Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая
28 ноя, 2015 0 Комментариев 1 Просмотров

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая

Здравствуйте, товарищи-милитаристы! Сегодня, продолжая цикл статей, я вам расскажу о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в РККА.

Первая часть: Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней

Межвоенный период



Молодая советская держава, еще не оправившись от пережитых войн, вынуждена была идти в ногу со временем. Несмотря на экономические трудности, Рабоче-крестьянская Красная Армия вооружалась иностранным оружием, активно велась разработка собственного вооружения: от личного стрелкового до боевой авиации. Развивалась и наземная бронированная техника, в частности, бронетранспортеры. Итак, рассмотрим первые попытки советских инженеров создать БТР.

Д-14



В конце 1930 года светлые умы из Опытно-конструкторского бюро Управления механизации и моторизации РККА обратили внимание на хорошо зарекомендовавший себя трактор "Коммунар" производства ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода). Инженеры решили создать десантный танк на базе трактора. За основу была взята модель Г-75, оснащенная бензиновым двигателем мощностью 75 л.с.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Первый советский трактор "Коммунар"



Весной 1931 года опытный образец десантного танка Д-14 был готов. Летом 1931 года машина проходила испытания. Корпус бронемашины изготавливался из листов стали толщиной 6-11 мм, скреплялся заклепками. В передней части корпуса располагался двигатель — бензиновый 4-тактный жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков в 284 литра обеспечивала запас хода машины в 150 км.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Десантный танк Д-14. Отчетливо видны бортовые двери машины



Десантное отделение занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Десант составлял 15 человек. Посадка и десантирование осуществлялись через бортовые двери (по три с каждого борта). Экипаж — 2 человека: водитель и командир машины. Вооружение — два ДТ-29. Очень забавным является тот факт, что разработчики машины предполагали, что пулеметы могли устанавливаться в одной из 4 шаровых установок, расположенных по одной в лобовом, кормовом и бортовых броневых листах десантного отделения и отделения управления.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Машина не прошла заводские испытания и не была принята на вооружение. Дальнейшие разработки бронетранспортера были прекращены.

ТР-1



13 февраля 1931 года на вооружение РККА был принят танк Т-26. Современная машина началась производиться на ленинградском заводе "Большевик", производство планировали наладить и на строящихся Челябинском и Сталинградском тракторных заводах. Танк, в котором нуждалась армия, производился в двухбашенных вариантах: пулеметный и пушечно-пулеметный. Позже, в связи с ростом количества танков в армиях европейских стран, появится на свет "истребитель танков" — однобашенный Т-26, вооруженный 45-мм пушкой. Предполагалось производить танк и в качестве транспортера пехоты. Так, в 1932-1933 слушатели военной академии бронетанковых войск показали проект бронетранспортера на основе Т-26. Машина получила отличную от танка компоновку: двигатель был перенесен из задней части корпуса — в среднюю, высвободив, таким образом, достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая





Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Бронетранспортер ТР-1.



ТР-1 был обшивал сталью толщиной 6—10 мм, т.е. имел противопульную броню. Двигатель бронемашины — 6-цилиндровый четырехтактный американский "Геркулес" мощностью 90 л/с. Вооружение: 2 пулемета ДТ-29 в передней и задней стенках десантного отделения с боекомплектом 4977 патронов (79 дисков по 63 патрона!). Бронекороб, обшитый 6-мм броней и являющий собой десантный отсек, имел широкую дверь в задней части корпуса машины. Экипаж — 1 человек (механик-водитель) и 14 десантников (!).



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Вид сзади, отчетливо виден бронекороб



Десантники сидели плечами к плечам, упираясь коленями в сидящих напротив. Также в бронекоробе имелись бойницы, но вести огонь из них представлялось возможным лишь при 5 десантниках в ДО. Машина, прибывшая на полигон в августе 1933 года и проходившая испытания в 1934 году, не была принята на вооружение по следующим причинам: тесное десантное отделение, недостаточная проходимость (вес загруженной машины возрос до 9,5 тонны), быстрый перегрев двигателя, негерметичный корпус (при прохождении даже небольшого водного препятствия десантное отделение заливало водой). Тем не менее, опыт в создании машина пригодился для развития следующего гусеничного БТР РККА — ТР-4.

ТР-4





Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



ТР-4



Созданный также на основе танка Т-26, ТР-4 имел несколько иную компоновку, чем его предок — ТР-1. Машина была разработана в 1933 году заводом спецмаштреста им. С.М. Кирова. Изготовлена в количестве трех образцов. Десантное отделение, представляющее собой также бронекороб, было перенесено в среднюю часть корпуса. Посадка и десантирование пехоты производились через две бортовые двери.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


ТР-4. Вид сбоку



Десант размещался на пяти откидных сиденьях, установленных вдоль карданного вала, соединявшего двигатель и трансмиссию (два справа и три слева). Две скамьи располагались вдоль боковых стенок кабины и имели откидные подножки для упора ног. В десантной рубке также размещалось и вооружение машины — 2 ДТ-29 в шаровых установках с боезапасом в 4980 патронов. Стоит добавить, что десантное отделение было вентилируемым (вентилятор размещался в задней части корпуса). Экипаж — 1 человек, десант — 12-14 человек. Моторное отделение с двигателем "Геркулес" размещалось в задней части корпуса и отделялось от десантного перегородкой. Доступ к двигателю можно было получить через два специальных люка.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Броневая защита осталась на уровне ТР-1 — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6-10 мм. Соединение броневых листов осуществлялось с помощью сварки. Запас хода машины порядка 120 км. Несмотря на то, что машина практически избавилась от "детских" болезней своего предшественника, ее не приняли на вооружение.

Дальнейшая разработка БТР на базе Т-26 не велась.

БА-22





Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Санитарный бронетранспортер БА-22



Следующим проектом по созданию бронетранспортера стала уже колесная машина. В сентябре 1938 года на базе трехосного ГАЗ-ААА был создан санитарный бронетранспортер — БА-22. Изначально, машину построили по заказу санитарного управления РККА для перевозки раненных солдат, но возможность использования в качестве боевой машины была. Так, машина вмещала в себя — 4 носилки с больными или 10 -12 десантников (в зависимости, от снаряжения). Компоновка классическая для колесного автомобиля — двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. ("полуторки") размещался в передней части бронетранспортера. Отделение для перевозки людей (назвать его "десантным" у автора не подымается рука, товарищи) занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Посадка и выход из машины для "пассажиров" осуществлялся через две бронедвери, размещенные в корме.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


БА-22. Передняя и кормовая части машины



Экипаж, состоящий из командира и водителя, мог попасть и выйти из машины через боковые двери кабины управления. Корпус машины изготавливался из катаной броневой стали толщиной 6 мм (т.е. бронирование противопульное), имеющей рациональные углы наклона. Вооружение отсутствовало, впрочем, как и амбразуры для ведения огня десантниками. Машина, прошедшая заводской пробег в 330 км, модернизировалась и позже была отправлена на государственные испытания. Испытания машина не прошла ввиду низких тактико-технических характеристик. На вооружение не принята.

Великая Отечественная война



К началу Великой Отечественной войны Вермахт и армии его союзников, участвующие в нападении на СССР, уже располагали бронированными транспортерами. Sdkfz 251/250, более известный как "Ханомаг", не были редкостью в группах армий, наступающих по всему Восточному фронту.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Sonderkraftfahrzeug 251



Имелись ли подобные машины у оборонявшихся и отступающих советских войск? Нет, к сожалению, наши войска не располагали подобными машинами. Советское военное руководство, озабоченное огромными потерями техники, всеми силами стремилось восполнить их. Несмотря на то, что практически все усилия были брошены на выпуск "основных", уже традиционных, видов техники, таких как танки и САУ, но разработки бронетранспортеров не прекращались.

БА-64Е





Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


"База" будущего БТР — БА-64



14 марта 1942 года на вооружение РККА был принят бронеавтомобиль БА-64. Вскоре горьковские инженеры, впечатленные опытом применения немецких БТР решили создать на базе своего детища бронетранспортер. Опытный макет был готов к 22 октября 1942 года.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


"Первая проба"



Машина сохранили формы корпуса исходного образца, однако пулеметная турель была убрана, освободив таким образом место для десантников. Однако "удаление" пулеметной турели не означало, что разработчики собирались оставить машину безоружной. Установка ДТ-29 представлялась возможной. Но вскоре работы по переделки БА-64 в БТР были прерваны вплоть до марта 1943 года, когда был собран второй образец, известный нам как БА-64Е с десантов в 4 человека.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


БА-64Е с 4 десантниками



В том же месяце был создан образец БТР с возможностью размещения до 6-ти человек десанта. 3 апреля 1943 года был разработан еще один вариант бронетранспортёра, но уже на базе БА-64Б.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


БА-64Е с "высокими" бортами



Борта этого варианта были подняты выше, и в них были сделаны по две бойницы с каждого борта. Вооружение отсутствовало. К концу года инженеры ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания. В обоих случаях машине была дана негативная оценка: тесно, неудобно, малоэффективно.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



По результатам войсковых испытаний в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на 4-х человек десанта и имел дополнительные бойницы спереди и сзади. Бронирование и подвижность машины остались на уровне БА-64.

28 сентября 1944 года эти машины были показаны маршалу танковых войск Я.Н. Федоренко. Он предложил провести некоторые изменения. Учтя рекомендации маршала, ГАЗ построил еще три бронетранспортера с разными вариантами реализации предложенных изменений. Несмотря на одобрительные отзывы маршала Федоренко при следующем показе и испытаниях, эти модификации так и не пошли в серию, в основном из-за того, что война уже заканчивалась и машина не успеет попасть на фронт.

ТР-42



В условиях катастрофической нехватки бронетраспортеров в РККА (несмотря на ленд-лизовские поставки американских M3 Half-track и Scout-car, английских Universal Carrier) к концу 1942 года на заводе имени Сталина была создана такая машина. В качестве базы, донора, был взят полугусеничный ЗиС-42М, производство которого было налажено на одноименном заводе.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


ЗиС-42М



Машина имела классическую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части, отделение управления — в центральной, десантное — в кормовой. Двигатель предполагалось ставить тот же, что и на ЗиС-42М — 6-цилиндровый воздушного охлаждения ЗиС-5М мощностью 80 л.с. Экипаж машины — водитель, командир (стрелок по совместительству) и 14 человек десанта. Вооружение — один ДТ-29 и возможность вести огонь из личного стрелкового оружия через амбразуры (каждый стрелок мог вести огонь, так как амбразур было 14) в бортовых бронелистах. Касательно бронирования можно только предполагать (что автор и сделает), так как машина была изготовлена в единственном варианте с деревянным корпусом. Скорее всего, броня была бы противопульной толщиной от 6 до 15 мм.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


Единственный изготовленный макет бронетранспортера ТБ-42



К началу 1943 года была изготовлена машина с деревянным корпусом, которую вскоре представили военным. Проект БТР был утвержден Главным Автобронетанковым Управлением. Предполагался выпуск опытной партии из 5 машин к лету 1943 года, но проект был свернут в связи с малопригодностью и сложностью в эксплуатации гусеничного движителя.

Б-3



Разработка еще одного советского бронетранспортёра велась полным ходом в КБ автозавода имени И.В. Сталина под руководством В.А. Грачева в начале 1944 года. И в этот раз завод-разработчик нового БТР прибегнул к старому принципу: «создавай на новое на базе имеющегося». Так, машина была создана на базе провалившего испытания артиллерийского тягача АТ-3. В свою очередь, АТ-3 был этаким "симбиозом" грузовика ЗиС-5 и танковой базы СУ-76М.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая





Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая


"Доноры" будущего БТР Б-3. Снизу — СУ-76М, сверху — ЗиС-5



Компоновка машины была классической для того времени: переднее отделение — МТО, среднее — отделение управления, кормовое — десантное. Двигателем сего чуда являлся движок от того же ЗиС-5 — карбюраторный шестицилиндровый 3иС-16 мощностью 85 л.с. Доступ к двигателю можно было получить использую откидные боковые люки, закрывающие двигатель. Максимальная скорость машины составляла порядка 40 км/ч, объем бака в 150 литров обеспечивал БТР теоретический запас хода порядка 150 км. Корпус сварной, изготавливался из катаной стали толщиной 6-16 мм.



Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая



Б-3



Десантное отделение открытого типа, т.е. крыши так таковой не имелось, поэтому в некоторых случаях можно было закрепить тент. Вооружение — 12.7 ДШК на открытой турели в средней части машины. Все бойцы также имели возможность вести огонь из амбразур. Экипаж составлял 12 человек: 10 десантников, водитель и командир машины. Для выхода/ входа в машину десантники могли использовать кормовую дверь или же воспользоваться дверями по бокам, предназначенные для командира и водителя. Также разработчиками предполагалась возможность использования БТР в качестве транспортера боеприпасов (горючего и т.д.).

В том же сорок четвертом бронетранспортер отправили на испытания на Научно-исследовательский испытательный танковый полигон, где машина их не прошла, несмотря на многообещающие показатели давления на грунт (порядка 0,3 кг/см2), которые сулили машине невероятную проходимость при «незначительном» весе (7100 кг). Все тот же смешанный тип движителя военным, мягко говоря, «не нравился» в связи сложностью в эксплуатации и низкой надежности. Нельзя забывать про скорый перегрев двигателя присущий всем испытанным машинам тех лет. Машина не была принята на вооружение.

Вывод



Хотелось бы написать нечто свое и попробовать немного "попорицать" военных, по той причине, что никак не содействовали принятию на вооружение такого необходимого типа вооружения как БТР, ведь армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие. Также хотелось бы написать о таких проектах, как попытка создания БТР на базе надежной рабочей лошадки РККА — СУ-76М. Но достоверных подтверждений сим проектам я не нашел (за исключением "творчества" любителей альтернативной истории). Но мы ведь не такие, верно? Мы не любим альтернативную историю, мы любим только факты, поэтому вы видите, что есть.

Дорогие читатели! Нашли ошибку, неточность или упущение? Напишите автору! Заранее спасибо!

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация