Мясникович - вестник оттепели между Минском и Брюсселем?
Премьер-министр Михаил Мясникович приглашен в Прагу на саммит Восточного партнерства. Почему Брюссель сделал очередной шаг к примирению с официальным Минском - об этом политолог Валерий Карбалевич.
На саммит, который состоится 23-24 апреля, пригласили пятерых президентов стран Восточного партнерства и главу белорусского правительства. Такую информацию сообщил спецпосланник по вопросам Восточного партнерства МИД Чехии Петер Мареш. Ожидается, что в саммите примут участие представители руководства Евросоюза, Швеции, Польши, Чехии и Греции, которая председательствует в ЕС с 1 января.
- Если Михаил Мясникович примет приглашение, это будет самый высокий уровень белорусского представительства на саммитах Восточного партнерства. Значит ли это, что в отношениях Евросоюза и Беларуси началась оттепель?
- Саммиты Восточного партнерства приходились на разные этапы взаимоотношений Беларуси и Европейского союза. На первом, учредительном саммите, который состоялся в мае 2009 года в Праге, белорусскую делегацию возглавлял вице-премьер Владимир Семашко. Тогда отношения Брюсселя и официального Минска были довольно теплыми. Однако на следующем саммите в сентябре 2011 года Варшаве нашу страну представлял посол Беларуси в Польше. Это был разгар «холодной войны» между официальным Минском и ЕС, вспыхнувшей после событий декабря 2010 года, - отмечает Валерий Карбалевич.
Политолог Валерий Карбалевич : - В прошлом году в Вильнюс на саммит ВП приехал министр иностранных дел Владимир Макей. Это свидетельствует, что отношения с Евросоюзом чуть-чуть выправляются. Во всяком случае, самая острая фаза уже прошла. И стороны даже готовы к контактам более высокого уровня, - считает Валерий Карбалевич. - Недавно замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина посетила с официальным визитом Брюссель, провела переговоры об упрощении визового режима. Теперь на саммит приглашают премьер-министра. Говорить об оттепели еще рано. Но отношения уже не такие замороженные, как раньше.
- Как вы считаете, почему Брюссель смягчил позицию к официальному Минску? Ведь белорусские власти не стали более демократичными, до сих пор не освободили всех политзаключенных.
- Сразу же после событий 19 декабря 2010 года реакция Европы была очень жесткой, последовали визовые санкции. Но сейчас острота притупилась. К тому же ряд европейских политиков (министры иностранных дел Германии и Чехии), которые в то время определяли внешнюю политику ЕС, а также своих стран, уже ушли в отставку. Это тоже повлияло.
Не исключено, что еврочиновники устали от политики конфронтации. Им нужны успехи на белорусском направлении. С другой стороны, и Беларусь нуждается в контактах с ЕС, чтобы получить кредиты, возможно, разместить еврооблигации, привлечь инвестиции. А это связано с политикой.
Кроме того, в мае в Минске пройдет Чемпионат мира по хоккею. Белорусским властям обострять конфронтацию с Европой сейчас тоже нелогично. Обе стороны настроены на позитив.
- В адрес самого Восточного партнерства звучат нелестные высказывания экспертов, что этот проект не оправдал себя. Насколько он жизнеспособен?
- Сама по себе идея найти партнеров на Востоке хороша. Но реализация этого проекта пришлась на не очень благоприятный момент в истории Евросоюза. Сначала мировой финансовый кризис, потом серьезные проблемы в экономике отдельных стран ЕС: Греции, Испании, Португалии, Кипра, Ирландии. Понятно, что проект ВП не удалось обеспечить финансовыми ресурсами, как это, видимо, планировалось на момент его презентации.
Оказалось, что и сам европейский проект стал не таким привлекательным для стран ВП, каким он был для государств Центральной Европы. Если государству предлагают пряник в виде полноправного членства, то это одна история. А странам ВП не предложили такого пряника. Тут действуют гораздо менее значимые стимулы.
Да и Россия вступила в жесткую конкуренцию за постсоветские страны. Раньше Кремль смотрел спокойно на то, что в Евросоюз постепенно интегрируются бывшие социалистические страны Центральной Европы и балтийские республики, поскольку это было чуть дальше от России. К тому же она не имела еще значительных ресурсов. Сейчас Россия стала богаче и решила взять под свой контроль этот регион. ЕС пока не знает: чем ответить. Так что в рамках проекта Восточного партнерства перед Европейским союзом стоят серьезные вызовы.
Источник:zautra.by