Прорыв «Талибана» через Амударью
Анализ ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) не оставляет сомнений в том, что США и созданные ими афганские власти в стратегическом и тактическом плане проигрывают движению «Талибан» и их союзникам (Исламское движение Узбекистана – ИДУ и Исламская партия Афганистана). Ставка Вашингтона на наращивание военного контингента в итоге себя не оправдала, перехватить инициативу у боевиков так и не удалось. Талибы, общая численность вооруженных формирований которых оценивается в несколько десятков тысяч человек, не только сохранили, но даже расширили свое влияние во многих провинциях ИРА.
За последнее время количество террористических актов в Афганистане увеличилось во много раз. Эта страна уверенно вышла на первое место по террористическим актам в мире, оставив позади даже ныне дефрагментированный Ирак. Нередко теракты проводятся синхронно в целом ряде населенных пунктов. При этом одновременные действия осуществляются на территории как Афганистана, так и соседнего Пакистана. Это свидетельствует о высоком уровне координации действий между террористическими группировками обеих стран и возможном наличии международной системы планирования и проведения боевых операций.
География терактов совпадает с основными маршрутами движения колонн американских войск, перебрасываемых в Афганистан. Одной из причин активности талибов на севере страны по сравнению с другими районами Афганистана является увеличение там количества дислоцированных подразделений американских войск.
Со стороны США постепенно ослабевает контроль над политической ситуацией в стране. При этом само афганское правительство контролирует лишь несколько крупных городов и автомобильных трасс.
Переговорный процесс с талибами, на который США возлагали большие надежды, результатов не принес. Правда, наблюдаются попытки через посредничество Пакистана и Саудовской Аравии возобновить переговоры.
Талибы и их союзники за последнее время существенно нарастили численность своих вооруженных формирований на севере Афганистана. В этой связи отмечается резкое возрастание количества нападений талибов на колонны иностранных военнослужащих и терактов боевиков против подразделений силовых структур, несущих охрану баз Международных сил содействия безопасности (МССБ).
Обострение обстановки, связанное с увеличением численности иностранных войск и наращиванием концентрации талибов и их союзников на севере Афганистана, становится причиной беспокойства соседних государств – Узбекистана и Таджикистана.
Усиление группировки талибов на севере Афганистана продолжается в том числе за счет выходцев из Центральной Азии, что позволяет активно использовать национальный фактор для вербовки пособников среди местного населения, большинство которого составляют этнические узбеки и таджики.
Талибы рассчитывают на то, что с началом вывода войск международной коалиции им удастся укрепить свои позиции на всей территории страны. Для этого им необходимо не допустить поддержки афганских правительственных сил и отрядов бывшего Северного альянса с территории Таджикистана и Узбекистана.
Их союзники из ИДУ намерены активизировать деятельность по расшатыванию правящих в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии режимов и укреплению там своих позиций. Определенный опыт у них уже есть.
Например, в сентябре – ноябре 2010 года на протяжении всей контртеррористической операции в Раштской долине Таджикистана талибы и ИДУ предпринимали попытки поддержать действующих в стране исламистов. Они спровоцировали несколько столкновений с таджикскими пограничниками, причем боевикам удалось на таджикской территории захватить заложников из числа мирных граждан.
В конце 2010 года 28 стран НАТО и 19 государств-партнеров одобрили концепцию передачи афганцам ответственности за безопасность в стране. Этот процесс планируется завершить к концу 2014-го.
В такой ситуации России предстоит столкнуться с новыми вызовами и угрозами, исходящими с территории ИРА. В случае вывода иностранных войск без создания боеспособной афганской армии и полиции возникает угроза прихода к власти в Афганистане движения «Талибан».
Однако, по мнению экспертов, план НАТО по полному свертыванию иностранного военного присутствия в Афганистане к 2014 году вряд ли будет полностью реализован.
Низкая эффективность шагов по противодействию исламским экстремистам вынудила США и их союзников внести коррективы в содержание стратегии на афганском направлении.
Так, в настоящее время командованием МССБ наряду с южными и юго-восточными провинциями в качестве приоритетных районов предстоящих боевых действий определены северные провинции, граничащие с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном.
Применение ММСБ силы против действующих на территории Афганистана террористических групп может вынудить входящих в их состав боевиков – выходцев из государств Центральной Азии искать убежище «у себя дома». Не исключаются вооруженные прорывы границ центральноазиатских государств, последующее сращивание исламистов с местными оппозиционными силами или с организованными преступными группировками.
Это может привести к постепенному втягиванию Вашингтоном Узбекистана и Таджикистана в боевые действия против талибов и ИДУ в афганском приграничье, дестабилизации обстановки в указанных государствах и созданию предпосылок для развития ситуации по «афганскому сценарию». В этой связи возрастает угроза проникновения членов исламистских террористических группировок на территорию Российской Федерации.
Помимо этого США и НАТО предпринимают активные попытки ограничения российских инициатив в области региональной интеграции в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР). Существует угроза переориентации ряда государств ЦАР (Казахстана, Узбекистана и Таджикистана) в обеспечении своей внешней безопасности с ОДКБ на механизмы ОБСЕ и НАТО.
Как можно в подобной ситуации добиться обеспечения российских национальных интересов? Нужна поддержка Россией процесса национального примирения в Афганистане при неукоснительном соблюдении санкционного режима Совета Безопасности ООН в качестве важнейшего инструмента антитеррористического и антинаркотического взаимодействия на афганском направлении. Антитеррористические структуры России и заинтересованных государств Центрально-Азиатского региона должны координировать усилия в пресечении деятельности международных террористических организаций на территории региона и нейтрализации идеологического влияния философии радикализма. Необходима активизация взаимодействия с умеренными течениями в исламе.
Очевидна необходимость выработки во взаимодействии с центральноазиатскими партнерами механизмов применения коллективных сил оперативного реагирования государств – членов ОДКБ и российской 201-й военной базы в Республике Таджикистан при возможных прорывах отрядов талибов и их союзников на территорию государств ЦАР.
Сотрудничество России и государств Центральной Азии на афганском направлении по дополнительной поддержке отрядов бывшего Северного альянса может существенно помочь в выдавливании талибов и их союзников из северных провинций Афганистана.
Активизация российско-афганского диалога, в том числе двусторонних контактов на высшем, министерском уровне, по линии Советов безопасности и деловых кругов, межпарламентских обменов также может сыграть определенную роль в стабилизации ситуации. Необходимы укрепление сотрудничества на афганском направлении на площадке Совета Россия – НАТО через оказание помощи МССБ в транзите грузов невоенного характера через территорию России и государств ЦАР, содействие в подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана.
Таким образом, Россия может повлиять на процессы, происходящие в Афганистане, в благоприятном для нее направлении.
Источник: http://vpk-news.ru