Десятая годовщина аннексии Аджарии
07 мар, 2014 0 Комментариев 81 Просмотров

Десятая годовщина аннексии Аджарии

Вскоре исполнится 10 лет со времени вторжения войск Михаила Саакашвили в Батум и фактической аннексии Аджарии. Как аннексии? Ведь во всех советских и нынешних учебниках истории утверждается, что Аджария - часть Грузии. Да и сам Михаил Саакашвили всегда утверждал, что нет никаких аджарцев, абхазов, мингрелов, осетин, лазов. Только одни грузины говорят на правильном грузинском языке, а другие грузины его коверкают.

Мало того, в наших учебниках говорится, что Грузия добровольно присоединилась к России согласно Георгиевскому трактату 1783 года. По сему случаю наш гениальный скульптор Зураб Церетели в 1983 году наваял огромный памятник русско-грузинской дружбы. Кстати, аналогичный шедевр Церетели в Тбилиси был взорван еще в 1991 году.

На самом деле по договору 1783 года российское подданство принимало лишь царство Картлийское и Кахетинское, то есть менее трети территории будущей Грузинской ССР.

Остальные же территории были присоединены к России в течение последующих ста лет. Так, например, русские цари состояли в дипломатических сношениях с Мингрельским царством еще со времен Михаила Федоровича. Грамотой от 4 июля 1804 года царь Александр I принял в подданство князя Григория Дадиани - правителя Мингрельского царства. При этом управление царством Александр оставил князю Григорию и его потомком.

Я лично с карандашом изучил переписку Александра I с Мингрельским царством и нигде не нашел слов «Грузия», «Тифлис», «Картли» и т.д. В ноябре 1866 г. князь Николай Дадиани за один миллион рублей передал свои права на управление царством Александру II. Бюрократы из Петербурга сочли наиболее удобным включить Мингрелию в состав Кутаисской губернии, куда входила и Картли (собственно Грузия).
Ну а на юго-западе Мингрелии находится Аджария со столицей городом Батум. На месте Батума еще в V веке до нашей эры была греческая колония Батис. В течение последующих 24 веков Аджария не имела никакого отношения к Картли. Причем, с восточными соседями у аджарцев отношения были совсем неважными, и слово «гюрджи» («грузин») считалось грязным ругательством.

В XV-XVI веках закавказские княжества были предметом спора между Оттоманской империей и Персией. В 1555 г. Персия и Турция заключили между собой договор, по условиям которого современная Грузия оказалась разделенной на две части: турецкую (Лихтимерети и западная часть Месхети) и персидскую (Картли, Кахетия и восточная часть Месхети). А по турецко-персидскому договору 1590 года вся Грузия перешла под власть Турции. Однако в 1612 г. турки и персы приняли «мирные условия», по которым в Грузии восстанавливались прежние турецко-персидские границы.

В 1878 году Турция уступила Аджарию России. Александр II приказал создать отдельную Батумскую область. На момент прихода русских в Батум там проживало 3 тысячи человек. За 20 лет русского владычества население города возросло в 10 (!) раз. При этом менее 40% жителей были уроженцами Кавказа, а остальные - русские и граждане различных стран Европы.

Батум стал главным экономическим центром на Кавказе. Чем-то типа Гонконга. Там находились десятки банков, заключались многочисленные международные сделки. К 1910 году русские построили в Батуме первоклассный порт, не имевший равных ни на Кавказском побережье, ни в Анатолии (азиатском побережье Турции). В Батум провели железную дорогу и нефтепровод из Азербайджана. По сравнению с Батумом Тифлис выглядел жалким провинциальным городишком.

Но вот в России в 1917 году произошла революция, и русская армия ушла из Закавказья. Свято место пусто не бывает, и в Батум вошли турки. В конце 1918 года их сменили англичане. Но «просвещенные мореплаватели» не отдали жемчужину Черного моря тифлисским правителям, а превратили его в «порто-франко», выражаясь современным языком - зону свободной торговли. В Батум вернулось процветание. Дело дошло до того, что в 1919-м - ноябре 1920 года в Батуме торговые представители Советской России заключали крупные сделки с предпринимателями Крыма. Барон Врангель был в ярости, грозил крымским капиталистам расстрелам, но бойкая торговля все равно шла.

В 1921 году в Батум вошла Красная армия. Сталин кроил, как хотел, территорию Советской России на союзные и автономные республики, невзирая на этнические и исторические особенности регионов. Его интересовали исключительно сиюминутные политические, пропагандистские, экономические и военные преимущества.

В этом он виноват, но ровно столько, сколько виноваты устроители нашего дачного кооператива «Восход», в который полвека назад вступила моя мать. Единственная железная дорога и шоссе к «Восходу» проходят по территории Владимирской области. А соединить «Восход» с Московской областью шоссе через дремучий лес и построить мост через реку Клязьму в несколько раз дороже имущества самого кооператива. А в сталинское время вероятность выхода Грузии из состава СССР была на порядок ниже, чем в 2014 году вероятность выхода Владимирской области из состава Российской федерации.
Логика Сталина проста: у Абхазии есть порт Сухум, у Мингрелии - Поти, у Аджарии - порт Батум. Таким образом Грузия вообще не имела выхода к морю.

До 1991 года все границы между республиками были исключительно административными. Во всех республиках действовали одинаковые законы, на любого грузинского чиновника можно было найти управу в Москве и т.д. Народы кое-как терпели такую ситуацию. Но в 1991-1993 гг. никто не захотел признавать власть Тбилиси.
И вот войска РФ по приказу Ельцина помогают режиму Шеварднадзе силой захватить Мингрелию. Шеварднадзе было передано огромное количество бронетехники. А российские войска непосредственно принимали участие в боях с мингрелами.

Однако, воюя с мингрелами и абхазами, Шеварднадзе не рискнул нападать на Аджарию, которая с 1990 г. стала фактически независимым государством. Во главе Аджарии в 1990 г. стал Аслан Абашидзе, принадлежавший к роду аджарских «тавади» - феодальных правителей Аджарии с 1463 по 1877 год. В 1984 году Абашидзе стал министром бытового обслуживания Аджарской АССР. В 1991 году он занимает пост председателя Верховного Совета Аджарской Автономной Республики.

28 сентября 1992 года Абашидзе постановлением Совета Министров Аджарии фактически аннулировал зависимость экономических структур автономии от Тбилиси.
В 1990-2003 гг. жизненный уровень населения Аджарии существенно превосходил все другие области бывшей Грузинской ССР, как находившиеся под контролем Тбилиси, там и Абхазию, и Южную Осетию.

К 2004 г. в Батуме было 22 больших банка. По сравнению с нищей Грузией Батум стал центром коммуникаций по транспортировке углеводородов из Азербайджана и Средней Азии. Курорты Аджарии посещали десятки тысяч европейцев и россиян. Торговцы из Аджарии заполонили рынки Москвы дешевыми цитрусовыми.

Аннексировать Аджарию Шеварднадзе не решился не только из-за народной поддержки Абашидзе, но и из-за присутствия в районе Батума 145-й мотострелковой дивизии, которая была туда передислоцирована еще при советской власти.

Замечу, что с 1886 г. в Батуме существовала первоклассная сухопутная и морская крепость, самая сильная на Черном море после Севастополя. А в 1991 г. в Батуме располагалась еще и база морских крылатых ракет.

22 марта 1995 г. министры обороны РФ и Грузии подписали договор о создании трех военных баз на территории Грузии: Ахалкалаки, Гудаута и Батум. База создавалась на базе 145-й мотострелковой дивизии. На март 2004 г. там насчитывалось 150 офицеров и 2000 контрактников. Причем, 41% контрактников были местными жителями, хотя и с российскими паспортами.

Как рассказал бывший командующий 12-й базой генерал-майор Вячеслав Борисов, в начале 1990-х годов Тбилиси уже предпринимал попытку «пойти войной» на Аджарию. Тогда Аслан Абашидзе позвонил российскому министру обороны Павлу Грачеву и попросил помощи у российских военных. Грачев дал команду: «Как Абашидзе скажет, так и сделайте». Командир дивизии генерал Гладышев вывел танки и БМ-21 «Град» в район реки Челоки со стороны Поти на административную границу Аджарии и Грузии и сделал несколько залпов реактивными снарядами. Больше грузинские части подобных попыток не предпринимали. «Однако при Шеварднадзе, - рассказывал Борисов, - в мою бытность командующим с 1998 по 2002 год, некие бандформирования пошли через Кодорское ущелье, до нас эту обстановку довели. И мы тогда встали на пути у них под видом учений... Попытка бандформирований поникнуть в Аджарию тоже была сорвана» 1.

Но вот в Грузии в ходе переворота пришел к власти Михаил Саакашвили. Естественно, его привлекает богатый Батум. Остановить зарвавшегося Михо легко мог отряд кораблей Черноморского флота и личный состав 12-й базы. Достаточно было послать в Батум пару сторожевых кораблей и два-четыре десантных корабля с морпехами. Повод - эвакуация российских граждан в случае начала конфликта. Подобная акция является рутинной в политике США, Франции, Англии и других ведущих держав. Почему, например, два американских корабля с 600 морпехами на борту в ходе Олимпиады незванно подошли к Сочи якобы для того, чтобы обеспечить эвакуацию американских граждан в случае атаки террористов.

С базы и с кораблей было легко передать достаточное количество оружия аджарским частям (от 5 до 8 тыс. человек), верным Аслану Абашидзе. Надо ли доказывать, что в этом случае вторжение грузин в Аджарию гарантированно не состоялось бы. Тем не менее, Кремль после нескольких дней колебаний отказался помочь Аджарии. И вот грузинские войска в марте 2004 г. захватили Батум. Аслан Абашидзе улетел в Москву.

За урегулирование кризиса в Аджарии Путин получил благодарность США. «Администрация Джорджа Буша отметила роль российского руководства в успешном урегулировании кризиса в Аджарии… Мы очень признательны России, в особенности Владимиру Путину и Игорю Иванову, за конструктивную роль, которую они сыграли в этом вопросе», - сказал официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер на брифинге в Вашингтоне.

Самое интересное, что Россия была обязана помочь Аджарии согласно Карскому договору 1921 года, заключенному, когда никакой Грузинской ССР еще не существовало. А Карский договор, по заявлению российских дипломатов, до сих пор (2014 год) никто не отменял.

Московские СМИ после захвата Аджарии выражали неподдельный оптимизм, считая, что стабильность на Кавказе гарантирована. «Абхазия и Осетия - не Аджария, и Саакашвили никогда не нападет на них».

Ну а сам Михо вышел на балкон в кабинете Абашидзе, откуда и заявил своим боевикам: «Дальше будет Абхазия».

Источник:sozidatel.org

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация