«Визир», гроза морей: Маленький безэкипажник с мощностью «Калибра»
03 дек, 2023 0 Комментариев 0 Просмотров

«Визир», гроза морей: Маленький безэкипажник с мощностью «Калибра»

Новый морской беспилотник ССО испытают в зоне спецоперации
Виталий Орлов

На экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2023» широкой публике впервые был представлен прототип нового ударного безэкипажного катера, разработанного Промышленным холдингом «Кингисепский машиностроительный завод» в рамках проекта «Визир».

Михаил Даниленко — управляющий директор предприятия — проинформировал о планах проведения программы испытаний ударного катера ГРК-700 «Визир» в зоне специальной военной операции. После чего на двух производственных площадках северо-запада Российской Федерации должно стартовать крупносерийное производство этого изделия, превосходящего по уровню боевой эффективности все известные зарубежные аналоги. При этом элементная база безэкипажного катера практически полностью состоит из отечественных компонентов.

Оборонное ведомство России живо заинтересовалось новейшей разработкой и на основе специально разработанного технического задания поручило изготовить опытную партию ГРК-700. Первые десять единиц уже поставлены в войска.

«Испытания в условиях реального боя поручены Силам специальных операций ВС России. Перспективный безэкипажный катер способен поражать не только морские надводные цели, но и объекты, размещенные у уреза воды — то есть портовые сооружения или береговые базы противника. А небольшая осадка, скромные массогабаритные характеристики и радиолокационная малозаметность, обусловленная использованием современных композитных материалов, позволяют применять ГРК-700 даже в руслах крупных рек. Например, Днепра», — подчеркнул Михаил Даниленко.

И хотя полный перечень технических и эксплуатационных характеристик нового безэкипажного катера логично держится в тайне, некоторые из его боевых возможностей раскрыты. Дальность его применения ограничена ста двадцатью морскими милями (220 км), а водометные движители, мощность которых варьируется от 150 до 350 лс, обеспечивают изделию скорость хода в 45 узлов (83,3 км/ч). Однако установка в качестве силового агрегата электрического двигателя, по заявлению разработчика, способна увеличить дальность хода БЭК ГРК-700 «Визир» до почти рекордных 270 морских миль или 500 километров.

Максимальная масса полезной нагрузки, в качестве которой могут позиционироваться взрывчатое вещество, специальные грузы или средства сопровождения и разведки, составляет шестьсот килограммов. Существует, как минимум, три варианта дополнительного оснащения российского морского дрона, предусматривающих выполнение функций транспортного катера, платформы-носителя беспилотного летательного аппарата или перехватчика морских беспилотников противника. Выступая в качестве перехватчика морских безэкипажных катеров и БПЛА противника ГРК-700 «Визир» поражает цель при помощи крупнокалиберного пулемета, ракеты, сеткой для воздушных дронов или задействует систему радиоэлектронного противодействия.

При использовании безэкипажного катера в формате транспортного судна, особый интерес представляют такие его способности, как наличие алгоритма возвращения на базу, или — в случае перехвата противником — в точку эвакуации. При доставке десанта может отходить на безопасное расстояние и возвращаться при необходимости проведения эвакуации.

ГРК-700 «Визир» оснащен однолучевым эхолотом и современным гидролокатором бокового обзора (АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова»), а также системами управления, связи и навигации от Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого.

Что же касается иных конструктивных особенностей и параметров технических характеристик, то они ожидаемо держатся в секрете. И в первую очередь это касается способа дистанционного управления ГРК-700, поскольку он принципиально отличается от используемого в зарубежных аналогах.

Примечательно, что между собой представители разработчика новый морской дрон называют «Одноразовым». «Такое название в полном объеме отражает суть боевых возможностей этого катера в ударном исполнении — считает Михаил Даниленко — изделие доставляет боевой заряд к цели и гибнет при ее подрыве.». Именно поэтому заказчик сделал акцент на максимальной конструктивной простоте и дешевизне изготовления нового морского беспилотника.

Как уже говорилось выше, производство компонентов ГРК-700 практически полностью локализовано на территории Российской Федерации, за исключением небольшой части радиоэлектронного оборудования. Впрочем, по мнению разработчика, с выходом на серийное производство это неудобство будет устранено.

И немного об эффективности. Даже предварительный анализ хода специальной военной операции показывает высокий уровень боевой эффективности морских безэкипажных катеров. ВС России успешно применило такое оружие в феврале 2023 года при атаке стратегически важного моста в Затоке. В качестве фактов успешного применения морских дронов «самой сильной армией Европы» можно считать подрыв двух пролетов Крымского моста 17 июля 2023 года или атаку семью надводными беспилотниками главной базы Черноморского флота в Севастополе 29 октября текущего года.

Кстати, руководитель холдинга «Кингисепский машиностроительный завод» подтвердил, что в ходе реализации проекта «Визир» проектировщиками использовались исключительно собственные наработки. Несмотря на наличие трофейных украинских БЭК и видеоматериалов, демонстрирующих кадры испытаний зарубежных образцов, российский морской дрон создан без использования западных технологических решений.

Дмитрий Корнев (редактор портала «Military Russia») назвал БЭК ГРК-700 «Визир» морским аналогом «Искандера». «Возможность нанесения ударов по понтонным переправам, мостам, причалам и другим объектам транспортной инфраструктуры противника делает весьма востребованным его применение на Днепре. Благо массогабаритные характеристики катера это позволяют. А шесть центнеров взрывчатки на борту делают его незаменимым при проведении специальных операций.», — считает Дмитрий.

Что же касается управления дроном, то по мнению данного эксперта в этом случае необходима устойчивая связь на всей дальности его применения. Для чего могут использоваться не только самолеты ДРЛОиУ А-50 или А-50У, но и разведывательные, а в ближайшей перспективе и стратосферные беспилотные летательные аппараты. После того, как произойдет полное развертывание российской спутниковой группировки, доступной станет космическая связь, способная обеспечить бесперебойную передачу разведывательной информации потребителям на земле. Специалисты считают, что решение таких задач по силам, например, коммуникационному проекту «Сфера».

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация