Элита без достоинства
В 1917 году последователи самого передового в мире учения отменили в России решительно все – от календаря до орденов. Под раздачу попали и звания учащихся военно-учебных заведений русской императорской армии. С тех пор и уже на протяжении 98 лет с нами это эрзац-слово – «курсант».
Давайте разберемся, что это за звание такое «курсант». По сути дела это означает, что человек обучается на каких-то курсах. Скажем, на Саратовских пехотных курсах имени товарища Августа Бебеля. Или, может быть, на Сызранских курсах тяжелой артиллерии имени пролетарского гнева и гражданки Розы Люксембург. То есть вместо полноценного и глубокого образования юноша получает какой-то крайне сокращенный вариант военных знаний.
Комиссарская логика
Как в свое время писал Михаил Тухачевский: «Надо только дать широкий простор для продвижения и широко назначать комиссаров на командные должности, давая НЕКОТОРЫМ из них КРАТКУЮ теоретическую подготовку». Вот на подобных курсах и давали очень краткую подготовку. То есть без всяких вариантов слово «курсант» означает, что человек не получил настоящего высшего/среднего образования.
Фото: Павел ГерасимовЛично меня бог миловал от этого убогого и сирого звания. В свое время я оканчивал Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище, причем в период его расцвета. В начале 70-х годов этот ввуз приравнивался к академии. В училище был офицерский факультет, обучались военнослужащие иностранных армий. По окончании выпускникам вручался белый академический нагрудный знак. Весь без исключения переменный состав, включая и недавних выпускников средних школ, именовался слушателями. Но в обиходе звание «слушатель» применять не совсем удобно, особенно по отношению к рядовому составу. Поэтому в те годы в МВИЗРУ была в ходу следующая система. К примеру, на собраниях и в разного рода торжественной и пафосной обстановке звучало так: «Слово предоставляется слушателю 3-го курса 2-го факультета рядовому Иванову», или «Дипломом и грамотой награждается слушатель 5-го курса 1-го факультета рядовой Пантелеев», или «Слушатель 235-й учебной группы рядовой Михеев». А в самых обычных, житейских ситуациях употреблялось звание «рядовой». К примеру: «Рядовой Петров, к доске», «Рядовой Сидоров, выйти из строя», «Дежурный по 2-му курсу 3-го факультета рядовой Кузнецов».
В МВИЗРУ того периода не было никаких рот, батарей, батальонов и дивизионов, а только курсы и факультеты. Поначалу и слово «рядовой» всем нам резало уши. Ведь мы же изначально готовились стать курсантами. А потом быстро привыкли и стали находить в этом особый изыск и своего рода шарм. Что мы не какие-то там курсанты, а рядовые. Более того, слово «курсант» стало для нас оскорбительным и синонимом малообразованности. Этого не знали заезжие военачальники. Когда они обращались к выстроенному курсу или учебной группе со словами «Товарищи курсанты!», то не понимали мгновенно возникающего ропота, ворчания и брожения в строю. А там, если прислушаться, можно было разобрать бормотание типа «Да сам ты курсант!», «Курсант Фаза повесился!», «Курсант Гвоздь застрелился!».
С тех пор лично у меня отношение к слову «курсант» сугубо негативное. Но абсолютное большинство будущих офицеров Советской и Российской армии другого звания в своей жизни не знали. Поэтому слово «курсант» для них ассоциируется с лучшими годами своей жизни и молодости особенно. А в то, что «курсант» и «недоучка» суть синонимы, никто особо и не вдумывался ни тогда, ни теперь. Да и в настоящее время никто не ломает голову по этому поводу.
Но рано или поздно от этого звания периода исторического материализма, на мой взгляд, все-таки придется отказаться. Как называть переменный состав военно-учебных заведений Вооруженных Сил, предложить пока не готов (хотя и стучатся в двери слова «юнкер» и «гардемарин»). Вполне возможно, что окончательное решение надо принимать только после самого широкого обсуждения. Если оно, разумеется, возникнет. Что вовсе не факт. Вполне возможно, что большевистское слово «курсант» окажется живее всех живых.
Должен олицетворять – что?
Помимо всего прочего, самое пристальное внимание – и это уже второй вопрос – надо обратить на форму одежды переменного состава ввузов (исключая военно-морские училища). Практически все 90-е, нулевые и последующие годы она ничем не отличалась от полевой солдатской. Выяснить, что перед вами будущий офицер, можно было только по корявой букве «К» на обычном зеленом погоне. Надо полагать, форма одежды будущего офицера должна вызывать уважение и восхищение у народа – вплоть до зависти. И мало чем отличаться от офицерской.
А то лично у меня вызывает оторопь, когда я вижу так называемого курсанта элитного вуза в полевой форме, ботинках с высоким берцем, с полевой сумкой на ремне и фляжкой на боку. Полевая форма все же должна носиться исключительно на учениях и в бою (в особый период, как принято это называть). Ботинки с высоким берцем никак не способствуют изучению сложных дисциплин. В полевую сумку, кроме тонкого боевого устава «взвод, отделение, танк», трех карандашей и топографической карты, ничего больше не положишь. А вместо фляжки на боку у «курсанта» в коридорах и аудиториях ввуза должны быть установлены кулеры. И не полевую сумку «курсанту» надо таскать, а с достоинством носить ноутбук и объемистый портфель.
В этом плане следует, на мой взгляд, разграничить процесс получения знаний и жизнь в полевых условиях, а равно как занятия на строевом плацу и изучение фундаментальных общенаучных дисциплин. На практике, к примеру, изучение специальных глав высшей математики и топот на плацу плохо сочетаются. Заурядная военщина (в самом худшем понимании этого слова) только вредит делу. Надо резко разграничить: топот – отдельно, учеба – отдельно. И не смешивать. Иначе военного аристократа – а именно таковым должен быть каждый российский офицер – на выходе после ввуза никак не получить.
Источник: http://vpk-news.ru