Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)
18 май, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)

После неудачи с разработкой проекта легкого разведывательного танка VK 1602 Leopard, который так и не удалось довести до строительства и испытаний прототипа, фирма Daimler-Benz решила продолжить работы в этом направлении. На этот раз предлагалось разработать разведывательный танк тяжелого класса. Проект был остановлен задолго до возможного строительства опытного образца, но все же представляет определенный интерес в контексте развития немецкой бронетехники.

Одной из главных причин отказа от двух проектов VK 1602, созданных фирмами Daimler-Benz и MAN/MIAG, были недостаточные характеристики. Предполагалось, что эти машины будут работать в одних боевых порядках с другими танками, в том числе с новейшими «Тиграми» и «Пантерами». При этом, однако, разведывательные машины в предложенном виде отставали от другой бронетехники по уровню защиты. 50-мм пушка KwK 39, выбранная для их вооружения, в свою очередь, не обеспечивала требуемой огневой мощи. Как следствие, дальнейшее развитие проектов посчитали нецелесообразным.

После прекращения работ по разведывательному танку VK 1602, до конца 1942 года, специалисты Daimler-Benz приняли решение начать разработку нового проекта аналогичного назначения. На этот раз предлагалось исправить основные недостатки предыдущего проекта и тем самым обеспечить перспективному танку большие перспективы. По имеющимся данным, новый проект разрабатывался без соответствующего заказа со стороны военных, из-за чего не получил официального обозначения. Тем не менее, в зарубежных и отечественных источниках он нередко именуется как VK 2801 или VK 2801(DB). Литеры в скобках используются с целью исключения путаницы с более поздним одноименным проектом фирмы Krupp.




Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)
Вариант реконструкции внешнего вида танка VK 2801(DB). Рисунок Aviarmor.net



Анализ требований и возможностей показал, что новый проект, избавленный от недостатков имеющегося, не может быть создан путем простой модернизации. Требовалась разработка нового броневого корпуса с повышенными характеристиками защиты, что приводило к необходимости новой усиленной ходовой части, применения более мощного двигателя и т.д. В результате этого по своему облику танк VK 2801 должен был значительно отличаться от предложенной ранее машины. Кроме того, на определенном этапе разработки проявилось заметное внешнее сходство с некоторыми другими танками новейших моделей.

Следует отметить, проект Daimler-Benz VK 2801 был остановлен на одной из ранних стадий, что негативно сказалось на сведениях о нем. Так, в различных источниках представлена отличающаяся информация. Кроме того, существуют некоторые проблемы, связанные с путаницей и одинаковыми названиями двух разработок. Попробуем установить облик предлагавшегося танка.

Проект VK 1602 предлагал использование лобовой брони толщиной 50 мм, однако в середине 1942 года такую защиту посчитали недостаточной. В дальнейшем предлагалось усилить лобовую защиту разведывательного танка до 80 мм брони с установкой под углом к вертикали. В новом проекте инженеры «Даймлер-Бенц» решили дополнительно увеличить толщину брони. Верхняя лобовая деталь, установленная под наклоном, теперь должна была иметь толщину 90 мм. Пропорциональным образом следовало усиливать и защиту других частей машины.

Ввиду невозможности простого обновления существующего проекта с применением более толстой брони авторам разработки пришлось заняться проектированием нового корпуса. По имеющимся данным, получившийся у них агрегат имел большое сходство с некоторыми другими новыми немецкими танками. Имелся наклонный лобовой лист, соединявшийся с вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Верхняя часть корпуса была расширена и образовывала крупные надгусеничные ниши, при помощи которых увеличивался доступный объем для размещения необходимых узлов. Кормовой лист располагался с наклоном назад, придавая машине дополнительное сходство с некоторыми другими образцами.

Корпус VK 2801(DB) предлагалось компоновать в соответствии со стандартными немецкими идеями. В передней части должны были находиться агрегаты трансмиссии, позади которых помещалось отделение управление с местами водителя и радиста. Центральная часть корпуса выделялась под боевое отделение с вооружением и боекомплектом, а в корме предусматривались системы монтажа двигателя.

Для обеспечения приемлемой подвижности перспективный разведывательный танк, отличавшийся от предшественника увеличенным весом, должен был получить более мощный двигатель. В качестве основы силовой установки был предложен карбюраторный двигатель Maybach HL 230 мощностью 700 л.с. При помощи карданного вала, проходящего над днищем корпуса, он должен был передавать крутящий момент на передние агрегаты механической трансмиссии. Последние были связаны с двумя ведущими колесами.



Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)
Пушка 5 cm KwK 39 L/60. Фото Wikimedia Commons



Создание нового корпуса больших габаритов и увеличенной массы потребовало от авторов проекта применить новую ходовую часть. Для сокращения удельного давления на грунт и улучшения плавности хода танк VK 2801 получил по восемь опорных катков большого диаметра с индивидуальной подвеской на каждый борт. Кроме того, была применена т.н. подвеска Книпкампа с шахматным расположением и частичным перекрытием катков. В передней части корпуса находились ведущие колеса с цевочным зацеплением, в корме – ведущие. Последние частично перекрывались задними опорными катками.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню с вооружением. По некоторым данным, башня должна была получать прямоугольный лобовой лист и борта с кормой, выполненные в виде единой изогнутой детали. Сверху предусматривалась горизонтальная крыша с люками и смотровыми приборами. Уровень защиты башни, по-видимому, должен был соответствовать аналогичным параметрам корпуса. На орудийной установке располагалась маска сложной формы типа Saukopf.

В башне нового VK 2801(DB) должна была устанавливаться пушка 5 cm KwK 39 L/60, аналогичная применявшейся в проекте VK 1602. Это орудие оснащалось 50-мм стволом длиной 60 калибров. Необходимо отметить, что для 1942-43 годов применение такого оружия на средних или тяжелых танках уже не было целесообразным. Так, при использовании снаряда типа Pz.Gr.40 с начальной скоростью 1180 м/с пушка могла пробить 130 мм брони только с дистанции 100 м. На расстоянии 1 км бронепробиваемость падала до 38 мм. Возможно, в дальнейшем перспективный разведывательный танк мог получить более мощное оружие, соответствующее требованиям времени, но данные на этот счет отсутствуют.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из пулеметов предлагалось монтировать на одной установке с пушкой, а второй должен был помещаться в амбразуре лобового листа корпуса. О возможном применении дымовых гранатометов сведения отсутствуют.

Экипаж перспективного разведывательного танка должен был состоять из четырех или пяти человек. В передней части корпуса помещались механик-водитель и стрелок радист, для которых, вероятно, предусматривались собственные люки в крыше корпуса. Управлять вооружением должны были командир, наводчик и заряжающий (по некоторым данным, обязанности наводчика должен был выполнять командир). Их места помещались в башне и оснащались набором люков со смотровыми приборами.

Разведывательное предназначение новой бронемашины должно было сказаться на наборе бортового оборудования. В распоряжении стрелка-радиста должны были находиться несколько радиостанций для связи с другими танками и передачи им данных об обнаруженных целях. В связи с этим в некоторых вариантах реконструкции облика VK 2801 присутствует набор антенн, обеспечивающих связь с другими танками.



Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)
Другой вариант внешнего вида танка. Рисунок Aviarmor.net



Конструирование нового корпуса с повышенными характеристиками защиты привело к закономерному росту габаритов и веса конструкции. Общая длина танка VK 2801(DB) должна была достигать 6,5 м, при этом трехметровый ствол 50-мм орудия не выступал за пределы проекции корпуса. Ширина машины не превышала 3 м, высота – 2,8 м. Из-за мощного бронирования боевая масса танка достигла 33 т. Применение 700-сильного бензинового двигателя давало удельную мощность не менее 21,2 л.с. на тонну, что позволяло рассчитывать на неплохие показатели подвижности.

Ориентировочно в конце 1942 года или в начале 1943-го новую разработку, созданную в инициативном порядке, представили военным. Машина, созданная без заказа армии, не заинтересовала командование. Можно предположить, что у этого отказа было несколько причин. Главным поводом для закрытия проекта могло стать отсутствие необходимости в подобной технике: если бы тяжелый разведывательный танк действительно был нужен армии, его бы обязательно заказали.

Дополнительным поводом для обоснованных претензий могло стать слабое вооружение. 50-мм пушка KwK 39 уже не позволяла бороться с современными танками противника без значительного риска для себя. Для уверенного поражения советских танков машине VK 2601 пришлось бы входить в их зону поражения. Эту проблему могло бы частично решить усиленное бронирование, но танк все равно нуждался в более мощном оружии.

Заметному росту общих характеристик могло бы поспособствовать применение более мощного орудия, предлагавшееся еще во время разработки проекта VK 1602. Действительно, разведывательный танк VK 2801(DB) с 80-мм лобовой броней и 75-мм пушкой по уровню защиты и огневой мощи мог бы сравниться с бронемашиной Pz.Kpfw.V Panther. Однако и это не оправдывало новую разработку, поскольку Вермахт не нуждался в дублировании уже существующего танка.

По тем или иным причинам проект VK 2801 фирмы Daimler-Benz не заинтересовал потенциального заказчика и был закрыт за ненадобностью. За несколько месяцев работы конструкторский коллектив успел подготовить комплект чертежей, но дальше работы не продвинулись. Информация о сборке демонстрационного макета отсутствует. Прототип новой машины не строился и даже не планировался из-за раннего прекращения работ. Вся документация по проекту была отправлена в архив. Некоторые идеи в дальнейшем нашли применение в новых разработках. Кроме того, вскоре была предпринята попытка создать на основе некоторых наработок по проекту VK 2801(DB) новую бронемашину. Разработка этого проекта с таким же названием была поручена фирме Krupp.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://alternathistory.com/
http://achtungpanzer.com/
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация