«Его корова и он ее будет доить»: главный львовский коррупционер Андрей Садовой требовал с частной фирмы 400 тысяч долларов за рекультивацию свалки

Нынешний мэр Львова Андрей Садовой уже третий срок на своей должности. Более 10 лет назад во время предвыборной агитации Садовой убеждал галичан в том, что решит проблему львовской свалки. Но как обычно это бывает у политиков - обещания остались лишь обещаниями, невыполнение которых привело к гибели четверых людей.
В начале 2013 года, после нескольких лет судебной тяжбы с горсоветом Львова, частная компания из Стрыя, которая занималась первичной рекультивацией Грибовицкой свалки и добычей биогаза, оставила объект. Городская власть пыталась забрать у фирмы с иностранными инвестициями право на добычу биогаза, хотя соглашение об этом стороны заключили еще в 2004 году.
Общество частная компания еще в 2004 году подписала с горсоветом Львова договор. Его технология предусматривала проведение первичной рекультивации объекта. То есть того, что уже сейчас в полном объеме безапелляционно требуют общины Львова и села Грибовичи от власти.
"Первая стадия проекта была реализована. Финансирование происходило с "киотских" денег. Взамен мы получали сокращения выбросов. Этот проект на Грибовичской свалке прошел международную детерминацию. Впоследствии состоялась верификация, то есть подтверждение уменьшение объема выбросов вредных газов с полигона. Мы добывали биогаз и его нейтрализовывали", - вспоминает главный инженер частной компании Игорь Цукорник.
Предприятие предлагало план рекультивации полигона ТБО с постепенной утилизацией инфильтратов. Однако сделать это им не позволил та же городской совет. Фактически, с первых лет в должности, мэр Львова Андрей Садовой пытался забрать у ООО "Гафса" право на добычу биогаза.
"Все знают, что конкурс по свалке во Львове выиграла львовская фирма "Гафса" и с нее за это хотели сначала 300, а потом 400 тысяч долларов взятки. Они готовы были дать, но пришел посланец от крупнейшего львовского коррупционера Андрея Садового и сказал, что результаты конкурса отменяются, потому что это "его корова и он ее будет доить!". "Гафса" обиделась и сделала прекрасную рекультивацию в Закарпатье. На рекультивированной там свалке пасутся бараны", - утверждает главный редактор газеты "Ратуша" Николай Савельев.
После многолетней судебной тяжбы с муниципалитетом "Гафса", зарегистрированная в городе Стрый Львовской области и с инвестициями от британской фирмы Carbon Capital Markets, оставила Грибовецкую свалку. Поэтому проводимая ею первичная работа на полигоне со временем свелась на нет.
Стрыйская компания первой фигурирует в списке из 43 фирм, которые, якобы, были готовы инвестировать средства в строительство на территории полигона мусороперерабатывающего завода. По крайней мере такое письмо обнародовали депутаты городского совета Львова. Впрочем, кроме упомянутой фирмы "Гафсы", с другими перечисленными в письме организациями вообще не удалось найти контакт.
"Теоретически, на эти работы могли претендовать, насколько мы знаем, три-четыре фирмы", - утверждает Игорь Ковальчук, основатель ООО "Гафса" и уверяет, что отнюдь не 43 компании. Он соглашается, что правда то, как сейчас заявляет Садовой, что инвесторам действительно не очень выгодно вкладывать средства именно в полную рекультивацию свалки.
"Деньгами не засыпать Грибовецкую свалку и не рекультивировать ее. Инвестору, который пришел бы проводить техническую рекультивацию свалки, должны быть предоставлены гарантии в виде решений областной и городской власти - закрыть свалку", - отмечает Игорь Ковальчук.
"По состоянию на 2008 год, когда стартовал международный проект, львовская свалка была в таком состоянии, когда ее можно было привести в порядок. Я имею в виду именно тело свалки. Если бы проект реализовали, то сейчас там должен быть просто холм, со стороны выглядевший бы как зеленый парк", - утверждает инженер ООО "Гафса" Игорь Цукорник.
Пока же власти города акцентирует: мол, рекультивационные работы - дорогостоящее дело, на которое инвестору трудно соблазниться. И это действительно так, но с одним "но".
"Что такое рекультивация? Это ввоз земляных масс. Во Львове и окрестностях ведется немало строек, где можно брать почвы и вывозить на свалку. С одного вида почв можно было сделать изоляционный слой свалки, с другой - дренажный. На перекрытие также. Эти вопросы можно было решить без этих безумных цифр", - утверждает основатель частной компании "Гафса", занимающейся отходами, Игорь Ковальчук.





