Крепость для головы и для тела
17 фев, 2016 0 Комментариев 1 Просмотров

Крепость для головы и для тела

«Макали башкой в расплавленный металл. Что прилипло, то и шлем. Потому у савойяра личина такая страшная. Это боец при макании в расплав малость рожу корчил и пузыри пускал».
(Комментарий на сайте)



Начну с того, что этот материал… юбилейный! Ровно год назад на TOPWAR (17 февраля 2015 года) появился мой первый материал, а сегодня выходит 250-ый! На тему наиболее мне близкую, то есть посвященную доспехам рыцарских времен. Однако тему (и главное эпиграф!) мне опять же подсказали читатели, что пишут свои комментарии, и за это им всем большое спасибо! Что и говорить: забавно читать такие комментарии. Если верно то, что пять минут смеха продлевают жизнь на полчаса, то я, по крайней мере, знаю трех человек, которые, прочитав вышеизложенный комментарий, смеялись так долго, что, наверное, заработали себе, таким образом, несколько часов! Но… как бы там ни было, а ведь и вправду интересно, а как люди предохраняли себя от ударов мечом, топором, булавой. То есть, какую они придумали себе «переносную крепость» для головы, рук и ног.



Крепость для головы и для тела


Знаменитая эффигия Эдуарда «Черного Принца» из Кентерберийского собора, умершего в 1376 г. На ней хорошо видно, что даже у столь знатной и состоятельной особы шлем имел кольчужную бармицу. Доспехи на торсе закрывает короткий геральдический жюпон или сюрко.

О шлемах из кабаньих клыков, бронзовых шлемах древних кельтов, греков и римлян здесь уже статьи были, и кто хочет, может их легко найти. Были на ВО и статьи о защитном вооружении конца XVI-начала и середины XVII века. Был материал о воинах с «Байеского ковра» (вышивки, как мы теперь знаем), но самый-то интересный период ведь наступил позднее, а именно – после Столетней войны, когда оружейники смогли осознать ее опыт, и… когда в Англии началась война Алой и Белой розы.



Крепость для головы и для тела


Римский шлем с лицевой маской из Королевского музея в Торонто, Канада.



Крепость для головы и для тела


А вот это тоже римский шлем – безвкусный и вычурный, принадлежавший всаднику-офицеру эпохи заката империи. Венский исторический музей.



Крепость для головы и для тела


Тибетский шлем с бармицей из пластинок XVI – XVII вв. Очень похож на другие евразийские шлемы, не так ли? Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Начнем с периодизации. Английские историки (а уж кому это знать, как не им!), такие как Т. Ричардсон, Д. Николь, Э. Окшотт и многие, многие другие, выделили в истории рыцарского вооружения три эпохи, сменявшие одна другую по очереди. Первая – «эпоха кольчуги», которая продолжалась с XI века и где-то до середины XIII века, а началась еще в эпоху Карла Великого. Затем ее сменила «броня» «переходного периода» – «переходного» от кольчуги к цельнокованым латам – «эпоха кольчужно-пластинчатых доспехов».

Классика эпохи – доспехи рыцарей середины Столетней войны и битвы при Висби. После этого наступил «великий период» в истории доспехов. Хронологические его рамки таковы: 1410 – 1500 гг. А вот дальше уже начался их закат! И хотя латы применялись еще в сражениях Тридцатилетней войны и Гражданской войны в Англии, это было уже «совсем не то»!



Крепость для головы и для тела


Классическая «крепость для головы»: бацинет 1420 – 1430 гг. с забралом «собачья морда». Германия. Вес 2986 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.



Крепость для головы и для тела


Этот же бацинет с поднятым забралом.

Кстати, откуда взялась дата 1410, почему не 1400? А вот почему: известны эффигии (надгробные скульптуры), о которых, кстати, здесь тоже была большая статья, и брасы (о них статья будет) – гравированные надгробные пластины, на которых изображены рыцари этого времени. И у всех в доспехах имеется характерная деталь: кольчужная бармица, спускающаяся на плечи из-под шлема.



Крепость для головы и для тела


Шлем армэ, итальянский 1450 – 1470 гг. Вес 3618 г. Meтрополитен-музей, Нью-Йорк.

И только на доспехах 1410 года ее нет, а есть латный нашейник. То есть доспехи стали цельноковаными! Кстати, именно в этом году английский рыцарь Джон де Фирлесс, решив, видимо, превзойти всех, заказал бургундским кузнецам полные доспехи, меч и кинжал, украшенные… бриллиантами и жемчугом. Роскошь невиданная не то, что в это время, но и впоследствии и заплатил им за это 1727 фунтов стерлингов!

Чтобы понять много это или мало, посмотрим, что спустя 100 лет король Англии Генрих VIII заказал во Флоренции 2000 комплектов легких пехотных доспехов (кираса и шлем морион) по цене 16 шиллингов за доспех, а в фунте в то время было 20 шиллингов. Конечно, надо принять еще во внимание инфляцию, но все равно получается, что на деньги, которые этот самый Фирлесс заплатил за свои латы, можно было купить 2150 таких комплектов, а ведь он не был королем и королевскими доходами не располагал!



Крепость для головы и для тела


«Максимилиановский доспех» из Нюрнберга, 1520 г. Вес 26,15 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Чем еще эти доспехи были лучше кольчуги, кроме того, что лучше держали удар, так это то, что та давила воину на плечи, а вес этих доспехов распределялся по телу равномерно. Д. Николь ссылается на средневековые хроники и подчеркивает, что не такие уж и великаны их носили, что многие рыцари обладали хрупким (!) телосложением и изящными лодыжками, более узкими, чем у нас, но обладали развитой мускулатурой.



Крепость для головы и для тела


Доспехи Джорджа Клиффорда (1558–1605), третьего графа Камберленда и фаворита королевы Елизаветы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что сначала панцири кирасы, передний и задний, состояли из двух частей, соединявшихся ремнем – верхней и нижней, то есть всего из четырех, причем верхняя заходила под нижнюю. Иногда чтобы вооружить побольше воинов, такие кирасы разделяли. Один получал верхнюю часть, другой нижнюю! И лишь в XVI в. кираса стала состоять из двух частей – нагрудной и наспинной.



Крепость для головы и для тела


Германский шлем и кираса 1630 г. Шлем весит 3,65 кг, кираса и прочие детали доспеха – 18,825 кг. Это не случайно, вес увеличился ради усиления пулестойкости доспеха. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Итальянские доспехи были устроены так, что лучше защищали левую половину тела, из-за чего рыцари и отказались от щитов, а вот детали германских – «готических» были более вытянутыми и угловатыми. Большое распространение получили доспехи смешанные: например, на картине голландского художника Фридриха Херлина «Св. Георгий и дракон» (1460 г.) рыцарь одет в итальянские латы, но имеет на голове германский шлем салад.



Крепость для головы и для тела


«Св. Георгий и дракон». Картина Ф.Херлина.

Причиной столь широкого распространения цельнометаллических доспехов (их еще называли «белыми» за цвет полированного металла) было… широкое распространение метательного оружия. Например, точно известно, что во время битвы при Монтлери в 1465 году в один день было использовано 38400 стрел, а в ходе осады Динанта, продолжавшейся одну неделю, бургундцы выпустили 27840 стрел и 1780 арбалетных болтов! Кстати, известен указ Генриха VIII, запрещавший своим стрелкам стрелять по мишеням, стоящим ближе 220 ярдов (т.е. около 220 м).



Крепость для головы и для тела


Легендарная битва рыцарей при Азенкуре 1415 г. Картина Милека Джакубика.

В то же время уже в 1482 году миланцы имели в своем арсенале 1250 различных огнестрельных приспособлений, включая 352 аркебузы с пружинным фитильным замком. А на момент кончины самого Генриха VIII в арсенале Тауэра хранилось 3000 луков и к ним 13000 связок стрел, а в каждой связке по 24 стрелы! Но и огнестрельного оружия тоже хватало. Его насчитывалось более 7700 единиц, хотя в самой Англии оно в то время и не производилось!



Крепость для головы и для тела


Всадник из Самарканда, XIV в. Королевский арсенал в Лидсе.

Интересно, что и на Востоке дело обстояло примерно также. Но там всадниками применялся лук и поэтому шлемы всегда были открытыми, задняя лука седла – пологой, а руки обычно защищали кольчугой, а не латами. Однако и в Европе – закат – закатом, но именно первая половина XVI века стала «золотым веком» для европейских оружейников, так как спрос в этих условиях на доспехи повысился. Кстати, мода на так называемые «максимилиановские доспехи» (с желобками) очень быстро прошла и уже в 1530 году латы опять стали гладкими, хотя края пластин стало модным отделывать узким бордюром из латуни.



Крепость для головы и для тела


Гротесковый германский шлем, 1520 – 1530 гг. Эрмитаж, С.Петербург.

Появились «гротесковые шлемы» с чудовищными мордами на забралах, хотя классические шлемы продолжали использоваться. В 1614 году в Гринвиче для принца Уэльского Генриха были изготовлены доспехи стоимостью 340 фунтов. Еще дороже были доспехи, подаренные городом Брешиа французскому королю Людовику XIV, но вряд ли он их когда-либо надевал. Не говоря уже о том, что ношение полных рыцарских доспехов король Генрих IV запретил еще в 1604 году!



Крепость для головы и для тела


Японский шлем асигару (и состоятельных даймё!) дзингаса, XVIII в. Очень похож на английский шлем – «тазик для бритья», сразу двух мировых войн. Фото представлено компанией «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/).

И, собственно, на этом история рыцарских лат и закончилась, а дальше… дальше их носили уже наемники, а не рыцари, и ног ниже колен, а потом и рук они не закрывали. Самыми ценными оставался торс и голова, которые французская кирасирская конница прикрывала металлом даже в 1914 году. Но это была нелепая дань традиции, не больше. Каски и кирасы, использовавшиеся тогда же, оказались таким же рецидивом, но массовым снаряжением армий они в то время так все-таки и не стали.

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация