Протесты в Таиланде: особенности и перспективы
08 фев, 2014 0 Комментариев 172 Просмотров

Протесты в Таиланде: особенности и перспективы

Массовые демонстрации протеста и масштабные уличные беспорядки сотрясают Таиланд уже третий месяц. Они начались в ноябре 2013 года, и до сих пор мировое сообщество не может определить своего отношения к тайским событиям. Очевидными причинами этому является примерное равенство сил у враждебных лагерей, их упорство и межрегиональные неурядицы в Таиланде. Еще большее значение имеет оригинальность тайских протестов, четкое размежевание активных граждан по отношению к священной корове западной цивилизации - представительной демократии как венцу мироустройства. О тяжести этого венца для бывшего Сиама и его возможных перспективах расскажем подробнее.

В социально-экономическом отношении Таиланд похож на Стамбул - город контрастов из нашей классической комедии, только без юмора. Страна разделена на столичный округ с южными провинциями (которые активно идут путем азиатского тигра, развивая туризм, промышленность, высокие технологии и прочие инновации) и традиционно отсталый север (который выращивает рис на топких полях и не выбирается из трясины вековой нищеты). Чем больших успехов добивается туристическо-глянцевый Юг - тем шире пропасть между ним и заскорузло-сельскохозяйственным Севером. При этом внутренняя миграция в Таиланде минимальна. Жители аграрных районов не переселяются под сень небоскребов по целой совокупности причин. Население рисоводческих регионов составляет стабильное электоральное большинство в масштабах всей страны. Соответственно, все таиландские выборы обозримого прошлого и бурного настоящего сводятся к завоеванию голосов сельских избирателей. Победа демократии куется в болотистых низинах, обеспечивается волеизъявлением простых рисоводов и других селян.

Измотанные тяжелой работой, малограмотные (зачастую вовсе безграмотные) и прагматичные крестьяне Таиланда с трудом разбираются в предвыборных программах, политических идеях, гражданских свободах, государственных перспективах и общественном развитии. Если говорить откровенно, у многих селян вовсе отсутствует желание разбираться в таких отвлеченных материях. Максимальные шансы заполучить симпатии крестьян имеет тот тайский политик, который осязаемо демонстрирует свою щедрость, свою меркантильную пользу для насущных нужд населения каждой деревеньки. В этом смысле властные представители семьи Чинават - нынешний премьер Йинглак, ее предшественник и родной брат Таксин - продемонстрировали поистине уникальную политческую технологию «Как обеспечить стойкие симпатии сограждан ценой экономического краха собственной страны».

Сельское хозяйство северного Таиланда вносит всего лишь 10 % лепту в валовой внутренний продукт, зато в нем занято более 50 % трудоспособного (а значит, и голосующего) населения. В преддверии очередных выборов партия премьера Чинават провела реформу закупок риса у крестьян. Теперь они осуществлялись строго на государственной, централизованной основе, одновременно были сильно повышены закупочные тарифы. Суть торгового креатива состояла в скупке всего тайского риса по высокой цене и последующей его перепродаже на мировых рынках по еще большим расценкам. Шикарная идея всеобщего рисоводческого обогащения и полной гармонии государства с крестьянством привела к потрясающему фиаско.

Монополия всегда эффективна, кто же спорит - но по странному стечению обстоятельств рис нашего мира выращивается не только в Таиланде. Пока тайское правительство скупало у крестьян продукты их труда, экспорт риса из страны был под запретом. Мол, сначала аккумулируем рисовые ценности, а потом завоюем мировой рынок, продиктовав ему новые цены. Экспортеры-потребители не стали ждать и перезаключили контракты. Чему сельхозпроизводители Бангладеш, Шри-Ланки, Вьетнама, Бирмы, Индонезии и прочих рисоводческих стран были только рады, засевая новые поля и повышая урожайность старых наделов. Подсуетились и ушлые дельцы - это не шутка, обыкновеннейший рис стали завозить в рисоводческий Таиланд! Его скупали в других странах и везли в страну, ведь запреты касались только вывоза. Если госчиновники проявляют феерическую щедрость при закупках, отчего бы этим не воспользоваться?

Когда талантливые экономисты и прозорливые маркетологи тайского правительства решили вернуться на глобальный рынок риса, их старые места были заняты, а новых не нашлось. Зато в Таиланде теперь имеются полные под завязку амбары и склады - аккумуляция рисовых запасов удалась с блеском. Рис хранится в столь неожиданных местах, как ангары аэропортов и таможенные терминалы, так как специализированных складов не хватает, владельцы частных хранилищ взвинтили цены на свои услуги. Осталось придумать, куда девать миллионы тонн зернового резерва, который пополняется потоками нового урожая. Старые запасы гниют, пожираются грызунами, приходят в негодность и просто растаскиваются. На закупку сельхозпродукции уже истрачено свыше 33 миллиардов долларов - это больше половины (!) всего госбюджета Таиланда. К счастливым рисоводам присоединились производители каучука, пальмового масла, джута и сахарного тростника, пришлось на централизованной основе спонсировать и их.

Таиландская «продразверстка наоборот» привела к тому, что государственные склады доверху затоварены сельхозпродукцией. Еще хуже то, что скорость ее сбыта меньше, чем интенсивность поступления новых даров полей. На обеспечение закупочной авантюры приходится тратить колоссальные средства и брать кредиты, растет государственный долг, отдуваться за который приходится всем слоям общества. В том числе жителям промышленно-туристического Юга, которые непричастны к сельскому хозяйству и правительственному популизму. Зато электоральная поддержка премьера Чинават находится вне конкуренции, благодарное крестьянство обеспечит ей победу на любых выборах. Ведь в активе нынешнего руководства Таиланда - не обещания или мелкие подачки, а стабильно действующая система гарантированной и высокой оплаты за урожай. Пусть и действует эта закупочная схема на противоестественной, внерыночной основе, законным образом загоняя экономику страны в долговой тупик.

В подобной ситуации промышленно-туристическому южному Таиланду был нужен только повод для возмущения, в ноябре 2013 он нашелся. Им стал проект широкой амнистии, заточенный под реабилитацию единственного человека (родного брата нынешнего премьера и теневого правительственного руководителя Т. Чинавата). Бангкок и ряд других городов захлестнуло валом демонстраций и митингов. Противники властей (и экономического популизма) облачились в ярко-желтые рубашки, сторонники Чинаватов - в алые одеяния. Массовые беспорядки, уличные драки, попытки захвата зданий, взаимные обвинения в коррупции и продажности, кровь на желтых одеяниях, лоскуты красных рубах - привычный набор атрибутики улично-цветных революций.

Собственно, первая реакция западных стран на протесты в Таиланде была стандартной - «Ура, демократия шагает по планете, из арабской весны возгорелась тайская осень». При внимательном рассмотрении уличная революция Таиланда оказалась весьма своеобразной. Оппоненты действующих властей, объединившись вокруг Демократической партии, выступают категорическими противниками демократических выборов! Их требования сводятся к отставке правительства, формированию «Народного комитета» с правительственными функциями, осуществлению избирательной реформы - и только потом к проведению самих выборов по новым правилам. Особенно интересны второй и третий пункт требований тайской оппозиции. Потому что с отставкой неугодной власти все понятно - это обязательное вступление к любому перевороту (то есть к революции, простите великодушно). Что же касается выборов по новым методикам, то до них пока дальше, чем до полной распродажи рисовых урожаев.

Оппозиция предлагает формировать переходное правительство - «Народный комитет», разве можно обойтись в названии без любимого народа - на основе явочного отбора. Из числа хороших, авторитетных, профессиональных и квалифицированных людей. Утверждать их будет король Таиланда, уважаемый и любимый во всех слоях общества без всякого сарказма. А тяжкую долю выдвижения кандидатов оппозиционные лидеры готовы взвалить на себя. То есть голосования при создании временного правительства не предусмотрено вообще - вот тебе король, список слуг народных. Вычеркни негодных, приведем других.

Проект избирательной реформы тайской оппозиции заслуживает еще большего внимания. Потому что в нем предлагается ликвидировать базовый, краеугольный принцип современной демократии «Один человек = один голос». Ибо крестьяне-рисоводы темны, малограмотны и недалеки, они голосуют за популистов и махинаторов. Триумф им обеспечивают ввиду крестьянской многочисленности. Не созрели рисоводы в качестве электората - пусть занимаются созреванием риса, а государство обойдется без их голосов. Естественно, временно - пока селяне в своих болотах не станут культурными интеллектуалами, поднаторевшими в политических хитросплетениях. Тогда и право голоса к ним вернется. Потом. Может быть.

Дилемма политического выбора в Таиланде действительно своеобразна. С одной стороны - действующая власть, которая подталкивает страну к экономическому краху, финансовому банкротству и возможной диктатуре. С другой - оппозиция, желающая сделать выборы элитарными, внедрив электоральный апартеид для десятка миллионов своих же соотечественников. В начале февраля в Таиланде уже прошли выборы по традиционному, классическому, общечеловеческому принципу. Бунтующая оппозиция уже заявила, что не признает их результатов, ведь отсечь крестьян от избирательных участков ей пока не удалось. Оглашение предсказуемых итогов февральских выборов отложено до конца февраля, обе стороны мобилизуют резервы и ресурсы для нового витка борьбы за власть.

Пока правительство и оппозиция продолжают обмен прямыми и переносными ударами, кризис в стране усугубляется, экономика разваливается, агрессивность между населением севера и юга нарастает. Вполне вероятно, что разрубить гордиев узел тайских проблем возьмется армия. В конце концов, военные были у власти в Таиланде на протяжении почти всей послевоенной истории. Сейчас наступает благоприятный момент, чтобы вернуться к управлению. Трудно вообразить себе введение элитарной демократии, как и продолжение финансово-популистких авантюр, обе стороны конфликта заслужили отстранение от властных рычагов. Хоть в чем-то оправдается аналогия тайских протестов с арабской весной, если смотреть на нее сквозь призму египетских пирамид.

Источник:grtribune.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация