1 До сих пор боятся тени Сталина
До сих пор боятся тени Сталина
20 май, 2015 0 Комментариев 8 Просмотров

До сих пор боятся тени Сталина



В Латвии вышла книга известного политика времён выхода республики из состава СССР Ивара Кезберса – «Ивар Кезберс. Двери. Так это было». Издание биографическое с обращением к истории. Автор повествует о посещении уникального архива под Москвой, о том, как обнаружил там документы про особенности отношений латвийской довоенной элиты, окружения диктатора Карлиса Улманиса с НКВД, а косвенно – с Берией и даже Сталиным. Рассказывает о предательстве первых лиц государства, об их работе на Советской Союз. Сведения Кезберс раздобыл еще в 1989-1990 г.г., но публикация книги именно сейчас носит откровенно провокационный характер, направлена против современной России.

Собственно, автор и не скрывает цели, проводит бездоказательную параллель. «Московская разведка сегодня работает не столько с мелкими стукачами, сколько с т.н. агентами влияния. Эти люди часто сами не знают, для кого они проводят какое-нибудь исследование, продвигают по карьерной лестнице то или иное лицо или спонсируют какое-то мероприятие», - утверждает он.

В советские годы Ивар Кезберс был ответственным секретарем Комитета молодежных организаций Латвийской ССР, заместителем заведующего отделом ЦК ЛКСМ Латвии, инструктором ЦК Компартии Латвии, третьим секретарем посольства СССР в Швеции. Ну а поскольку нынче в Латвии считается, что страна не находилась в составе СССР, а была оккупирована, то он и являлся «пособником оккупантов». Впрочем, может быть был, наоборот, секретным агентом будущих борцов за независимость - других спецслужб. Тогда первая версия не состоятельна. Зато, будучи секретным агентом Запада, он позднее, уже в роли секретаря ЦК независимой от КПСС Компартии Латвии, получил уникальную возможность добраться до советских архивов. Ивар Кезберс работал в Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г., созданной 1 июня 1989 г. под началом члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева.

К секретным архивным документам тогда получили доступ в составе Комиссии 26 делегатов Съезда народных депутатов СССР, включая 11 человек из Прибалтики, в их числе был и Ивар Кезберс. Он рассказывает, как удалось попасть в какой-то невероятно секретный архив в лесу, на территории секретной части, «которую скрывала мощная ограда. Внутри бегали симпатичные собаки волчьей породы. После очередной проверки документов мне сказали, что лишь теперь я оказался в… настоящем архиве. К сожалению, сюда я попал в первый и последний раз».

«Изучая события и свидетельства 1939-1940 годов, я вскоре с удивлением увидел документы о доверенном лице Карлиса Улманиса Вильгельме Мунтерсе. Он, как известно, с 1936 по 1940 год был министром иностранных дел Латвийской Республики. Оказалось, этот всеми уважаемый государственный деятель, пользуясь социалистической терминологией, в порядке совмещения трудился и аналитиком НКВД СССР», - пишет Ивар Кезберс.

Затем автор мемуаров выяснил, что доклады главному разведуправлению Красной армии подавал… и военный министр Латвийской Республики Янис Балодис. Оказалось, с советскими спецслужбами сотрудничал полковник латвийской армии, кавалер Ордена Трех звезд Андрейс Леяссаусс, полковник, кавалер Ордена Лачплесиса Отто Удентиньш… «Какой позор!» - восклицает автор.

Сведения, конечно, интересные. Латвия, как и другие прибалтийские государства, находилась тогда меж двух огней. Мунтерс, например, известен тем, что в роли министра иностранных дел принимал непосредственное участие в переговорах с нацистской Германией – в июне 1939-го был заключен договор о ненападении между Германией и Латвией, а также и с СССР - в октябре 1939-го был заключен Пакт о взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Латвийской Республикой. По утверждению автора книги, НКВД дало ему задание сообщать, что происходит в Европе, и как СССР надо вести себя в отношениях с европейскими странами. «Почему глава МИД это делал? Подкупили? Запугали? Это я не выяснил. Кажется, русская разведка ловко использовала антигерманскую ориентацию В.Мунтерса», - предполагает Ивар Кезберс.

Янис Балодис – фигура посложнее. Поддержал государственный переворот Карлиса Улманиса, стал вторым человеком в государстве, но из-за конфликта с боссом в связи с попыткой получить пост премьера был освобожден от должности. И вот Ивар Кезберс приводит аргументы об особом интересе Москвы к Балодису. На письме военного министра Улманису, написанном перед отставкой, пометки об ознакомлении - Сталина, Молотова, Ворошилова, Тимошенко, Берии. «Тогда велись поиски информации о том, насколько серьезны противоречия между лидерами Латвии, можно ли использовать опального генерала в своей игре», - утверждает автор.

Об Улманисе – особый разговор. Вроде как он чист перед латвийскими националистами. 15 мая 1934 года, будучи премьер-министром, осуществил военный переворот, естественно, с помощью Балодиса. Распустил парламент, все партии, закрыл неугодные печатные издания, приостановил действие Конституции. Назначил сам себя президентом, именовался «народным вождем». Но вот что интересно. 17 июня 1940 года, после вступления в Латвию советских войск, в обращении к народу по радио заявил: «Вы оставайтесь на своих местах, а я остаюсь на своем». Автор книги бросает тень на диктатора: «Остается открытым вопрос, сколько было известно Карлису Улманису, который беспредельно доверял своему министру иностранных дел. «Вы оставайтесь на своих местах, а я останусь на своем», — не обретают ли эти знаменитые слова вождя другое звучание?».

Кстати, после этого Улманис сотрудничал с советской властью, никто его не трогал до поры, до времени, хотя соратники - Мунтерс и Балодис - были репрессированы, после смерти Сталина освобождены и вернулись в Латвийскую ССР. А Улманиса в 1940-м угораздило попроситься на пенсию и чтобы отпустили в Швейцарию. На следующий же день его депортировали в Ворошиловск, затем арестовали, и он оказался в Красноводске (ныне Туркменбаши). В сентябре 1942-го умер от дизентерии.

Ивар Кезберс сомневается: «Почему живым и здоровым вернулся домой генерал Янис Балодис, который мирно почил на янтарном берегу только в 1965 году? Почему вернулся и беспрепятственно работал в Академии наук ЛССР Вильгельм Мунтерс, который даже выпустил две книги – «Размышления» (1963) и «Враги собственных народов» (1964)? Почему и сам Карлис Улманис попал не в сибирский ГУЛаг, как многие другие, а жил в Ставрополе и отдаленной Туркмении, где умер своей смертью?».

Вопросы, конечно, интересные. Но их, скорее, надо адресовать национально «дезориентированной» молодежи, которая в знак признания заслуг диктатора собиралась у памятника Улманису, чествовала его и проводила факельное шествие. И все это – история. Однако автор книги, судя по всему, стремится посильнее разжечь огонь антироссийских настроений аргументами, место которых в лучшем случае в историческом политическом детективе.

Фото: ТАСС

Источник: svpressa.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация