«Си Бриз» может взорвать не только Черное море
18 июля в Черном море стартуют очередные украинско-американские учения «Си Бриз-2016». Уже пятнадцатые по счету. Проводятся они практически ежегодно. Именно эта регулярность, казалось бы, просто обязана задвинуть нынешние маневры на российскую новостную периферию - чего заново талдычить о том, про что писано-переписано? Однако более пристальный взгляд на происходящее свидетельствует, что на сей раз мы имеем дело с чем-то сильно выбивающимся из общего ряда. И это весьма тревожно.
Начать с того, что до 18 июля время еще есть, а в действительности учения «Си-Бриз-2016» уже начались в территориальных водах Болгарии. В них участвуют 25 боевых кораблей и вспомогательных судов государств - членов НАТО, а также стран-участниц «Партнерства ради мира». Если точнее - флоты Болгарии, Румынии, Греции, Турции и Испании, а также Вторая постоянная группа противоминных кораблей Североатлантического альянса. За деталями военно-политических событий в западной части моря пристально наблюдает пришедший сюда из Севастополя средний разведывательный корабль Черноморского флота РФ «Лиман».
Возможно, вы уже запутались, но это совершенно не тот «Си Бриз-2016», что стартует 18 июля. Как видите, ни американцев, ни украинцев на авансцене пока нет. ВМС США и Украины начнут собственные совместные маневры с тем же названием на другой день после того, как угомонятся их партнеры по НАТО. Тогда закономерен вопрос: к чему вся эта путаница? К чему совершенно, вроде бы, не взаимосвязанные военно-политические события с разным составом участников называть одинаково? Хотя, безусловно, спланированы они в одних и тех же штабах.
Разгадка, полагаю, именно в этом - единое руководство. Те, кто замышлял нынешние, тесно примыкающие одно к другому флотские игрища с общим именем в Черном море, видимо, хотели продемонстрировать, что у них общая смысловая ткань, общий замысел и общий противник - Россия. Просто «коня и трепетную лань» иным образом оказалось сложно запрячь в одну военно-политическую телегу. Ту же Болгарию, которая 17 июня, за несколько недель до обеих «Си Бриз-2016», устами своего премьер-министра Бойко Борисова заявила что «не намерена противостоять кому-либо в этом регионе». Но на общие учения ее корабли, повинуясь внутринатовской дисциплине, все же вышли. А значит - цель организаторов достигнута, единство общего фронта не нарушено.
Без сомнения, главные события этих двух слившихся воедино интернациональных «си бризов» намечены на период, когда колеблющиеся разойдутся по базам, а на Черном море в действие вступят абсолютные единомышленники - Соединенные Штаты и Украина. Уже заявлено, что их совместные маневры продлятся 25 суток. Но - порционно, до октября включительно. В какие именно дни события будут затихать, а в какие разгораться с новой силой - это, надо полагать, зависит от обстановки и от реакции России.
И вот очень любопытно, что и как решено на сей раз отрабатывать. Пространственный масштаб украинско-американских учений-2016 беспрецедентен и куда шире того, что был в прежние годы - Херсонская, Николаевская и Одесские области. То есть, те украинские территории, которые непосредственно граничат с российским Крымом. Тема учений, по сообщению Минобороны Украины, тоже для российского уха должна звучать набатом - «Отработка операции многонациональных сил в кризисном регионе». Это в прежние годы подобные «си бризы» прикрывались фиговыми листочками «борьбы с пиратством», «ликвидации последствий землетрясения» и т. д. Теперь маски сброшены. Операцию многонациональных сил в кризисном регионе коротко и ясно обычно называют интервенцией.
Выходит, будут прикидывать, как сподручней штурмовать российский полуостров? Ну, и как же?
Разработчики легенды украинско-американских учений «Си Бриз-2016» не делают из этого особого секрета. Главную роль они, очевидно, отводят боевой авиации. Вы только взгляните, как велик перечень задействованных в предстоящих учениях украинских военных аэродромов: Школьный под Одессой (истребители Су-27 и военно-транспортная авиация), Кульбакино в Николаевской области (299-я бригада тактической авиации, штурмовики Су-25), Чернобаевка Херсонской области (11-я бригада армейской авиации, вертолеты Ми-24 и Ми-8). А еще - посадочные площадки Тендровской косы близ Очакова и те, что остались на острове Первомайский после вывода оттуда флотского спецназа ВМС Украины. В интересах «Си Бриз», когда потребуется, станет работать и международный аэропорт Одессы.
Примечательно, что география учений охватит даже устье Дуная. Туда собираются высаживать морской десант. Но не только. Как объявлено в Киеве, украинские и американские боевые пловцы и водолазы предварительно займутся разминированием «средств террора под водой». Для чего предварительно сами завалят вход в Дунай учебными морскими минами.
Думаю, про террор - это дань пропагандистской моде Киева. А вот расчистка подходов с моря к побережью противника от минно-взрывных заграждений - так, надо полагать, по-военному правильней. И входит в обязательный ассортимент подготовки к высадке любого морского десанта.
Разминировать пока что Дунай, а там - кто знает что? - тоже давно есть кому. В Болгарии, по заявлению посла США в этой стране Эрика Рубина, с недавних пор базируется диверсионно-разведывательное подразделение Сил специальных операций ВМС США, во всем мире известного как United States Navy SEAL. Или «морские котики». К 2017 году их численность намечено увеличить. И у Украины имеется нечто подобное - 2-й отряд подводного разминирования и прорыва противодесантных заграждений 73-го морского центра специальных операций в Очакове.
О многом способен рассказать и состав сил и средств, привлекаемых к необычайно долгим украинско-американским учениям. Со стороны США - это пять кораблей и две подводные лодки. Насчет подлодок - особенно примечательно. Ведь у американцев в боевом составе флота лишь атомные субмарины. Проход которым в Черное море заказан международными соглашениями. Как, впрочем, и любым (даже неатомным!) подводным лодкам нечерноморских государств.
Значит, участвовать в украинско-американских маневрах многоцелевые атомные ракетные подводные крейсера ВМС США смогут только из акватории Средиземного моря. Какую задачу при этом они могут решать? Только одну - нанесение по Крыму или иным причерноморским российским территориям массированного удара высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк». Иного просто придумать невозможно.
Далее - смотрим перечень участников предстоящего «Си Бриз-2016» со стороны Украины. От этой страны к «Си Бриз-2016» планируется привлечь до восьми самолетов и вертолетов, до 50 единиц колесной техники. Но главное - до девяти кораблей и судов.
Откуда возьмут столько? Не будем вспоминать весь куцый состав нынешних ВМСУ. Просто потому, что из-за отсутствия должного технического обслуживания большая часть его «единиц» не в состоянии отойти от причалов. Заметим лишь, что, судя по сообщениям открытой печати, на кое-каком ходу там только флагманский фрегат «Гетман Сагайдачный», да недавно восстановившие техническую готовность танкер «Фастов», поисково-спасательное судно «Донбасс», килекторное судно «Шостка», противопожарный катер «Борщев» и буксир «Новоозерное».
Сюда можно было бы приплюсовать ракетный катер «Прилуки», ремонт и восстановление технической готовности которого вроде бы завершил николаевский завод имени 61-го коммунара. Но в начале прошлого месяца «Прилуки» только приступил к швартовым испытаниям и вряд ли готов лихо маневрировать вровень с американскими крейсерами и фрегатами.
Даже если все это полувоенное воинство вывести в Черное море, все равно девяти кораблей и судов никак не получается. Что же тогда в планах «Си Бриз-2016»? Думаю, сюда приплюсованы те пять американских скоростных десантных катеров типа Willard, которые были переданы Киеву в минувшем году. Практически это большие надувные резиновые лодки с мощными моторами и креплениями под пулеметы. Предназначены для скрытной высадки групп специального назначения на побережье врага.
Если все эти рассуждения правильны, получается, главным эпизодом предстоящих украинско-американских учений в этом году станет именно высадка учебного десанта где-то в районе устья Дуная. Тогда весь вопрос даже не в том, насколько те места похожи на крымские берега? Или насколько хорошо в предстоящем учебном бою будет воспроизведен бой настоящий?
По большому счету, главный вопрос следует сформулировать иначе: насколько готов мир к ядерной войне? Пусть даже ограниченного масштаба? К применению хотя бы тактического ядерного оружия на черноморском и средиземноморском театрах военных действий? Потому что при кратном преимуществе объединенных сил НАТО и Украины над нашей армией в обычных вооружениях просто не остается места другому исходу конфликта. Ничем иным широкомасштабное нападение на наш Крым окончиться просто не может.
Любопытно узнать, гипотетический обмен ядерными ударами учтен в сверстанных в Вашингтоне и Киеве планах «Си Бриз-2016»?