Конвейер ленд-лиза в войне моторов
«Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне». Каталог. М., Автомобильный архивный фонд, 2015, 200 стр.
«Англосаксы уже знают, что такое Советов Страна», – заканчивалась одна из народных интерпретаций «Песни фронтового шофера». Сказать правду, про автомобили Страны Советов, сопровождавшие Красную армию «сквозь пургу, огонь и черный дым» до самого Берлина, англосаксы знали все. Штабные машины, тягачи и буксиры, грузовики были по большей части американскими. Книга «Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне» сообщает об этом, как может показаться, скупо, но убедительно.

Работу штабов, связь, а отчасти и разведку в РККА обеспечивали главным образом «Виллисы» (Willys MB) и «Доджи» (Dodge WC-51). Поставки первых в СССР начались в 1942-м, вторых – в 1943-м и к маю 1945-го составили 36 800 и 19 000 штук соответственно. Чтобы оценить значение этой малой составляющей ленд-лиза, стоит сравнить цифры поставок из-за океана и выпуска ГАЗ-67 – самого ходового армейского джипа советского производства времен Великой Отечественной. С 1942 по май 1945-го Государственный автомобильный завод имени Молотова в Горьком дал фронту 2500 ГАЗ-67.
Наиболее массовым грузовиком РККА после легендарной полуторки ГАЗ-АА был «Студебеккер» марки US6. За годы войны американские производители Studebaker и Reo Motor Car поставили в Советский Союз около 109 тысяч таких машин. Грузовой «Форд-6» встречался на фронтовых дорогах реже, но 52 300 экземпляров были заметной движущей силой, обеспечивавшей перевозки личного состава. Полуторок «Шевроле», использовавшихся также в качестве тягача легких орудий, Красная армия получила в различных модификациях около 45 500 штук. Кроме того, в ее автопарке были американские и канадские грузовые «Доджи» (без малого 11 000), британские «Бедфорды» и некоторые другие иномарки. Для полноты картины: автомобилей ГАЗ-АА с 1941 по май 1945-го отправлено на фронт 78 000 штук, ЗИС-5 – 67 000, большинство других отечественных моделей производилось мелкими партиями.
Называя Вторую мировую войной моторов, большинство исследователей подразумевают танковые баталии СССР и Германии. Автомобильная, тракторная и мотоциклетная техника оказывается незаслуженно забытой, справедливо замечает шеф-редактор книги «Транспорт Красной армии…» Дмитрий Дашко. Автомобильный архивный фонд восполняет этот пробел.

Коллаж Андрея Седых
Впервые в отечественной практике экспертами собраны почти все серийные образцы, которые находились на вооружении Красной армии в период войны: грузовые и легковые автомобили, тягачи и бензозаправщики, автобусы и амфибии, колесные электростанции, мобильные радиоточки, передвижные типографии, походные фотолаборатории, другая спецтехника, прицепы, мотоциклы. Каждая модель проходила строгий статистический отбор. Издатель поставил перед собой задачу показать именно серийную технику, то есть ту, которая присутствовала в нашей армии в количестве не менее ста экземпляров. Набралось ни много ни мало 200 образцов. Все они тщательно рассортированы по основным потребителям – управлениям РККА.
Составители расценивают свой каталог как первую ступень к будущей полноценной энциклопедии автотракторной техники, служившей армии-победительнице. Новые страницы истории отечественного военного транспорта обязательно найдут заинтересованного читателя: «Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем, фронтовых изъезженных дорог». Заявка на энциклопедию получилась вполне убедительной.
Источник: http://vpk-news.ru





