Стать генералом, остаться солдатом
Леонтий Шевцов. «На переломе эпох». Москва, 2015.
Создатель представляемой книги сам ни в коей мере не считает себя писателем, отводя себе роль лишь автора воспоминаний. Впрочем, такие издания и ценны в первую очередь не литературными изысками, а фактурой, событиями, свидетелем и непосредственным участником которых являлся рассказчик.
Биография Леонтия Шевцова сама по себе полна драматических коллизий и интереснейших фактов, потому даже демонстративно аскетичное ее изложение делает книгу литературным произведением, а автора – писателем. Как бы он сам тому ни противился. Кого-то писателем делает Литинститут, кого-то – служение Родине, у всех свой путь в литературу.

Занимая высокие должности в самые переломные для СССР и России времена, Леонтий Шевцов оказался причастным к важнейшим решениям, принимавшимся как во внутренней, так и во внешней военной политике страны. Автор – не паркетный генерал, он начинал службу на Дальнем Востоке и в Забайкалье, командовал ротой, батальоном, полком, делил с подчиненными все тяготы армейской жизни, наравне с ними тянул солдатскую лямку. И то, что он достиг карьерных высот, – его собственная заслуга. Впрочем, он сам изрядную долю своих жизненных успехов относит за счет везения, но без личной энергии и каждодневного труда любое везение бессмысленно.
Для кого написана книга? Скорее всего для тех молодых людей, которые либо задумываются о военной карьере, либо делают в ней первые шаги. Главный посыл – чтобы соответствовать должности, ты должен быть абсолютно компетентен во всех вопросах, кои входят в твою сферу ответственности. А если хочешь расти – рамки компетентности и ответственности должны непрерывно расширяться.
Вот, к примеру, размышления о командовании полком: «Наверное, полк – это последняя военная структура, в которой командир в реальном масштабе времени знает все. Дивизия разбросана на десятки и сотни километров, армия – на несколько сотен, иногда тысячи километров, округ – это территория нескольких европейских государств.
Должностные лица дивизии, армии, округа принимают доклады подчиненных по средствам связи и документально, но физически не могут постоянно, ежедневно лично знать положение дел. Они доверяют подчиненным командирам и все равно периодически выезжают лично для работы в войсках и посылают соответствующие комиссии.
Полк же сосредоточен на ограниченной забором территории: километр-полтора в одну сторону и примерно столько же в другую. Чуть меньше, чуть больше – это непринципиально.
Если командир полка рабочий человек, не лодырь, он в состоянии в течение дня обойти весь полк, всю территорию, побывать в расположении батальонов, в парке боевых машин, в столовой, проверить караул, заглянуть в котельную и съездить в учебный центр. Да, это требует времени, энергии и желания. Но ты командир полка, знаешь все, тебя невозможно дезинформировать, приукрасить положение. И в этом сила руководителя. Он знает все и оперативно может влиять на все вопросы.
И командир, который собственными глазами все видел и ногами обошел, задает один вопрос – почему? Почему там не сделано, почему стрельба и занятия начались не вовремя, почему руководитель такой-то к занятиям не готов, машины не вышли – и так почему, почему и еще раз почему».
Вывод простой: не зная реальной ситуации, невозможно принимать верные решения, а чтобы знать ситуацию, понимать мотивацию и интересы подчиненных, владеть обстановкой, нужно самому пройти весь этот путь от лейтенанта до генерала, на каждом его этапе познавая все до мелочей. Тогда и из докладов и донесений можно понять истинное положение дел – ведь ты же знаешь, откуда что берется.
В начале 90-х автор занимал ряд руководящих должностей в Западной группе войск. И там уже ребром встал вопрос о другом, наиглавнейшем для командира качестве – ответственности за подчиненных, причем даже в тех ситуациях, к возникновению которых ты никоим образом не причастен. Вывод войск из Германии – одна из тяжелейших страниц в истории нашей армии. «Военнослужащим ЗГВ того времени не надо вспоминать. Уверен, такое не забудешь до конца жизни. Они знали и понимали обстановку в стране, армии и что их ждет после вывода войск. А будущее было нерадостное, мягко говоря. Большинство из них прибывали служить в группу войск при СССР. Это значит, что свои квартиры положено было сдать по месту службы или жительства. В них заселялись другие военные. А убывали уже в совсем другую страну, где их никто не ждет. Да и куда ехать-то? Части расформировываются под корень, многим грозит вынужденное увольнение в запас либо сокращение по оргштатным мероприятиям. Выслуги для пенсии многим не хватало.
А если пенсия полагалась, так галопирующая инфляция ее вмиг сгрызала. Как быть, куда податься, как обеспечить семью, обучение детей?
Задача командиров всех рангов состояла в том, чтобы в таком положении этой большой массой офицеров и прапорщиков управлять, настроить на выполнение задачи и помогать в решении жизненных проблем по мере своих возможностей, начиная от главкома и заканчивая командиром части. Одним солдафонством здесь не возьмешь. Возможностей для действенной помощи немного, но они иногда бывают. Надо только сердце иметь». Далее рассказывается, на какие ухищрения шли командиры, чтобы по максимуму помочь своим подчиненным пережить те тяжкие времена, не оказаться выброшенными на обочину жизни.
Здесь не место для пересказа содержания всей книги, рецензия – это в первую очередь некая затравка, заставляющая найти книгу и прочесть. Леонтий Шевцов – первый отечественный военнослужащий, прикомандированный к структурам НАТО. Уже само по себе это говорит об уникальности изложенной в воспоминаниях информации. Нашего генерала с помпой встречали и в Пентагоне. А началось все, как часто бывает у военных, с телефонного звонка…
«В конце сентября 1995 года мне позвонил генерал-лейтенант Валерий Лапшов, начальник аппарата министра обороны РФ генерала армии Павла Грачева, и сказал: «Леша, собирайся ехать в Бельгию, в город Монс к ГК ОВС НАТО, договариваться об условиях участия наших войск в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине». Отвечаю ему: «Шутишь?». Он смеется и говорит: «Никаких шуток. Политическое решение на участие России в операции принято. Павел Сергеевич сказал министру обороны США У. Пери, который возглавит российскую оперативную группу. И назвал твою фамилию. Готовься».
Затем мне уже официально поставили первоначальную задачу».
Цитата за цитатой – велик соблазн пересказать все эпизоды книги, поверьте – они этого достойны. Но тем не менее ограничимся уже приведенными. Думаю, все, кто сумеет найти и прочитать книгу, будут благодарны генералу Шевцову за его воспоминания. История страны от первого лица – самый интересный жанр.
Источник: http://vpk-news.ru





