18 октября 1947-го: первый запуск баллистической ракеты
18 окт, 2013 0 Комментариев 217 Просмотров

18 октября 1947-го: первый запуск баллистической ракеты

18 октября 1947-го: первый запуск баллистической ракеты
13 мая 1946 года свет увидело постановление Совета Министров о развитии в Советском Союзе ракетного вооружения, согласно данному постановлению в стране создавались КБ и НИИ по ракетной технике, был создан функционирующий по сей день государственный полигон «Капустин Яр».

Для развертывания работ было поручено использовать в качестве задела опыт по созданию реактивного вооружения Германии, ставились задачи по восстановлению техдокументации и образцов управляемой ракеты дальнего радиуса действия Фау-2, а также зенитных управляемых ракет «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг». 1 октября 1947 года полигон Капустин Яр был полностью готов для проведения первых испытательных пусков, собранных в СССР баллистических ракет.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут (по московскому времени) был осуществлен первый в СССР пуск баллистической ракеты, собранной на основе узлов и агрегатов немецкой ракеты А-4. Он закончился успешно, ракета смогла подняться на высоту в 86 км., и достигла земной поверхности в 247 км. от места пуска. Этим пуском было положено начало целой серии летных испытаний ракеты А-4. В октябре-ноябре того же года было проведено 11 запусков, 5 из которых были признаны полностью успешными. При расчетной дальности полета в 250 км., ракеты достигали дальности в 260-275 км. при боковом отклонении до 5 км. К испытаниям первых собранных в СССР ракет А-4 привлекались, хотя и в ограниченном составе, специалисты из Германии. Причиной аварийных запусков были отказы систем управления, двигателей, негерметичность топливных магистралей, а также неудачные конструктивные решения.

Стоит отметить, что ракета А-4 стала учебной для первых ракетчиков-практиков, а ее пуски осенью 1947 года – хорошей школой для будущей работы над созданием ракетного щита нашей страны. Результатом этих испытаний стала разработка в начале 1950-х годов первого поколения ракетных комплексов (Р-1, Р-2). Именно немецкая ракета Фау-2 (А-4) стала первым в истории искусственным объектом, совершившим еще в первой половине 1944 года суборбитальный космический полет. С запуска трофейных и модифицированных ракет «Фау-2» началась советская и американская космические программы. Даже первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1, также начались с советских ракет Р-2, разработанных на основе немецкой ракеты Вернера фон Брауна.

Немецкие корни

В 20-30-х годах прошлого века несколько государств вели экспериментальные работы и научные исследования в области создания и проектирования ракетных технологий. Но благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а также систем управления, лидером по разработке технологий баллистических ракет оказалась Германия, к власти в которой пришли нацисты. Работа немецкого конструктора Вернера фон Брауна позволила Германии создать и освоить полный технический цикл производства, который был необходим для выпуска баллистической ракеты А-4, которая получила широкую известность, как V-2 (ФАУ-2).

Работы по разработке данной ракеты были закончены к июню 1942 года, испытания ракет Германия проводила на закрытом ракетном полигоне в Пенемюнде. Крупносерийный выпуск баллистических ракет осуществлялся на предприятиях подземного завода «Миттельверк», который был построен в шахтах по добыче гипса недалеко от немецкого города Нордхаузен. На этих предприятиях трудились иностранные рабочие, заключенные концлагерей и военнопленные, их деятельность контролировали сотрудники СС и гестапо.

Одноступенчатая баллистическая ракета А-4 состояла из 4-х отсеков. Ее носовая часть представляла собой боеголовку весом порядка 1-й тонны, которая была выполнена из мягкой стали толщиной 6 мм и наполнялась взрывчатым веществом – аматолом. Под боеголовкой располагался приборный отсек, в котором вместе с аппаратурой размещалось несколько стальных цилиндров наполненных сжатым азотом. Они использовались главным образом для увеличения давления в баке с горючим. Под приборным находился топливный отсек – самая тяжелая и объемная часть ракеты. В случае полной заправки на него приходилось ¾ всего веса ракеты А-4. В ракете «Фау-2» применялись жидкостные компоненты топлива: сжиженный кислород (окислитель) и этиловый спирт (топливо). Наверху помещался бак со спиртом, из него через центр бака с кислородом шел трубопровод, который подавал горючее в камеру сгорания. Пространство между внешней обшивкой ракеты и топливными баками, а также полости между самими баками были заполнены стекловолокном. Заправка ракеты А-4 жидким кислородом выполнялась непосредственно перед запуском, так как потери кислорода за счет испарения составляли до 2 кг. в минут

Общая длина ракеты составляла 14,3 метра, максимальный диаметр корпуса составлял 1,65 метра, стартовый вес ракеты – 12,7 тонн. Каждая ракета собиралась из более чем 30 тысяч деталей. Практическая дальность стрельбы данными ракетами составляла 250 км. Общее время полета до цели составляло до 5 минут, при этом на отдельных участках полета ракета развивала скорость до 1500 м/с.

Впервые немцы использовали свои баллистические ракеты для ударов по Лондону и Парижу в сентябре 1944 года. Проведенные обстрелы подтолкнули США, СССР и Великобританию к поиску материалов, которые позволили бы им воссоздать подобное оружие и определить все его ТТХ. Перед капитуляцией гитлеровской Германии немецкий инженер Вернер фон Браун совместно со своей командой специалистов сдался американским войскам, а завод, где осуществлялся выпуск ракет «Фау-2» оказался в зоне оккупации союзников. При этом уже через 2 месяца союзники отдали данную территорию под контроль советских войск в обмен на Западный Берлин. Однако к этому моменты все наиболее ценное с заводов, научных и испытательных центров уже было вывезено, включая несколько десятков готовых ракет. Почти вся документация и испытательное оборудование к тому моменту уже были на территории США.

Понимая важность немецких ракетных разработок, в Москве была создана специальная группа «Выстрел», возглавил которую известный конструктор ракетной техники Сергей Королев. Группа была отправлена в Германию с целью сбора информации и постройки хотя бы нескольких ракет «Фау-2» для проведения испытаний. Группа прибыла на завод по сборке ракет 1 августа 1945 года, когда завод в окрестностях Нордхаузена и все его оборудование было уже серьезно повреждено. Поэтому спецгруппе пришлось развернуть активный поиск людей, которые работали над созданием данных ракет. Поиск осуществляться по всей территории советской зоны оккупации.

Группе Королева все же удалось найти достаточное количество различных материалов, для того чтобы удачно воспроизвести конструкцию немецкой баллистической ракеты. На территории советской зоны оккупации Германии было организовано несколько предприятий по восстановлению ракет, аппаратуры системы управления, двигателей, чертежей. Они были созданы совместно с оставшимися здесь немецкими специалистами-ракетчиками.

Как мы уже писали ранее, в мае 1946 года руководство СССР приняло постановление о развитии в стране ракетостроения. Согласно данному постановлению в Германии на подконтрольной территории создавался институт Нордхаузен, в котором под руководством Сергея Королева должен был быть реализован полный проект ракеты дальнего действия (РДД) А-4, а также подготовлены предложения по разработке ракет с большей дальностью полета и составлены специальные поезда для осуществления летных испытаний ракет в период до подготовки стационарного полигона. Этим же постановление оговаривалось создание ГЦП – Государственного центрального полигона в составе Минобороны СССР, который предназначался для проведения летных испытаний ракет А-4 и других будущих советских ракет дальнего радиуса действия.

Сборка ракет А-4 первой серии проводилась из захваченных в качестве трофеев комплектующих – так называемые изделия «Н». Их сборка велась на германской территории с привлечением сил и средств НИИ-88 и института Нордхаузен, работами руководил сам Королев. Параллельно с этим в Подмосковье в Подлипках на опытном заводе НИИ-88 из узлов и агрегатов, подготовленных в Германии, шла сборка ракет серии «Т». К окончанию 1946 года все задачи, которые стояли перед советскими специалистами в Восточной Германии, удалось выполнить, все они вернулись домой. Вместе с ними в СССР отправился и ряд немецких специалистов вместе со своими семьями. Институт Нордхаузен в марте 1947 года полностью прекратил свое существование.

3 июня 1947 года вышло новое постановление Совмина СССР, которое определило место дислокации ГЦП, для полигона ракетной техники был выбран пустынный участок местности недалеко от поселка Капустин Яр на территории Астраханской области. Уже в августе на полигон начали прибывать военные строители, которые занялись возведением технических позиций, стартовых комплексов и измерительных пунктов с радиотехническими системами. К октябрю 1947 года полигон был полностью готов к проведению испытаний. 14 октября сюда прибыла первая партия ракет А-4, часть из которых была собрана в Подлипках, а часть в Германии.
Юферев Сергей

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация