ФАС предлагает приравнять ритейлеров к монополистам
Федеральная антимонопольная служба в очередной раз пытается обуздать торговые сети. Она представила проект поправок к закону "О регулировании торговой деятельности", которые дают ФАС почти неограниченные возможности вмешиваться в работу торговых сетей. Более того, антимонопольная служба хочет получить право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ее контракты.
А теперь вернемся на несколько лет назад и вспомним, в каких муках принимался тот самый закон от 28 декабря 2009 года. Тогда между ФАС и представителями крупного торгового бизнеса разгорелась нешуточная борьба. Идея ФАС о том, что этот закон призван сбалансировать отношения между поставщиками и сетевыми ритейлерами для предотвращения резких скачков цен на товары, была подвергнута критике по целому ряду пунктов.
Против закона выступил гендиректор ОАО "Магнит" Сергей Галицкий, заявивший: "Мы не имеем отношения к росту цен. Мы лишь трубопровод, который доносит товар до покупателя. Рост цен связан с ростом цен на сельхозпродукцию. А мы даем лишь торговую наценку. У нас норма прибыли 3 %, а у производителей - в разы больше".
Галицкого поддержал вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин, который заявил, что проект закона в том виде, в каком его подготовила ФАС, - "это конец честного бизнеса, возврат в СССР и создание коррупционных барьеров".
А председатель совета директоров ОАО "Седьмой континент" Владимир Карнаухов утверждал, что одна из самых опасных норм - это наделение уполномоченного органа исполнительной власти правом утверждать перечни товаров розничной торговли (для расчетов доли субъекта на рынке). "Перечень должен быть не обязательным, а рекомендательным, иначе они напишут нам товары, которые покупать никто не будет!", - уверял Карнаухов и советовал государству бороться с ростом цен на продукты путем предоставления преференций производителям.
Однако основные нарекания вызвали у представителей сетевого бизнеса положения законопроекта о доминировании на рынке. Об установлении порога доминирования торговой сети в рамках муниципального образования в 15 % они говорили с пеной у рта. По их словам, ограничения в росте для торговых сетей приведут к тому, что большая их часть окажется под контролем западных конкурентов, таких как "Ашан". "Нам просто будет невыгодно заниматься бизнесом, где рентабельность не превышает 4-5 % и вдобавок есть низкий потолок для роста", - пугал чиновников уже упоминавшийся генеральный директор "Магнита" Сергей Галицкий.
К тому же, как уверяли участники рынка, торговая отрасль в России сейчас является одной из самых прозрачных и конкурентных и государству в последнюю очередь необходимо вмешиваться в ее работу.
Ритейлеры трагическим тоном задавали вопрос, обращаясь через головы представителей ФАС к журналистам: "Зачем они хотят зарубить молодую развивающуюся "дойную корову", первая из которых - "Седьмой континент" - открылась в России всего 13 лет назад?" "Нет ответа, - сообщали они все тем же трагическим тоном. - Вернее есть: создается новая чиновничья кормушка".
И надо сказать, что победа в этой борьбе осталась за торговцами. Их лоббистских возможностей хватило для того, чтобы закон был фактически переписан в их пользу.
И вот идея "борьбы с сетями" через несколько лет получила идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.
Надо сказать, что последнее утверждение недалеко от истины. За прошедшие годы сети успешно подавили малый торговый бизнес (а малый бизнес у нас в значительной своей части торговый). В угоду сетевому ритейлу был принят ряд региональных и федеральных законодательных актов, резко сузивший возможности для работы мелких торговцев. А в ряде регионов им была практически объявлена война: малый бизнес открыто уничтожался, сносились ларьки и торговые павильоны, до небес взлетали арендные ставки.
Дошло до того, что Минпромторгу пришлось разослать во все российские регионы информационное письмо, в котором он рекомендует местным властям не сносить киоски и палатки при утверждении новых территориальных схем размещения нестационарных объектов, а в обязательном порядке предоставлять предпринимателям взамен другие места дислокации. Однако власти Москвы, например, ответили на эти призывы весьма неоднозначно. Правительство столицы готово разрешить установку новых киосков, заявил руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, но предполагается сократить точки, где размещаются компании, торгующие той же продукцией, что и в расположенных поблизости стационарных магазинах. А ведь в письме Минпромторга сказано, что особое внимание необходимо уделять увеличению числа объектов продаж социально значимых товаров - хлеба, мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов, а также журналов, цветов и изделий народных промыслов.
Чем должны торговать киоски, согласно планам столичных властей? Между прочим, в письме Минпромторга специально указывается на случаи злоупотребления и произвола со стороны исполнительной власти и органов местного самоуправления при исключении торговых объектов из схем размещения, и тем самым ликвидации бизнеса.
Минпромторг можно понять: страна вползает в кризис, становится все более реальной угроза массовой безработицы. Кто, как не малый и средний бизнес, может хоть в какой-то мере решить проблемы занятости населения? Но региональные власти слишком тесно сотрудничают с торговыми сетями, а потому стараются уничтожить их конкурентов.
Именно в такой обстановке ФАС начала новый поход против торговых сетей. В проекте службы утверждается, что сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без вмешательства антимонопольщиков "рыночную силу". С этим можно согласиться, если назвать безвестную "рыночную силу" ее настоящим именем - коррупция.
По мнению ФАС, почти любые практики работы сетей - следствие принуждения с их стороны. И это в частных беседах подтверждают работающие с сетями поставщики.
В итоге ФАС заявляет о необходимости наделить ее правом вмешательства в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов. То есть речь идет о том, чтобы все сети, вне зависимости от размера, считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. При этом ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли - санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн. руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика.
Однако сетями ФАС в данном случае не ограничивается - борьба может идти и с поставщиками: штрафы в КоАП предусмотрены и за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.
Понятно, что торговые сети немедленно мобилизуют весь свой лоббистский ресурс, чтобы выхолостить законопроект ФАС, как это было с законом "О регулировании торговой деятельности". Кто победит на этот раз, сегодня сказать трудно. Ясно одно: мы вновь станем свидетелями жесткой борьбы.
Источник:novopol.ru