Новая «холодная война»?
01 авг, 2014 0 Комментариев 107 Просмотров

Новая «холодная война»?

Новая холодная война ?

Зачем Вашингтону новая «холодная война»?

«Руки России» в крушении малайзийского «Боинга» не нашли, но русские всё равно оказались виновны в этой трагедии. Такой вывод следует из заявлений, сделанных на прошлой неделе представителями разведки и госдепа США.

НЕСМОТРЯ на отсутствие у американских спецслужб каких-либо сведений о причастности России к этой катастрофе, Вашингтон продолжает настаивать на том, что именно Москва создала такие условия в регионе, которые и привели к авиакатастрофе малазийского «Боинга» и прочим ужасам войны. Такая позиция Вашингтона даёт понять, что Белый дом продолжит и дальше создавать из России образ врага и, спекулируя на этом, решать свои международные и внутренние проблемы.

По большому счёту такого поворота в американской политике в отношении России следовало ожидать. Дело в том, что в последние годы авторитет Америки на мировой арене стремительно падал. США не удалось, воспользовавшись распадом Советского Союза, создать и возглавить однополярный мир. А везде, где Вашингтон пытался внедрить американские «ценности», лилась кровь, гибли люди, разрушались государства. Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия, Украина...

Список стран, ставших жертвами демократии по-американски, весьма внушительный, чтобы понять, почему в мире ширится сопротивление политике США. Оно нарастало и среди многих союзников Америки по НАТО, недовольных нравоучениями Вашингтона и его требованиями в постоянном увеличении военных расходов, участии военнослужащих в продвижении американских интересов в далёких от них странах.

Да и внутриполитическое положение в самих Соединённых Штатах для нынешней американской администрации оставляет желать лучшего. Политический рейтинг президента США Барака Обамы опустился до рекордно низких показателей. Появились даже разговоры об инициировании процедуры его импичмента на том основании, что он мало что сделал для стабилизации региональной и глобальной обстановки, а также для повышения имиджа Соединённых Штатов в мире.

Деятельность Обамы на посту главы государства одобряют лишь 44% респондентов. А каждый третий американец считает его самым худшим президентом США за последние 70 лет. А ведь не за горами очередные президентские выборы, на которых демократы хотели бы, естественно, победить.

«В будущем историки напишут, что в апреле 2014 года, спустя почти четверть века после распада Советского Союза, Белый дом объявил России новую «холодную войну» и что вопреки нормам представительной демократии практически никто в американском медийном и политическом истеблишменте не выносил это на открытое обсуждение и уж тем более не высказывался против...

Нынешняя «холодная война»... может быть ещё более опасной. Результатом почти наверняка станет новая ядерная гонка вооружений (эта перспектива усугубляется провокационным публичным заявлением Обамы о том, что «наши обычные войска существенно превосходят российские»), а возможно - и настоящая война с Россией, вызванная надвигающейся гражданской войной на Украине...»

Политолог Стивен Коэн и Катрина Ванден Хейвел,

журнал The Nation, 1 мая 2014 г.

В ЭТИХ условиях Вашингтону необходимо было найти кого-то, на кого можно было бы списать все их проблемы. Того, кто мешает американцам нормально жить и нести их «демократию» по всему свету. И то, что этим «кем-то» вновь стала наша страна, - совершенно не случайно.

Оказавшаяся в 1990-х чуть ли не на коленях и молча наблюдавшая, как о неё вытирают ноги, Россия вдруг энергично поднялась и, проводя последовательные преобразования, начала активно выступать против попрания международных норм, иностранного вмешательства в дела суверенных государств. Наша страна стала выстраивать систему неделимой безопасности и равноправного взаимодействия. Прежде всего с соседями из ближайшего окружения.

Естественно, это вызвало негативную реакцию Вашингтона. В частности, во время выступления в декабре 2012 года в Дублине тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон, комментируя российские предложения о развитии Таможенного союза и создании в перспективе Евразийского союза в составе России и ряда бывших советских республик, прямо назвала этот план «новой попыткой советизации региона» и заявила, что Соединённые Штаты работают над мерами предотвращения подобных планов.

Вашингтон также не мог себе позволить допустить укрепления отношений между Россией, Китаем и европейскими государствами. Такое развитие событий, в его понимании, могло привести к снижению значения США в мире и доллара как мировой валюты.

Россия была выбрана на роль противника Соединённых Штатов ещё и потому, что значительная часть американского политического истеблишмента так и не освободилась от стереотипов предшествовавших десятилетий «холодной войны». Многие политики по-прежнему относились к нашей стране с недоверием и протестовали против расширения с нами многовекторного и равноправного сотрудничества.

ДАВЛЕНИЕ на Белый дом явно сказывалось и на характере российско-американского взаимодействия в вопросах укрепления международной безопасности. Безусловно, положительным в этой сфере стало подписание в апреле 2010 года Договора СНВ-3. Но его значение буквально сразу же было принижено планами США по созданию американской глобальной системы ПРО. Более того, Вашингтон отверг все российские предложения относительно заключения договорённостей в противоракетной области и осуществляет дальнейшее развёртывание этой системы.

Процесс уже набрал определённую динамику, и скоро, видимо, в практической плоскости будут решаться задачи постановки на боевое дежурство наземных противоракетных комплексов на базе самых совершенных ракет-перехватчиков «Стэндард-3».Что же касается других шагов по ограничению военных потенциалов и укреплению мер доверия и контроля, предлагаемых Россией, то они так и остались нереализованными из-за позиции Вашингтона.

Наконец, противостояние с Россией, которое, как рассчитывают в Вашингтоне, безусловно негативно скажется на мировой ситуации в целом, позволит США, исходя из исторического опыта, привлечь в страну дополнительный капитал, сократить дефицит бюджета и укрепить доллар. Противостояние также позволит аргументированно выбивать средства для финансирования военно-промышленного комплекса.

«Когда Вашингтон отдаёт деньги налогоплательщиков военным, это возвращается в виде поддержки на выборах, что позволяет политикам избираться и получать должности. Им нужны конфликты», - заявил, объясняя характер нынешних отношений США с Россией, бывший помощник по экономической политике министра финансов в администрации Рейгана Пол Крейг Робертс.

Так что Вашингтон осознанно идёт на обострение отношений с нашей страной. Более того, Барак Обама уже заявил, что США одержали победу в новом противостоянии с Россией, изолировав её от мирового сообщества. Конечно же, это лишь фантазии американского лидера, поскольку сейчас иные времена, иная Россия, да и Соединённые Штаты уже не те, чтобы организовать изоляцию такой большой страны, как Российская Федерация.

К тому же недавний визит Владимира Путина в Латинскую Америку наглядно это продемонстрировал. Тем не менее нельзя не отметить, что взятый Вашингтоном курс на противостояние с Россией до предела осложнил отношения между нашими странами. Ситуация оказала негативное воздействие на военно-политическую обстановку не только в Европе, но и в мире в целом. Речь уже зашла о разворачивании новой «холодной войны».

НАДО признать, что уже стали проявляться все её признаки. США не только ужесточают антироссийскую риторику, но и, используя ими же вызванный украинский кризис, пытаются заставить европейских союзников по НАТО пойти на повышение боевых возможностей Североатлантического альянса. Наращивается состав группировок объединённых вооружённых сил США и НАТО в Прибалтике, Польше и Румынии, а также их военное присутствие в акваториях Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.

Повышается интенсивность оперативной и боевой подготовки войск альянса вблизи российских границ, сокращаются сроки готовности развёртывания сил быстрого реагирования. Вашингтон продолжает требовать, чтобы члены НАТО нарастили свои военные расходы, существенно превышающие показатели «холодной войны» прошлого века.

Наряду с этим США в ближайшее время планируют сделать Украину союзником трансатлантического военного блока. Этот статус предоставит Украине, занимающейся, по сути геноцидом и ведущей необъявленную войну против своих граждан, возможность получать от американской стороны расширенное финансирование на закупку и аренду военной техники и оборонных комплексов, а также право на поставки военной техники и вооружения в ходе военных действий.

Многочисленные жертвы среди гражданского населения на юго– востоке Украины – это трагическое напоминание о пагубности и опасности такого взаимодействия между Киевом и Вашингтоном.

Одновременно Америка в одностороннем порядке свернула опробованные и эффективные форматы диалога и сотрудничества с Россией. Прежде всего это касается двусторонней Президентской комиссии и диалога по экономическим вопросам. Нынешняя администрация сочла, что этот диалог не нужен. Трудно предположить, что вопросы торговли, инвестиций и доступа на рынки могут так просто пасть жертвой геополитических соображений. Политика взяла верх над экономикой.

Основными факторами, представляющими угрозу национальным интересам России и подрывающими глобальный военно– стратегический баланс сил следует считать реализацию планов по развёртыванию системы ПРО США в Европе и Азиатско– Тихоокеанском регионе. Сочленение ракетно– ядерных, противоракетных и обычных сил и средств в единый механизм и развитие высокоточных гиперзвуковых систем большой дальности, сопоставимых по своей эффективности со стратегическими наступательными вооружениями, приведёт к резкому дисбалансу в соотношении сил общего назначения в пользу стран Североатлантического союза, его расширению в восточном направлении и увеличению количества военных «средств передового базирования».

Реагируя на это, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Владимир Титов отметил, что ситуация вокруг Украины наглядно высветила кризис системы безопасности в Евро– Атлантике. Лёгкость, с которой в НАТО вернулись к риторике «холодной войны», свидетельствует о том, что альянс остаётся в большей степени механизмом конфронтации прошлой эпохи, а не современным инструментом по содействию конструктивному урегулированию кризисов.

Военное наращивание сил альянса вблизи границ с Россией, как отметил представитель российского внешнеполитического ведомства, нельзя квалифицировать иначе как демонстрацию враждебных намерений. Дополнительное размещение существенных боевых сил альянса в Центральной и Восточной Европе, пусть и на основе ротации, следует расценивать как прямое нарушение положений Основополагающего акта о взаимных отношениях между Россией и НАТО 1997 года.

Американское военное командование рассматривает варианты реализации плана действий, который не стоял на повестке дня в течение последних двух десятилетий, заявил 25 июля председатель комитета начальников штабов вооружённых сил США генерал Мартин Демпси. Речь, в частности, идёт о таких вопросах, как «базирование военнослужащих, развёртывание коммуникационных линий и морских коммуникаций». Проводятся консультации с союзниками по НАТО «по вопросу повышения боеспособности и боеготовности», а также «очень активно» обсуждаются возможности оказания военной помощи Киеву.

По словам генерала Демпси, события на Украине стали причиной «значительных перемен в отношениях между США и РФ» и в сложившейся ситуации Америке необходимо предпринимать шаги в отношении России в рамках Североатлантического альянса.

Американский телеканал Эй–Би–Си.

Попытки поиска «новой роли» альянса в накатанной колее «парирования угрозы с Востока» способны перечеркнуть многолетние усилия по укреплению доверия в военной области, привести к нагнетанию напряжённости и гонке вооружений, что чревато серьёзными издержками для всех государств Евроатлантической зоны.

Грубо извращая факты в отношении украинского конфликта, стараясь при этом отвести от себя любые подозрения в военной истерии и снять ответственность за милитаризацию Европы, Вашингтон принялся «размахивать» своим излюбленным оружием – «санкционной дубинкой». В ответ на что Президент России Владимир Путин недвусмысленно дал понять, санкционные меры имеют эффект бумеранга и без всяких сомнений загонят российско– американские отношения в тупик.

МОСКВА неоднократно говорила, что разговаривать с нашей страной языком санкций, каким бы ни был их масштаб, бесполезно. Ни к чему хорошему такой путь не приведёт, прежде всего для их разработчиков. Тех, кто уверовал в собственную исключительность и право диктовать свою волю остальному миру, неизбежно ждёт горькое разочарование. Никто и никогда ещё не сумел поставить на колени страну, против которой были применены какие– то санкции. Не произойдёт это и с Россией.

Россия и США как державы, несущие особую ответственность за обеспечение международной стабильности и безопасности, должны сотрудничать в интересах не только собственных народов, но и всего мира. Их двусторонние отношения должны выстраиваться на основе взаимного уважения и реального учёта интересов друг друга. Диалог между Россией и США нужен для пересмотра всего комплекса российско– американских отношений, а не только ситуации на Украине. Но при нынешнем американском президенте он вряд ли возможен.

«Сегодняшний кризис – худшая и потенциально наиболее опасная конфронтация между США и Россией со времён Карибского кризиса», – заявил на днях в Вашингтоне американский историк Стивен Коэн. По его мнению, «это новая «холодная война» и её эпицентр не в Берлине, а на границе России». И есть все основания полагать, что ситуация продолжит ухудшаться. Более того, она вряд ли изменится в лучшую сторону в случае победы республиканцев на следующих президентских выборах.

ВПОЛНЕ может случиться и так, что произойдёт полный разрыв отношений между Соединёнными Штатами и Россией. Нетрудно предположить, что такое развитие событий нанесёт вред интересам обоих государств. Отказ от сотрудничества между двумя ведущими мировыми державами осложнит урегулирование многих региональных конфликтных ситуаций, в решении которых заинтересованы и США. Но это не является выбором России.

Со своей стороны, «мы будем адекватно и соразмерно реагировать на приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, не оставим без внимания развёртывание глобальной противоракетной обороны и наращивание запасов стратегического неядерного высокоточного оружия», – заявил, выступая на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 22 июля, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин. При этом глава Российского государства подчеркнул, что в связи с наращиванием военной мощи трансатлантического альянса у наших границ «необходимо полностью и в срок реализовывать все запланированные меры по укреплению обороноспособности страны».


Владимир Козин, руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований, член–корреспондент РАЕН, профессор Российской академии военных наук

Источник: http://www.redstar.ru/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация