Программа SACM: противоракетный «hit-to-kill» на страже тактической авиации США. Нужен срочный ответ
30 мар, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Программа SACM: противоракетный «hit-to-kill» на страже тактической авиации США. Нужен срочный ответ



Программа SACM: противоракетный «hit-to-kill» на страже тактической авиации США. Нужен срочный ответ


Наглядное изображение малоразмерной противоракеты CUDA (головной разработчик «Lockheed Martin»), являющейся концептуальным аналогом действующего проекта SACM-T (AFRL/«Raytheon»). В носовой части ракеты хорошо видны сотни миниатюрных сопел газодинамического блока двигателей поперечного управления. Столь большое количество сопел позволяет наиболее точно реализовать наведение кинетической боевой части ракеты непосредственно на корпус цели. Таким образом и работает методика «hit-to-kill»



Полностью догнав США в области мощных бортовых радиолокационных комплексов для тактической авиации 4-го и 5-го поколений, а также опередив их боевую авиации по маневренным качествам, мы можем с полной уверенностью утверждать, что в XXI веке все уловки и сетецентрические новшества современного воздушного боя не могут привести к какому-либо ощущению беззащитности в нашем огромном воздушном пространстве, которое прикрыто не только этой авиацией, но и ещё сотнями передовых зенитно-ракетных систем последнего поколения. Но новые угрозы и проблемы, требующие немедленного ответа, приходят «из-за бугра» чаще, чем когда бы то ни было.

И одной из них, без преувеличения, можно считать окончательный этап развития программы перспективной ракеты класса «воздух-воздуз» для самообороны боевой авиации SACM-T (Small, Advanced Capability Missile Technologies), в которую уже не менее 5 лет вовлечено несколько крупнейших оборонных компаний США. Изначально проект фигурировал под названием CUDA, а работы проводила компания «Lockheed Martin» начиная с 2010-го года. Тогда стали известны и конструктивные особенности изделия, которое почти наполовину повторяло конструкцию самой распространённой на Западе ракеты воздушного боя средней дальности AIM-120C. В программе SACM-T ракета почти не претерпела изменений, а вот в качестве разработчиков выступили Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL), а также компания «Raytheon», которой AFRL присудила контракт на часть исследований по SACM. О привлечении в работы «Райтеон» стало известно благодаря ресурсу alert5.com, освещающему новости из мира боевой авиации.



Итак, перспективная ракета БВБ боя SACM-T является максимально уменьшенной и радикально модернизированной версией AMRAAM. Её массогабаритные показатели призваны соответствовать максимально возможному количественному размещению как на внешних, так и на внутренних узлах подвески (применительно к таким истребителям, как F-35A/B/C, F-22A и F-15SE «Silent Eagle») для минимальной скорости истощения боезапаса. А органы управления и наведения, по заявлениям разработчика, должны позволять перехватывать любое известное средство воздушного нападения в зоне поражения SACM-T (не превысит 15—25 км). Длина в 1,7—1,85 м позволяет на одном F-35 разместить до 12 SACM-T и 14 ракет во внутренних отсеках F-22A «Raptor». Дополнительно к компактным аэродинамическим рулям малого удлинения (площадь которых в 2 раза меньше, чем у «амраамовских»), новая ракета оснащается дополнительным газодинамическим блоком ДПУ в носовой части, что характерно для большинства перспективных противоракет (ERINT, «Aster-30», 9М96Е2). ДПУ позволяют во время перехвата реализовать перегрузки до 65 и более единиц, благодаря чему даже самые сложные и маневренные цели могут быть уничтожены методом кинетического попадания «снаряжения» SACM-T. Эти ракеты предназначены для уничтожения воздушной угрозы (ЗУР, ПРЛР и ракет «воздух-воздух» противника) в ППС, в ЗПС высокая эффективность может проявится лишь в ближнем воздушном бою с истребителями противника, так как максимальная скорость изделия будет достигать не более, чем 2,5М; этого явно не хватит, что вдогон уничтожать 3—4,5-маховые ракеты противника. Но единственным предназначением SACM-T и является «собачья свалка» и перехват подлетающих ракет и других боеприпасов.

Ракета SACM-T получит активную радиолокационную ГСН, подобную установленной на AIM-120C, а поэтому любые споры и вопросы относительно проблем перехвата «холодных» воздушных объектов (планирующих бомб, а также ПРЛР после выгорания ракетного топлива и замедления) автоматически снимаются. Но самым важным свойством, о котором заявляет производитель, является перехват подлетающих зенитных управляемых ракет и ракет «воздух-воздух» противника. Указывается, что SACM-T «научат» сбивать российские ракеты «В-В» РВВ-БД, Р-27ЭР, китайские PL-12 и т.д. Но насколько реализуема такая возможность? Не преувеличивают ли разработчик?

Перехватить ракету противника на встречно-пересекающемся курсе вполне реально, но только при соответствующем технологическом уровне бортовой РЛС, а также в зависимости от подлётной скорости и ЭПР ракеты противника. И БРЛС с АФАР AN/APG-77 (F-22A), AN/APG-81 (F-35), AN/APG-79 (F/A-18E/F) и AN/APG-63 (v3) (F-15SE) этим уровнем обладают. Исходя из заявленных данных, можно вычислить, что дальность обнаружения подобных целей для них составляет 30 — 50 км; при нынешних технологиях БЦВМ, внедрённых в СУО истребителей поколений «4 » и «5», время реакции от момента обнаружения ракеты противника до момента запуска противоракеты не составит и 5 секунд. Даже в том случае, если истребитель-носитель SACM-T будет сближаться с ЗУР противника на скорости 1,5 — 2 км/с, он успеет во время выпустить противоракету по цели, но вот последует ли 100%-е поражение цели — вопрос иной. Газодинамические рули и АРГСН сделают своё дело, но во внимание следует принимать и возможность постановки РЭП противником, которые частично снизят эффективность АРГСН SACM-T.

При обстреле носителя SACM-T из задней полусферы для него складывается куда более опасная ситуация. К примеру, если «Раптору» в «спину» будет запущена ракета «В-В» типа Р-27ЭТ с инфракрасной ГСН, то СПО не сможет оповестить об угрозе, и F-22A будет уничтожен вместе с боекомплектом AIM-120C и SACM-T, такая же участь будет ожидать и «Супер Хорнеты». А вот с оповещением F-35, напротив, складывается лучшая картина: его оптико-электронный комплекс AN/AAQ-37 (DAS) c распределённой обзорной апертурой, наиболее вероятно, сможет обнаружить приближающуюся ракету и со стороны ЗПС, что даёт возможность на противодействие. Для истребителей, не обладающих оптико-электронными сенсорами, остаётся надеяться лишь на находящиеся поблизости самолёты «AWACS», причём настолько близко, чтобы их РЛС смогли обнаружить приближение ракеты-перехватчика к дружественному тактическому истребителю.

Из вышеуказанного ясно, что боевые самолёты, вооружённые компактной противоракетой самообороны SACM-T действительно будут обладать достойными оборонительными качествами, особенно против угроз, приходящих с передней полусферы, и лишь в редких случаях сверхманевренная SACM-T будет бесполезным инструментом. Есть ли асимметричный ответ у нашей оборонки? И если нет, то возможно ли его разработать в ближайшее время?

Концепция SACM настолько воодушевила ВВС США, что требования к перспективной противоракете могут быть выпущены в течении 1,5 — 2 лет, а уже в 20-х они могут быть приняты на вооружение. Столь короткие сроки вызывают обеспокоенность уже сегодня, ведь за последние годы не было известно ни об одном из отечественных проектов, который походил бы на SACM-T. Огромные усилия предпринимаются в области разработки таких бесконтактных систем противодействия, как авиационные комплексы радиоэлектронной борьбы «Хибины» (для семейства Су-27) и «Гималаи» (для Т-50 ПАК ФА), где КРЭТ является бесспорным лидером, но и РЭБ имеет свои недостатки (некоторые ракеты с пассивным радиолокационным наведением могут наводиться непосредственно на источник помех, а внедрение в ГСН ракеты противника ТВ/ИК-визира может ещё больше снизить эффективность РЭБ), поэтому все средства противодействия должны применяться в комплексе.

На вооружении ВВС России имеется множество различных ракет класса «воздух-воздух», которые могли бы быть применены в качестве базы для создания проекта, подобного SACM-T. Это и «изделие 62» (ракета БВБ Р-60), и перспективная модернизация Р-73 — РВВ-МД, и, естественно, РВВ-СД (улучшенная версия Р-77). Доводка этих изделий до уровня противоракет самообороны, использующих «hit-to-kill»-перехват не составляет большого труда, тем более, что МКБ «Факел» уже имеет опыт разработки больших ЗУР с газодинамической системой управления 9М96 и 9М96Е2 для комплексов «Редут», «Триумф» и «Витязь». Нет особых проблем и с адаптацией к подобным противоракетам комплексов управления вооружением современных истребителей.



Программа SACM: противоракетный «hit-to-kill» на страже тактической авиации США. Нужен срочный ответ


Последние модификации российских ракет воздушного боя малой (БВБ) и средней дальности РВВ-МД и РВВ-СД. Разрабатывались специально для оснащения многоцелевых истребителей-бомбардировщиков поколения «4 » Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. Эти ракеты — основные претенденты на внедрение методики кинетического перехвата вражеских ракет. Основной деталью может стать принципиально новая АРГСН миллиметрового диапазона, позволяющая достигнуть хирургической точности наведения при поражении цели. Что касается РВВ-МД, то новая противоракета на её базе может получить не только газодинамические органы управления в носовом «поясе» управления, но и специальный газодинамический интерцептор, отклоняющий вектор тяги ракетного двигателя



Ярким тому примером является перспективный многоцелевой истребитель поколения «4 » МиГ-35. Лётные испытания машины начнутся уже этим летом. По количеству оптико-электронных визиров МиГ-35 опережает почти все существующие западные аналоги, и находится на уровне F-35 с его всеракурсно-апертурной AN/AAQ-37. Два датчика с матрицами высокого разрешения (НС-ОАР и ВС-ОАР) для обнаружения приближающихся ЗУР, ракет «воздух-воздух» и других СВН с верхней и нижней полусфер объединены в единую станцию обнаружения атакующих ракет (СОАР). Во время дальнего воздушного боя данные датчики способны оповестить экипаж самолёта о координатах приближающейся ракеты AIM-120C при её подлёте на 25 — 30 км. Матрицы способны распознать малоразмерный объект как по силуэту, так и по дымовому следу работающего двигателя. Также СОАР способна выдавать целеуказание для КУВ, который будет передавать данные по радиокомандному каналу на ракеты-перехватчики. Также на начальном участке траектории ракеты смогут получать информацию о цели и от бортового радиолокатора с АФАР «Жук-АЭ», в конце же будут переходить на активное самонаведение.

Серийные БРЛС «Жук-АЭ», в отличие от существующих, будут иметь диаметр антенной решётки 0,7 м и 1064 приёмо-передающих модуля, что позволит добиться дальности действия по стандартным воздушным целям 250 км. Данные радары сделают МиГ-35 «Fulcrum-F» гораздо более мощными и грозными, чем «Тайфуны» с новыми недоработанными РЛС «Captor-E», а отклоняемый вектор тяги ТРДДФ РД-33МК окончательно выдвинет российский истребитель на первые позиции на фоне менее «вёртких» и медленных европейских истребителей. Уникальная кабина для 2-х пилотов получит передовое информационное поле в виде 3-х больших МФИ у пилота и оператора систем, а также крупные ИЛС.

Истребители МиГ-35, Су-30СМ, Су-35С и Т-50 в идеале должны были бы получить противоракеты для самообороны и БВБ уже через 2 года, но американцы, видимо, обзаведутся SACM-T на несколько лет ранее. Прогнозируемые возможности этой ракеты достаточно высоки и могут в несколько раз снизить эффективность китайских и российских ракет класса «В-В» в воздушном бою с американцами, что требует незамедлительного, недорогого и высокотехнологического решения-ответа.

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация