал.
В период с августа 1940 по январь 1941-го было сформировано 25 новых подвижных соединений, к которым относились танковые, моторизованные и легкие дивизии и бригады. Они предназначались для создания танковых клиньев, призванных обеспечить быстрое продвижение немецких войск в глубину советской территории. Было сформировано десять танковых, восемь моторизованных, четыре легкие пехотные дивизии и две танковые бригады. В результате к июню 1941 года общее число танковых соединений в вермахте возросло по сравнению с маем 1940-го с 10 до 22, а моторизованных (с учетом войск СС) – с 9 до 18. Кроме подвижных, к январю 1941 года были сформированы 18 новых пехотных и три горнострелковые дивизии. Четыре легкие дивизии включали только два пехотных полка вместо трех с учетом того, что на советской территории придется действовать в труднопроходимой местности. ПТО имели гусеничную тягу, артдивизионы оснащались легкими горными орудиями.
Чтобы обеспечить высокую боеспособность вновь формируемых соединений, командование включало в их состав части и подразделения из дивизий, уже имевших солидный боевой опыт. Обычно это были целые полки или батальоны. Происходило доукомплектование и частичное переформирование соединений. Все они переводились на штаты военного времени. Пополнение личным составом происходило прежде всего за счет мобилизованных 1919 и 1920 годов рождения, прошедших обучение в армии резерва.
Танки и кадры
Осенью 1940 года процесс реорганизации сухопутных войск приобрел всеобъемлющий характер. В ноябре в стадии переформирования одновременно находилась 51 дивизия, то есть более трети действующей армии Германии. Особое значение придавалось созданию крупных моторизованных объединений, включавших танковые, моторизованные и некоторое количество пехотных дивизий. Для управления ими в восточном походе в ноябре-декабре 1940-го были организованы штабы четырех танковых групп. Им предназначалось взламывать оборону противника и устремляться к главным объектам операции. На них в отличие от полевых армий не возлагались задачи по захвату и удержанию территории. Увеличению мобильности танковых групп способствовало отсутствие громоздких тыловых обозов. Материально-техническое обеспечение возлагалось на полевые армии, в полосе которых предстояло действовать.
К 1941 году в танковых соединениях, предназначенных для нападения на СССР, количество средних танков увеличилось в 2,7 раза – с 627 до 1700. Они составили 44 процента от общего количества машин, выделенных для восточного похода. Причем танки Т-III в подавляющем большинстве были оснащены 50-мм пушками. Если к ним добавить еще 250 штурмовых орудий, которые по тактико-техническим данным соответствовали средним танкам, то доля последних возрастала до 50 процентов по сравнению с 24,5 процента во французской кампании.
На вооружение противотанковых частей и подразделений с конца 1940 года стали поступать 50-мм пушки и тяжелые 28-мм ПТР. Истребительно-противотанковый дивизион пехотной дивизии стал моторизованным. По сравнению с 1940-м количество ПТО (без учета трофейных) увеличилось на 20 процентов, а ПТР – более чем в 20 раз. Кроме того, на вооружении находились чешские противотанковые пушки калибра 37 и 47 миллиметров. Часть из них была смонтирована на самоходных лафетах. С помощью всех этих средств военное руководство Германии надеялось полностью нейтрализовать действия советских танков.
В авиации упор делался на достижение качественного и количественного превосходства. Большое внимание уделялось планированию ударов по советским аэродромам, для чего были расширены возможности ведения воздушной разведки. При подготовке летчиков первостепенное внимание обращалось на совершенствование выучки экипажей, приобретение ими опыта и навыков по организации навигационного обеспечения полетов. В начале 1941-го авиационным корпусам на западе было дано указание сократить действия против Англии до такой степени, чтобы полностью восстановить свою боеспособность к началу операции «Барбаросса».
Проводились многочисленные командно-штабные учения. Они весьма тщательно готовились. Ставилась задача развития оперативного мышления офицеров. От них требовалось умело вести разведку, заботиться об организации взаимодействия между родами войск, соседями и с авиацией, быстро реагировать на изменение боевой обстановки, рационально использовать имеющиеся силы и средства, заблаговременно готовиться к борьбе с танками и авиацией противника.
Были увеличены сроки индивидуальной подготовки рядовых: в армии резерва – не менее восьми недель, в действующих частях – не менее трех месяцев. Командующие армиями получили указание проследить, чтобы боевой опыт, полученный в западной кампании, не переоценивался, войска настраивались на «борьбу всеми силами против равного противника». Отдел Генштаба сухопутных войск по изучению иностранных армий Востока подготовил обзор «Из опыта Русско-финской войны». В нем обобщалась тактика советских войск в наступлении и обороне, конкретные примеры их действий всесторонне оценивались. В октябре 1940-го обзор был направлен в нижестоящие штабы, вплоть до дивизии.
Гитлеровский просчет
К началу нападения на СССР руководство вермахта сумело полностью обеспечить квалифицированными командными кадрами войска и создать необходимый резерв офицеров: для каждой из трех групп армий он состоял из 300 человек. Наиболее грамотные направлялись в соединения, предназначенные для действий на главных направлениях. Так, в танковых, моторизованных и горнострелковых дивизиях кадровые военные составляли 50 процентов от всего офицерского корпуса, в пехотных дивизиях, прошедших переукомплектование в конце 1940 – начале 1941-го, – 35, в остальных – десять (90 процентов приходилось на резервистов).
Вся подготовка проводилась в соответствии с концепцией молниеносной войны. И это обусловило не только сильные, но и слабые стороны вооруженных сил Германии. Немецкие войска нацеливались на маневренную, быстротечную кампанию и были плохо подготовлены к длительным боевым действиям.
С лета 1940 года командование вермахта стало уделять исключительное внимание оборудованию будущего театра военных действий. Вся территория Восточной Пруссии, Польши, а несколько позже Румынии, Венгрии и Словакии начала усиленно подготавливаться для стратегического развертывания сухопутных войск и ВВС. Чтобы сосредоточить огромное количество личного состава и военной техники в пограничных с СССР районах, создать им условия, необходимые для успешных боевых действий, требовались развитая железнодорожная и шоссейная инфраструктура, большое количество аэродромов, разветвленная сеть связи, помещения и площадки для размещения материально-технических средств, санитарно-ветеринарных и ремонтных служб, полигоны, казармы, налаженная система противовоздушной обороны и так далее.
С начала 1941-го на территории Восточной Германии, Румынии и северной Норвегии интенсивно строились и расширялись аэродромы. Вблизи границы с СССР работы велись лишь в ночное время. К 22 июня основные подготовительные мероприятия для передислокации ВВС на восток завершились.
Командование вермахта развернуло у западных границ – от Ледовитого океана до Черного моря – невиданную до этого в истории войн группировку. Подготовленные для вторжения войска включали три группы армий («Север», «Центр», «Юг»), отдельную германскую («Норвегия»), финскую и две румынские армии, венгерскую корпусную группу. В первом стратегическом эшелоне было сосредоточено 80 процентов всех сил – 153 дивизии и 19 бригад (из них немецких – 125 и 2 соответственно). Это обеспечивало более мощный первоначальный удар. На их вооружении имелось свыше 4000 танков и штурмовых орудий, около 4400 боевых самолетов, почти 39 тысяч орудий и минометов. Общая численность вместе с выделенными для войны против СССР германскими ВВС и ВМС составила приблизительно 4,4 миллиона.
Стратегический резерв главного командования вермахта составлял 28 дивизий (в том числе две танковые) и бригад. До 4 июля 14 дивизий должны были поступить в распоряжение командования групп армий. Остальные соединения предполагалось использовать позже в зависимости от обстановки на фронте. В резерве главного командования сухопутных войск вермахта насчитывалось около 500 тысяч личного состава, 8 тысяч орудий и минометов, 350 танков.
14 июня на совещании у Гитлера были уточнены последние детали: начало наступления переносилось с 3 часов 30 минут на 3 часа ровно (по среднеевропейскому времени). Всесторонне подготовленные к агрессии против СССР, находящиеся в полной боевой готовности группы немецких армий только ожидали команды для броска в глубь советской земли.
Источник: http://vpk-news.ru