Крылатая ракета П-35
08 апр, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Крылатая ракета П-35

В середине пятидесятых годов в нашей стране стартовал один из крупнейших и важнейших ракетных проектов того времени. ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея получило задание разработать крылатую ракету для вооружения подводных лодок. В конце десятилетия это оружие под названием П-5 было принято на вооружение. Вскоре после начала работ по П-5 стартовали несколько других проектов схожего назначения. Одним из самых заметных результатов этих работ стало появление корабельной крылатой ракеты П-35, которая в дальнейшем стала основой для нескольких новых ракетных комплексов.

После завершения предварительных работ по проекту П-5 было принято решение о создании двух новых крылатых ракет для военно-морского флота. 17 августа 1956 года Совет министров СССР выпустил постановление, в соответствии с которым ОКБ-52 должно было разработать ракеты П-6 и П-35. Первая предназначалась для вооружения подлодок и частичной замены разрабатываемой П-5, а вторая должна была стать вооружением надводных кораблей. В качестве основы для двух новых ракет должен был использоваться проект П-5. Также требовалось обеспечить максимальную унификацию двух новых изделий.

Разрабатывавшаяся в то время крылатая ракета П-5 имела несколько важных особенностей, отличавших ее от предыдущего оружия аналогичного назначения, но при этом не была лишена недостатков. Главным из них было применение автопилота без каких-либо систем самонаведения. Из-за этого стрелять такой ракетой можно было только по площадным целям с достаточно большим КВО. В случае с двумя новыми проектами техническое задание сразу оговаривало применение систем управления и наведения. При этом требовалось использовать новую комбинированную систему. На большей части траектории полета ракеты должны были управляться по радиокомандной системе, а наведение на цель на конечном участке было задачей перспективной головкой самонаведения.




Крылатая ракета П-35
Ракета П-35 на транспортировочной тележке. Фото Warships.ru



Требование об унификации новых ракет с разрабатываемым изделием в определенной мере упростило их проектирование. По этой причине ракета П-35 оказалась очень похожей внешне на базовую П-5, равно как и на П-6, предназначенную для подлодок. Тем не менее, в силу различных причин в ее конструкции пришлось предусмотреть несколько нововведений того или иного рода. Самыми заметными отличиями П-35 от других ракет семейства стало наличие конического центрального тела в воздухозаборнике, а также обтекатель стартового двигателя. П-5 и П-6, в свою очередь, имели простой нерегулируемый воздухозаборник, а их стартовые ускорители имели вид двух цилиндров с соплами, соединенных между собой и не имевших дополнительных аэродинамических элементов.

Прочие особенности экстерьера ракеты П-35 были аналогичны другим изделиям семейства. Имелся цилиндрический фюзеляж с головным обтекателем оживальной формы. Под центральной частью днища располагался воздухозаборник маршевого двигателя, резко менявший поперечное сечение фюзеляжа. К хвосту фюзеляж вновь уменьшался и получал круглое сечение, завершаясь соплом маршевого двигателя. Общая длина ракеты немного превышала 10 м. Диаметр фюзеляжа равнялся 1 м.

Основной аэродинамической поверхностью ракеты П-35 стало складное стреловидное крыло размахом 2,6 м. С целью уменьшения поперечных габаритов изделия в транспортном положении еще в рамках проекта П-5 был разработан автомат раскладки крыла. Небольшой участок центроплана жестко крепился к фюзеляжу, а основная часть плоскостей представляла собой складные консоли. В транспортном положении консоли должны были располагаться вертикально и закрепляться специальными замками. После выхода ракеты из пускового контейнера автоматика должна была самостоятельно поднимать консоли и закреплять их в таком положении, обеспечивая правильный полет. При сложенном крыле поперечный габарит ракеты не превышал 1,55 м.



Крылатая ракета П-35
Макет ракеты П-35 с отверстиями для демонстрации внутренних агрегатов. В частности, видна антенна радиолокационной ГСН. Фото Bastion-karpenko.narod.ru



Для управления ракета получила набор плоскостей и рулей в хвостовой части. Имелись небольшие цельноповоротные стабилизаторы-рули высоты и киль с рулем направления. Для уменьшения габаритов ракеты киль располагался под фюзеляжем, а рядом с ним находились крепления для сбрасываемого стартового двигателя.

Силовая установка ракеты П-35 была аналогична предыдущим изделиям семейства. Для старта предлагалось применять сдвоенный твердотопливный ускоритель тягой более 36 т с запасом топлива на 2 с работы. Полет предлагалось выполнять при помощи турбореактивного маршевого двигателя КРД-26 тягой 2250 кг. Турбореактивный двигатель должен был обеспечивать среднюю скорость полета на уровне 1250 км/ч. При этом точные параметры работы силовой установки зависели от ряда факторов, как от полетной программы, так и от температуры окружающего воздуха. По имеющимся данным, при определенных обстоятельствах был возможен разгон до 1600 км/ч.

Ракета П-35 имела стартовую массу порядка 5300 кг. Из них 2330 кг приходилось на сухую массу ракеты и около 800 кг на отделяемый стартовый двигатель. В центральной части фюзеляжа предусматривался отсек для монтажа боевой части весом до 1000 кг. Для поражения цели предлагалось использовать фугасный заряд либо специальную боевую часть мощностью, по разным данным, 20 кт.



Крылатая ракета П-35
Применение ракеты П-6 при стороннем целеуказании и ретрансляцией сигналов. Общие принципы такой работы аналогичны режиму "М" ракеты П-35. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.



Системы управления для новой крылатой ракеты разрабатывались одновременно с аппаратурой для П-6. Одновременно с этим было решено добавить к ней некоторые новые устройства. Уже существующие системы наведения с некоторыми новыми агрегатами предлагалось использовать в режиме «М» («морской») для атаки надводных целей. Новый режим «Б» («береговой») предназначался для атаки стационарных объектов на берегу. Полный комплекс аппаратуры управления получил обозначение АПЛИ-1.

При использовании режима «Б» автоматика, получив координаты цели, должна была подниматься на большую высоту и автоматически следовать в район цели. На некотором расстоянии от цели ракета должна была переходить в пикирование с большим углом и поражать заданный объект.

Режим «М» был сложнее и задействовал большее количество аппаратуры. Сразу после пуска ракета должна была подниматься на высоту до 7-7,5 км и удерживать заданный курс при помощи автопилота. При этом оператор ракетного комплекса должен был следить за ракетой и корректировать направление ее движения. Заметив отклонение ракеты от заданного курса, оператор должен был управлять ее рулем направления. На расстоянии порядка 40 км от цели к работе подключалась активная радиолокационная головка самонаведения. Сначала она должна была работать в качестве удаленной РЛС: вести наблюдение за районом, а также передавать полученные данные о найденных объектах на пульт оператора. Определив цель, оператор должен был давать команду о захвате. После этого ГСН начинала самостоятельно отслеживать заданную цель и наводить на нее ракету. Последний участок полета должен был проходить на высотах порядка 100 м. Подобный алгоритм работы систем наведения позволял осуществлять стрельбу залпом с распределением целей между несколькими ракетами.



Крылатая ракета П-35
Пуск ракеты с крейсера "Грозный" пр. 58. Фото Militaryrussia.ru



Для обнаружения целей корабль-носитель должен был использовать штатные радиолокационные станции, предусмотренные его проектом. Управление ракетой предлагалось производить при помощи системы «Бином». Со временем появился вариант комплекса управления, предназначенный для значительного увеличения радиуса действия ракет. В таком случае между кораблем-носителем и целью появлялся самолет или вертолет с аппаратурой ретрансляции радиосигналов. В зависимости от различных факторов, в том числе от применения ретрансляторов, дальность полета ракеты П-35 могла достигать 300 км. В качестве носителей вспомогательной аппаратуры могли применяться самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, а также вертолеты Ка-25РЦ.

Запускать новые ракеты предлагалось при помощи специальных пусковых установок с отдельными контейнерами. К концу пятидесятых годов специалистами ЦКБ-34 совместно с заводом «Большевик» были разработаны пусковые установки нескольких типов. Изделие СМЭ-142 позволяло перевозить и запускать одну ракету, а установки СМ-70 и СМ-82 вмещали по четыре ракеты. Эти системы предназначались для решения различных задач, но имели частично схожую конструкцию. Основой всех установок был цилиндрический контейнер длиной около 12 м с внутренним диаметром 1,65 м. В нем имелись рельсы для перемещения ракеты, а также разъемы для соединения с корабельными системами и другим оборудованием. Обе торцевые крышки контейнера могли открываться. Передняя, открывшись, обеспечивала выход ракеты, а открытие задней отводило газы стартовых двигателей.

Из трех пусковых установок первой в работу включилась СМ-82. Это изделие с четырьмя контейнерами предназначалось для наземных испытаний ракет. Первый пуск ракеты П-35 в неполной комплектации состоялся 21 октября 1959 года – за несколько месяцев до начала аналогичных проверок изделия П-6. До марта следующего года испытатели выполнили пять пробных пусков, в которых применялись ракеты без радиоэлектронного оборудования.

В 1959 году для продолжения проверки корабельных крылатых ракет было подготовлено опытовое судно. Имевшийся в наличии сухогруз «Илеть» получил одноконтейнерную пусковую установку СМЭ-142 и набор аппаратуры управления. После такой переделки сухогруз переименовали в ОС-15. Работать опытовое судно должно было на полигонах Каспийского моря.



Крылатая ракета П-35
Пусковая установка СМ-70, использовавшаяся на крейсерах проекта 58. Фото Warships.ru



27 июля 1960 года бывший сухогруз впервые запустил ракету П-35 с полным набором оборудования. На этом этапе испытаний было израсходовано семь ракет. Результаты испытаний сочли неудовлетворительными. Аппаратура управления АПЛИ-1 пока была «сырой» и не показывала требуемые характеристики, из-за чего требовала доработки. Дальнейшие испытания удалось начать только после завершения работ по совершенствованию аппаратуры ракеты.

Все необходимые работы удалось завершить только к концу 1962 года. Тогда же ОС-15 вновь отправилось на полигон для выполнения тестовой стрельбы. Новый этап пробных запусков оказался более удачным. Кроме того, в ходе этих испытаний ракета П-35 показала весь свой потенциал в деле поражения целей. Несколько стрельб было проведено с использованием мишеней в виде списанных кораблей. Результаты этих запусков представляли большой интерес.

В одном из пробных запусков ракеты П-35 с ОС-15 использовалась мишень – недостроенный лидер эсминцев проекта 48 «Киев». Этот корабль был заложен в 1939 году и должен был вступить в состав флота в 42-м, однако начало войны остановило строительство на готовности менее 50%. В начале пятидесятых недостроенный «Киев» стал средством для проведения различных испытаний, а проверка возможностей ракеты П-35 стала его последней задачей.



Крылатая ракета П-35
Ракетный крейсер "Адмирал Головко" проекта 58. Перед настройкой расположена пусковая установка СМ-70. 1990 г. Фото Wikimedia Commons



В опытных запусках по кораблям-мишеням использовались ракеты П-35 с инертным оснащением (с весовым имитатором боевой части). Ракета, выпущенная по «Киеву», успешно навелась на цель из ее передней полусферы и попала точно в нее. Попадание ракеты пришлось в левую скулу корпуса. После этого сверхзвуковая ракета за счет своей энергии и массы пропорола палубу мишени на расстояние около 50 м. Из-за такого взаимодействия с целью планер ракеты разрушился, но маршевый двигатель сохранил относительную целостность. Двигатель проломил все внутренние конструкции корпуса мишени, находившиеся на его пути, и затем пробил ее днище. Через образовавшуюся пробоину начала поступать вода, и примерно через три минуты корабль-мишень затонул.

По результатам всех испытаний ракета П-35 и набор соответствующего оборудования для кораблей были приятны на вооружение. Носителями такого оружия должны были стать корабли нескольких новых типов. К моменту принятия ракет на вооружение некоторые корабли уже были построены, другие появились немного позже.

Первыми носителями ракет П-35 должны были стать новые эсминцы проекта 58. В конце 1956 года судостроительная промышленность получила техническое задание на разработку подобного корабля, в котором учитывалось применение новых крылатых ракет. Технический проект новых кораблей был подготовлен в начале 1958 года, после чего началась подготовка к строительству будущих носителей ракетного вооружения. Интересно, что в течение нескольких первых лет проект 58 успел несколько раз сменить классификацию. Изначально эти корабли считались эсминцами, однако предлагаемое вооружение не соответствовало требованиям к подобным кораблям. Вследствие этого появилось обозначение «корабль с реактивным вооружением». Лишь в 1962 году, после демонстрации кораблей и ракет П-35 руководству страны, проект 58 обозначили как крейсер.



Крылатая ракета П-35
Ракетный крейсер "Вице-адмирал Дрозд" проекта 1134. Пусковые установки КТ-35 расположены по бортам надстройки позади бака. 1985 г. Фото Wikimedia Commons



Ракета П-35 должна была стать основным ударным оружием кораблей нового проекта, предназначенным для атаки надводных и наземных целей. Каждый крейсер проекта 58 получил по две пусковые установки СМ-70, расположенные перед надстройкой и позади нее. Конструкция установок позволяла наводить ракеты по горизонтали в пределах сектора шириной 120° и поднимать на угол возвышения до 25°. Во избежание повреждений надстройки во время атаки корабль должен был идти под некоторым углом к траектории полета ракеты и поворачивать пусковую установку на нужный угол, отводя газы стартовых двигателей за борт. Боекомплект крейсеров проекта 58 состоял из 16 ракет П-35. Восемь изделий хранились прямо в пусковых контейнерах, остальные располагались в двух погребах возле установок. По некоторым данным, стандартным боекомплектом кораблей было 12 ракет с фугасной боевой частью и 4 со специальной – по одной на полный залп пусковой установки.

Изначально планировалось построить 16 кораблей проекта 58, но позже серию сократили в четыре раза. С 1962 по 1965 годы в состав военно-морского флота были включены крейсера «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг». Новые корабли были распределены между всеми основными флотами. При этом в дальнейшем некоторые корабли проекта несколько раз передавались другим флотам. Большая часть крейсеров проекта 58 продолжала службу до начала девяностых годов, после чего была списана. Самым «живучим» оказался корабль «Адмирал Головко» из состава Черноморского флота, который завершил службу лишь в 2002 году.

В ходе испытаний и службы крейсеров проекта 58 было установлено, что существующие пусковые установки с собственными системами наведения не отличаются высокими характеристиками и фактически не имеют смысла. По этой причине в середине шестидесятых годов была разработана новая система КТ-35 или КТ-35-1134. В ее составе присутствовали два стационарных контейнера наклонного расположения. Системы наведения не предусматривались, стрелять можно было только вперед по курсу корабля-носителя.

Во второй половине шестидесятых годов были построены четыре ракетных крейсера проекта 1134: «Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь». Проект 1134 в определенной мере являлся развитием проекта 58, однако имел массу отличий. В частности, вместо поворотных пусковых установок СМ-70 они получали два изделия КТ-35, расположенные по бортам передней части надстройки. Перезарядка пусковых установок не предусматривалась, из-за чего боекомплект состоял лишь из четырех ракет П-35.



Крылатая ракета П-35
Пусковая установка берегового ракетного комплекса "Редут". Внутри контейнера ракета П-35. Фото Rbase.new-factoria.ru



Крейсера проекта 1134 несли службу в составе Северного (три корабля) и Тихоокеанского (один) флотов. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов эти корабли были списаны и разделаны на металл по причине морального и физического устаревания, а также финансовых проблем военно-морского флота.

Появление крылатой ракеты П-35 позволило значительно поднять ударный потенциал кораблей военно-морского флота и повысить дальность поражения надводных целей. При правильной организации поиска целей, целеуказания и выполнения ракетного удара дальность атаки кораблей противника достигала 300 км. Кроме того, имелась возможность уничтожения наземных целей с заранее известными координатами на схожих дистанциях.

Тем не менее, комплекс П-35 имел некоторые недостатки, главные из которых, однако, были связаны не с конструкцией ракет, а с количеством их носителей. В течение шестидесятых годов было построено лишь восемь ракетных крейсеров с пусковыми установками для П-35. Крейсера проекта 58 могли нести восемь ракет, готовых к применению, и такой же запасной боекомплект, а на крейсерах проекта 1134 присутствовало не более четырех ракет. Естественно, полная реализация планов по строительству 16 крейсеров проекта 58 могла еще больше повысить ударный потенциал флота, но было построено лишь четыре таких корабля. Схожим образом обстояло дело и с крейсерами проекта 1134.

Крылатая ракета П-35 стала очередным вариантом развития идей, заложенных в исходном проекте П-5. При этом она не стала последней разработкой своего семейства. Уже в середине шестидесятых годов начались несколько новых проектов, целью которых было развитие имеющейся конструкции и повышение ее характеристик. Так, для применения на кораблях была предложена новая ракета «Прогресс», а береговые войска должны были получить ракетные комплексы «Утес» и «Редут». Таким образом, исходный проект вновь получил развитие и привел к очередному росту потенциала военно-морского флота СССР.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://warships.ru/
http://bratishka.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-392.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация