Проект противокорабельной ракеты КСС
31 мар, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Проект противокорабельной ракеты КСС

С конца сороковых годов несколько организаций во главе с ОКБ-293 занимались созданием крылатой противокорабельной ракеты 15ХМ «Шторм». В силу различных причин технического, административного и других характеров проект не привел к появлению нового оружия для флота. В начале 1953 года ОКБ-293 расформировали, передав часть отделов и завод в ведение КБ-1. Через несколько месяцев появилось предложение возобновить работы по «Шторму», однако оно было отклонено. Руководство промышленности и вооруженных сил выяснило, что для полноценного доведения ракеты 15ХМ понадобится несколько лет. При этом уже существовал предварительный проект системы аналогичного назначения. Было решено окончательно отказаться от «Шторма» и сосредоточить силы на альтернативном проекте.

В 1953 году на вооружение была принята крылатая ракета КС-1 «Комета» воздушного базирования, предлагавшаяся для уничтожения надводных целей различных типов. Это изделие имело достаточно высокие характеристики, которые могли сделать его надежным и эффективным оружием, причем не только для морской авиации. Вскоре после принятия на вооружение системы «Комета» стартовало изучение перспектив изделия КС-1 в качестве базы для вооружения других платформ. Прежде всего, рассматривалась возможность установки «Кометы» на корабли и специальные береговые пусковые установки. В дальнейшем это привело к появлению нескольких интереснейших проектов. Часть их дошла до эксплуатации, а прочие так и не удалось вывести из стадии испытаний.

Работы по новому оружию на базе КС-1 стартовали в соответствии с постановлением Совмина, вышедшего в апреле 1954 года. Руководство страны требовало разработать противокорабельные ракетные комплексы морского и берегового базирования. Они получили условные обозначения КСС и «Стрела». Проектирование поручили двум организациям, уже имевшим опыт создания управляемого оружия: КБ-1 и ОКБ-155. Последнее, следует отметить, выполнило большую часть работ по проекту «Комета», поэтому ему и доверили дальнейшее развитие этой ракеты. В дальнейшем это позволило ускорить работы и получить ожидаемые результаты в самые краткие сроки.




Проект противокорабельной ракеты КСС
Схема ракеты КСС. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.



По планам начала пятидесятых годов, в ближайшем будущем военно-морской флот должен был получить несколько легких крейсеров проекта 67, оснащенных противокорабельным ракетным комплексом нового типа. Основой перспективного ракетного комплекса должна была стать ракета КСС («Комета – самолет-снаряд»). Для управления ракетой предлагалось использовать штатные радиоэлектронные системы кораблей и новую аппаратуру «Колчан». Этот проект не привел к каким-либо значительным результатам, но представляет большой интерес. Кроме того, он позволил изучить некоторые особенности применения ракет, что в дальнейшем помогло с созданием нового оружия.

Комплекс КСС должен был состоять из нескольких основных элементов. Это были управляемая крылатая ракета, пусковая установка для нее и набор радиоэлектронного оборудования, предназначенного для управления стрельбой, взаимодействия с другими системами корабля и т.д. По имеющимся данным, вся электроника комплекса строилась на базе имеющихся узлов и агрегатов. Пусковую установку пришлось разрабатывать с нуля, а ракету КСС предложили делать на базе существующего изделия КС-1.

Разработка ракеты «Комета – самолет-снаряд» была одним из самых простых этапов нового проекта. Базовая ракета КС-1 уже успела пройти все испытания и поступала на вооружение морской авиации. Таким образом, имеющиеся агрегаты уже не требовали проверки. При этом, однако, требовалось обеспечить новый способ взлета. «Комета» воздушного базирования сбрасывалась с самолета-носителя на определенной высоте с некоторой начальной скоростью, а новой КСС пришлось бы разгоняться и набирать высоту самостоятельно или при помощи неких дополнительных агрегатов: пусковой установки, стартового двигателя и т.д. Таким образом, требовалось решение проблемы запуска.

Этот вопрос был решен довольно быстро. Для запуска КСС предложили применять рельсовую пусковую направляющую и стартовый твердотопливный ускоритель. В хвостовой части ракеты появились крепления для стартового двигателя типа СПРД-15 тягой до 40 т, достаточной для первоначального разгона ракеты. Кроме того, были изменены средства крепления ракеты на пусковом устройстве: базовая КС-1 подвешивалась под крылом носителя, а морская КСС должна была стартовать с балочной системы, установленной с нужным углом возвышения.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Ракета КС-1 "Комета" под крылом самолета Ту-16. Фото Wikimedia Commons



В остальном управляемая ракета оставалась прежней. Как и КС-1, она получала обтекаемый вытянутый фюзеляж с лобовым воздухозаборником, напоминающий агрегаты истребителя МиГ-15. Общая длина ракеты достигала 8,5 м. Она оснащалась стреловидным крылом размахом 4,7 м, а также стреловидным килем со среднерасположенным стабилизатором. Для уменьшения габаритов ракеты в транспортном положении крыло получило шарниры для складывания поворотом вверх. В хвостовой части фюзеляжа также предусматривались крепления для дополнительного вертикального оперения. Стартовый вес изделия составлял 3419 кг, включая 479 кг порохового ускорителя.

Ракета сохранила маршевый двигатель прототипа. В этом качестве использовался турбореактивный двигатель РД-500К тягой до 1500 кг. Топливная система имела несколько баков общей емкостью 320 л. Подобный запас топлива позволял ракете лететь на расстояние до 100 км. При этом реальная дальность применения оружия зависела от иных параметров, прежде всего от характеристик радиолокационных станций обнаружения и наведения. Подобные средства того времени не отличались высокими характеристиками, из-за чего пуск КСС на большие дальности не представлялся возможным.

КСС использовала уже отработанную и проверенную систему наведения. На первой части траектории ракета должна была двигаться, принимая сигнал с РЛС наведения и корректируя свое положение в пространстве. При этом работали приемник и барометрический высотомер. Такой режим работы аппаратуры обозначался литерой «А». Режим «Б» включался на расстоянии в несколько десятков километров от цели. Переходя на второй режим, аппаратура должна была захватывать цель при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. В таком случае носитель подсвечивал цель, а ГСН принимала отраженный сигнал и по нему должна была наводить ракету.

Внутри фюзеляжа ракеты расположили фугасную боевую часть весом 860 кг, достаточную для поражения различных кораблей и судов условного противника. Боевая часть оснащалась контактным взрывателем, при помощи которого обеспечивался подрыв при касании цели.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Схема пусковой установки СМ-58. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.



Для использования новой ракеты на перспективных боевых кораблях была разработана башенная пусковая установка СМ-58. Она имела две направляющие для ракет длиной 12 м и могла наводиться по азимуту. Угол возвышения направляющих был определен заранее и не менялся – 10°. Основная башня установки имела бронирование, способное защитить расчет и ракеты от некоторых атак. Установка могла комплектоваться двумя вариантами погребов для боезапаса с системами подачи ракет на пусковую установку. Так, носовая пусковая установка корабля могла получать боекомплект 11 ракет, кормовая – до восьми.

Расчетный метод применения ракет КСС перспективного противокорабельного комплекса выглядел следующим образом. При помощи штатных средств обнаружения корабль-носитель должен был следить за окружающим пространством. Найдя цель, он должен был брать ее на сопровождение и начинать подготовку к запуску ракет. Из соответствующего погреба на рельсовую пусковую установку следовало подавать ракету. После этого выполнялось наведение установки в сторону цели и запуск. К моменту пуска турбореактивный двигатель КСС должен был работать на взлетном режиме, однако сход с направляющей предлагалось осуществлять за счет тяги твердотопливного ускорителя.

Задачей изделия СПРД-15 были подъем и первоначальный разгон ракеты. После сгорания заряда стартовый двигатель предлагалось отстреливать. Далее ракета должна была лететь к цели самостоятельно при помощи турбореактивного двигателя, используя разные режимы работы аппаратуры. После пуска ракеты задача корабля-носителя заключалась в сопровождении цели и осуществлении ее подсвета при помощи соответствующей РЛС. В автоматическом режиме ракета КСС должна была выйти на сигнал наведения и далее работать в режиме «А». При этом сохранялась высота полета порядка 400 м, скорость около 1050 км/ч и удерживалось направление на цель.

На расстоянии порядка 15-20 км от цели мощность отраженного ей сигнала РЛС подсвета позволяла ГСН ракеты произвести захват. Далее работа велась в режиме «Б» с наведением на источник отраженного сигнала вплоть до попадания ракеты в него. Ракета КСС, весом порядка 2,5-2,8 т, летящая со скоростью свыше 1000 км/ч, должна была наносить серьезные повреждения цели даже за счет своей энергии. Кроме того, разрушения усиливались подрывом 860-кг боевой части. Таким образом, одна ракета типа КСС могла нанести любому кораблю, даже сравнительно крупному, значительные повреждения, а успешное попадание нескольких могло приводить к его гарантированной гибели.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Крейсер "Адмирал Нахимов" в 1958 году, после завершения испытаний. Носовая башня разблокирована, пусковая установка снята. Фото Tsushima.ru/forums



Благодаря использованию готовой испытанной ракеты, проект противокорабельного комплекса с ракетой КСС был разработан в сравнительно малые сроки. Уже в 1955 год был готов полный пакет технической документации, который следовало использовать при подготовке кораблей-носителей. В том же году появился приказ о переоборудовании одного из имеющихся кораблей в носитель перспективных ракет.

В качестве первого носителя крылатых ракет, которому предстояло участвовать в испытаниях, был выбран легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68-бис. Этот корабль был заложен в 1950 году, спущен на воду в 51-м, а в марте 53-го вошел в состав Черноморского флота. В 1955 году было принято решение переоборудовать этот крейсер по новому проекту 67-ЭП, подразумевавшему установку пускового оборудования и новой электроники для применения ракет КСС. Для упрощения переделки проект 67-ЭП подразумевал применение новых агрегатов сравнительно простой конструкции.

Ввиду экспериментального характера переделки крейсер «Адмирал Нахимов» подвергся необычным изменениям. Его носовую башню развернули на 90° и в таком положении приварили к барбету. Орудия заблокировали при угле возвышения 45°. Непосредственно перед башней на носу корабля закрепили пусковую установку для ракеты КСС. В средней части надстройки разместили два ангара на две ракеты каждый. Между ангарами и пусковой установкой проложили рельсовые пути для транспортировочных тележек, при помощи которых ракеты предлагалось доставлять на нос корабля.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Боковая проекция крейсера "Адмирал Нахимов" в варианте "67-СИ" с носовой пусковой установкой СМ-58. Рисунок Bastion-karpenko.ru



Следующие корабли проекта 67 планировалось не переоборудовать из имеющихся крейсеров, а строить с нуля. Главным отличием таких кораблей от крейсеров проекта 68-бис было наличие двух пусковых установок СМ-58 перед и позади надстройки. В 1959 году в строй должен был войти головной крейсер нового типа «Адмирал Корнилов». На 61-й запланировали сдачу четвертого корабля. К началу строительства новых крейсеров планировалось закончить все испытания с участием «Адмирала Нахимова».

Первый запуск ракеты КСС с корабля «Адмирал Нахимов» состоялся 22 января 1956 года. В дальнейшем были проведены еще несколько стрельб, в ходе которых изучалось поведение ракет на ранних этапах полета и другие особенности перспективного комплекса. В начале июня стартовал второй этап испытаний, в ходе которого крейсер запускал ракеты по условной мишени. Во избежание ее разрушений КСС несли инертную боевую часть.

До начала зимы провели 17 пробных запусков по мишени-щиту, большая часть которых завершилась успехом. Достижению положительных результатов способствовало применение готовых узлов и агрегатов: авторам проекта требовалось довести лишь несколько систем, тогда как другие уже прошли все проверки и соответствовали предъявляемым требованиям.

2 декабря 1956 года «Адмирал Нахимов» приступил к очередным стрельбам. На этот раз были применены ракеты с фугасной боевой частью в количестве семи единиц. В качестве мишени использовался списанный крейсер «Сталинград» проекта 82. Последний пуск этого этапа провели 22 декабря.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Боковая проекция крейсера пр. 67 с двумя пусковыми установками. Рисунок Bastion-karpenko.ru



Испытания ракет КСС в составе комплекса «Колчан» на крейсере «Адмирал Нахимов» заняли 11 месяцев. За это время было использовано 24 ракеты. 20 пусков признали успешными, в том числе благодаря поражению учебной цели. Такие результаты открывали проекту КСС дорогу к большому будущему и эксплуатации флотом.

В 1957 году предполагалось отправить крейсер-носитель ракет на очередную модернизацию. Теперь с него предлагалось снять носовые башни с подпалубными агрегатами, вместо которых следовало смонтировать опытную пусковую установку СМ-58 вместе с системами хранения и подачи ракет. Подобный проект переоснащения легкого крейсера получил обозначение 67-СИ – «Совместные испытания». Как понятно из названия проекта, в самое ближайшее время планировалось начать новый этап проверок, по результатам которых ракетный комплекс мог быть рекомендован к принятию на вооружение.

Тем не менее, все эти планы так и не были реализованы. В середине пятидесятых годов вооруженные силы Советского Союза занимались проведением крупных реформ, подразумевавших реорганизацию различных структур, отказ от одних вооружений и освоение других. Среди прочих под сокращение попали некоторые проекты перспективных систем для военно-морского флота. Одним из них оказался проект крейсера с ракетным вооружением «67».

Из-за многочисленных споров в высших кругах реализация проекта КСС и строительство кораблей нового типа оказались под вопросом. Некоторые представители военного и политического руководства полагали, что корабли наподобие «Адмирала Нахимова» более не имеют реальных перспектив и должны быть списаны, а строительство новых аналогичных крейсеров нецелесообразно. Кроме того, отмечался недостаточно высокий потенциал ракет КСС при работе по надводным целям водоизмещением более 15-18 тыс. т. Таким образом, над новым проектом постоянно сгущались тучи.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Крейсер "Адмирал Нахимов" после списания. Фото Tsushima.ru/forums



По результатам споров и обсуждений среди командования к концу 1956 года фактически прекратился выпуск рабочих чертежей по проекту 67-СИ. Это, в частности, не позволяло приступить к очередной модернизации корабля-носителя ракет и блокировало продолжение работ по проекту КСС. В течение нескольких следующих месяцев перспективы нового ракетного комплекса были туманны и неоднократно становились предметом споров.

Точка в истории проекта КСС была поставлена в июле 1957 года. Результатом очередного заседания Совмина стало постановление, прекращавшее все текущие работы по перспективным крейсерам с управляемым ракетным вооружением. Разработка проекта 67 и строительство подобных кораблей окончательно отменялись, а проект крылатой ракеты КСС останавливался. Дальнейшие работы в перспективном направлении следовало продолжать в рамках иных проектов.

Все материалы по ракете КСС отправились в архив, однако наработки не пропали даром. Еще за несколько лет до закрытия этого проекта параллельно с проектом КСС разрабатывалась система «Стрела» берегового базирования. Ее тоже предлагалось оснастить управляемой крылатой ракетой на базе авиационной КС-1. Таким образом, некоторые основные наработки по КСС параллельно были реализованы в «Стреле» и нашли применение, а также дошли до серийного производства и эксплуатации в войсках.

Крейсер «Адмирал Нахимов» постигла иная участь. После завершения работ по новому проекту кораблю возвратили часть имевшихся возможностей, что позволяло вернуться ему к службе. Тем не менее, в середине 1960 года его исключили из состава военно-морского флота, после чего корабль ждала утилизация.



Проект противокорабельной ракеты КСС
Пусковая установка и ракета подвижного берегового комплекса С-2 "Сопка". Фото Wikimedia Commons



По иронии судьбы, единственный носитель противокорабельных ракет нового типа в 1961 году стал мишенью для такого же оружия, но созданного в ходе другого проекта. В июне 61-го крейсер «Адмирал Нахимов» вывели на один из полигонов Черноморского флота, где он подвергся атаке ракетного комплекса П-1 «Стрела», установленного на эсминце «Прозорливый» проекта 56-М. Ракета П-1 / КСЩ нанесла мишени серьезный ущерб, из-за которого она едва не затонула. Тем не менее, крейсер спасли и вернули на базу. Вскоре его передали на разделку.

Ввиду изменения взглядов командования крылатая противокорабельная ракета КСС, предназначенная для вооружения надводных кораблей, не вышла из стадии испытаний. Таким образом, проект КСС оказался самым неудачливым представителем семейства оружия, созданного на базе авиационной ракеты КС-1 «Комета». Параллельно с ним был разработан стационарный береговой ракетный комплекс «Стрела», а в дальнейшем появилась подвижная береговая система «Сопка». Оба этих комплекса включали ракеты, созданные на базе авиационной «Кометы» и в течение некоторого времени состояли на вооружении, обеспечивая защиту морских рубежей страны.

Решение о прекращении проектов семейства 67 оказало некоторое влияние на дальнейшее развитие отечественных боевых кораблей с управляемым ракетным вооружением. Тем не менее, развитие этого направления не прекратилось. Результатом дальнейших работ стало появление большого числа противокорабельных ракет для кораблей, самолетов и береговых комплексов.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bratishka.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armoredgun.org/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк. – Мн.: «Харвест», 1999

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация