Противопехотная мина ПОМ-1
26 ноя, 2015 0 Комментариев 1 Просмотров

Противопехотная мина ПОМ-1

На заключительном этапе Вьетнамской войны американские войска начали использовать новейшие противопехотные мины BLU-42/B. Это оружие позволяло выполнять дистанционное минирование местности с использованием соответствующих авиационных систем и тем самым затруднять передвижения противника. Несмотря на все технические ухищрения разработчиков, эти мины в итоге стали трофеями северовьетнамских войск, которые вскоре передали их советским специалистам. Через несколько лет в арсеналах советских инженерных войск появился аналогичный боеприпас, предназначенный для использования в схожих целях.

Созданием новой советской мины занимался Научно-исследовательский инженерный институт. Эта организация за несколько десятилетий разработала ряд типов мин различных классов и продолжает заниматься этой тематикой до сих пор. Проект, стартовавший в семидесятых годах, получил обозначение ПОМ-1 – «Противопехотная осколочная мина, первая». В этом проекте планировалось применить некоторые идеи, подсмотренные в проекте BLU-42/B, а также развить их и внедрить новые предложения. Результатом этого стало появление отечественной мины со сравнительно высокой эффективностью.

Мина ПОМ-1 получила оригинальную и нестандартную для своего времени конструкцию. Основными ее элементами являются две полусферические половины корпуса, внутри и снаружи которых располагаются различные детали, включая систему подрыва и датчики цели. В основании полусфер имеется небольшое утолщение, при помощи которого они соединяются при сборке. При этом полусферы прикладываются друг к другу, а утолщение стягивается металлической лентой. Кроме того, на внешней поверхности корпуса предусматриваются несколько изогнутых выступов. Также имеются несколько отверстий: для датчиков цели, взрывателя и других деталей.




Противопехотная мина ПОМ-1
Мина ПОМ-1 в транспортном положении. На переднем плане крестовина, удерживающая якоря. Фото Russianarms.ru



В собранном виде изделие ПОМ-1 имеет максимальный диаметр 80,4 мм и весит порядка 750 г. Столь малые габариты позволяют плотно укладывать подобные мины в существующие контейнеры дистанционного минирования и тем самым увеличивают количество одновременно устанавливаемых боеприпасов.

Внутри корпуса при сборке устанавливается блок специального электрического оборудования, выполненный в виде цилиндрического корпуса с несколькими выступающими трубками. Эти трубки устанавливаются в соответствующие отверстия корпуса и обеспечивают работу различных деталей и механизмов. Пространство между цилиндрическим блоком и сферическим корпусом заполняется взрывчатым веществом. Заряд мины ПОМ-1 состоит из 100 г тротила.

Внутри цилиндрического корпуса взрывательного устройства и его трубок располагаются пиротехнический замедлитель, гидромеханический механизм дальнего взведения, центробежный предохранитель, взрыватель и т.д. Все это оборудование обеспечивает правильную работу мины после выброса из кассеты и после падения на землю.

Каждая из полусфер корпуса имеет четыре отверстия, используемые датчиком цели. В качестве последнего используются восемь капроновых нитей длиной по 6 м, уложенных в компактные мотки. Одним концом нити закрепляются в корпусе, на втором конце крепятся специальные якоря-грузы цилиндрической формы с пластинкой сложной формы на внешнем торце. Якоря располагаются внутри небольших трубчатых шахт с пружинами для выброса. В транспортном положении якоря удерживаются специальными изогнутыми Х-образными крестовинами, в центре которых крепится шток. Последний, в свою очередь, входит в центральное отверстие полусферы корпуса.



Противопехотная мина ПОМ-1
Схема мины. Рисунок A-popov.livejournal.com



Особого рассмотрения стоит взрыватель, отвечающий за определение воздействия на мину и подрыв основного заряда. Мина ПОМ-1 не имеет никаких вытяжных чек или других деталей, которые обычно применяются с натяжным датчиком цели. Наоборот, подрыв предлагалось производить при значительном изменении положения мины, вызываемом натяжением нити.

Основой датчика цели, установленного внутри мины, является диэлектрический пластиковый корпус, внутри которого располагаются два кольца, соединенные с электросистемой мины. Между кольцами находится металлический шарик, на который надето еще одно кольцо. Изменение положения шара воспринимается «мозгом» мины как признак присутствия противника. При этом производится взрыв.

Вскоре после базовой ПОМ-1 появилась модифицированная ПОМ-1С, отличающаяся наличием самоликвидатора. Последний при начале работы мины начинает отсчет времени и подрывает заряд через заданный промежуток времени. Время работы может устанавливаться в пределах от 1 до 40 часов.

Противопехотные мины ПОМ-1 могут устанавливаться только при помощи дистанционных систем минирования. Установка вручную не предусматривается, что связано с некоторыми особенностями работы механизмов мины в процессе взведения и подготовки к работе. Мины ПОМ-1 устанавливаются при помощи унифицированных кассет КСО-1 и т.п. изделий. В такую кассету помещается восемь мин, после чего ее можно сбрасывать с авиационных средств минирования или заряжать в наземные пусковые установки.



Противопехотная мина ПОМ-1
Мина в разрезе. Фото Russianarms.ru



Количество мин, готовых к установке, зависит от типа применяемой системы минирования. К примеру, вертолетный комплекс минирования ВСМ-1 имеет в своем составе 4 контейнера с 29 пусковыми устройствами для кассет КСО-1. Таким образом, один вертолет за рейс может установить до 928 мин ПОМ-1. Порядок минирования, размеры участков и т.д. особенности работы вертолета определяются в соответствии с существующей обстановкой.

По некоторым данным, мины ПОМ-1 так же могут укладываться в авиационные контейнеры мелких грузов. Изделие КМГУ вмещает 192 такие мины и может сбрасываться самолетами различных типов. Подобный способ минирования отрабатывался и, возможно, использовался на практике, однако отсутствует в руководящих документах.

В ходе установки минного заграждения с помощью мин ПОМ-1 вертолет или наземная система минирования выбрасывает на заданный участок кассеты с минами. На определенной высоте кассеты раскрываются, после чего мины свободно падают на землю, а также производится взведение их взрывательных устройств.

При выходе мины из кассеты специальный шнур извлекает из нее чеку. После этого боеприпас падает на землю, вращаясь вокруг своей оси. Вращению способствуют изогнутые выступы на внешней поверхности корпуса. После извлечения чеки происходит разблокировка центробежного предохранителя и воспламенение пиротехнического замедлителя. Замедлитель, выгорая, освобождает центробежный предохранитель, который в дальнейшем не позволяет сработать взрывателю и обеспечивает подготовку мины к работе.



Противопехотная мина ПОМ-1
Схема боеприпаса в разрезе. Рисунок A-popov.livejournal.com



Освобождение центробежного предохранителя приводит к разблокировке крестовин, которые вылетают в стороны и освобождают восемь якорей датчиков цели. При помощи пружин и центробежной силы якоря разлетаются в стороны и разматывают нити на полную длину. В таком виде мина падает на землю и прекращает вращаться. Из-за остановки мины центробежный предохранитель замыкает контакты цепи взрывателя, после чего мина готова к работе. Полный процесс подготовки мины ПОМ-1 к работе занимает не более 90 с.

При сбросе в кассетах КСО-1 восемь мин ПОМ-1 ложатся в пределах участка длиной до 20 м и шириной 10 м. Длина нитей датчиков цели, составляющая 6 м, обеспечивает полное перекрытие этого участка и некоторой близлежащей площади. Сложное случайное переплетение большого числа нитей (64 нити в случае с 8 минами из одной кассеты) обеспечивает надежное перекрытие зоны минирования и позволяет гарантировать поражение живой силы противника, попавшей в нее.

При замыкании цепи взрывателя мина «запоминает» положение колец и шарика взрывателя, и следит за его изменением. При воздействии на одну из нитей мина изменяет свое положение, вследствие чего смещается шарик и происходит замыкание или размыкание цепей. При этом производится подрыв.

Мины ПОМ-1 и ПОМ-1С имели сравнительно небольшой заряд взрывчатого вещества – всего 100 г. Поражение целей производится при помощи ударной волны (на минимальных расстояниях) и большим количеством осколков корпуса. Радиус сплошного поражения составляет 4 м. При увеличении расстояний убойное действие осколков может сокращаться.

Противопехотные мины семейства ПОМ-1 имеют ограниченный срок работы. Работа электрических систем боеприпаса обеспечивается небольшой электрической батареей, смонтированной во взрывательном устройстве. Заряда батареи хватает для работы в течение 15 суток. В случае с миной ПОМ-1С максимальное время работы задается самоликвидатором и не превышает 40 часов. Таким образом, самоликвидация мины происходит за несколько суток до выработки заряда батареи.



Противопехотная мина ПОМ-1
Схема датчика положения взрывателя. На заднем плане исходно положение, на переднем - перед взрывом. Рисунок Popmech.ru



Изделия ПОМ-1 не оснащаются специальными устройствами, затрудняющими их извлечение или обезвреживания. Кроме того, их конструкция не предусматривает возможность проведения подобных процедур. Также следует отметить, что подобные противопехотные мины представляют большую опасность при разминировании. Разбрасываемые системой дистанционного минирования мины распределяются по сравнительно большой площади, а также покрывают ее своими нитями. В результате поиск и уничтожение мин становятся весьма сложным делом.

Обнаружение мин с использованием металлоискателей или щупов почти невозможно из-за выбрасываемых ими нитей, зацепив которые можно вызвать подрыв одного или нескольких боеприпасов. Другие способы обезвреживания так же не могут обеспечить требуемую эффективность и безопасность. Проходы в полях с минами ПОМ-1 могут проделываться при помощи удлиненных зарядов или проездом бронетехники с достаточным уровнем защиты.

Полномасштабное производство мин ПОМ-1 и ПОМ-1С стартовало во второй половине семидесятых годов и продолжалось примерно до середины восьмидесятых. В ходе испытаний и эксплуатации эти боеприпасы показали интересные характеристики, однако не обошлось без проблем. Мины ПОМ-1 имели ряд характерных недостатков, которые в итоге привели к отказу от их применения.

Главная проблема изделия ПОМ-1 заключалась в сравнительно малом заряде взрывчатого вещества. Мина, оснащенная 100 г тротила, имеет эффективность на уровне ручных гранат и серьезно уступает другим изделиям этого класса. Следует отметить, этот недостаток может компенсироваться высокой плотностью минирования и теоретической возможностью одновременного подрыва нескольких мин при задевании их нитей с перекрытием зон поражения.



Противопехотная мина ПОМ-1
Сброс крестовин, выброс якорей и нитей. Рисунок Popmech.ru



Вторая проблема – недостаточный срок эксплуатации и высокие требования к условиям хранения. Для сохранения требуемых характеристик мины ПОМ-1 не должны храниться в холоде, из-за чего могут требоваться отапливаемые склады. Даже в идеальных условиях со временем происходит саморазряд батарей, замена которых не предусмотрена. Из-за этого срок хранения противопехотных мин не превышает 5 лет, однако на практике может быть значительно меньше.

Еще один недостаток мины ПОМ-1 связан с примененным датчиком цели с замыкаемой цепью и набором нитей. На своих нитях мины могут повисать на деревьях, кустарниках или высокой траве и в таком положении переходить в боевое положение. В таком случае ветер, качающий ветки или траву, может слишком сильно сместить мину и спровоцировать ее подрыв. Рыхлый снег так же не был самой лучшей поверхностью для установки противопехотных мин. Проминаясь под весом боеприпаса, снег может спровоцировать его подрыв.

Создание мин ПОМ-1 и ПОМ-1С позволило достаточно быстро оснастить инженерные войска новыми противопехотными боеприпасами с приемлемыми боевыми характеристиками. При этом, однако, эти мины нельзя было назвать совершенными, поскольку они имели ряд характерных недостатков, затруднявших хранение и эксплуатацию. Тем не менее, эти недостатки не смогли закрыть минам дорогу в войска, и эти изделия пошли в серию.

Серийное производство мин ПОМ-1 продолжалось до середины восьмидесятых годов, после чего было остановлено. В силу некоторых причин производство подобных боеприпасов имело меньшие масштабы в сравнении с другими противопехотными минами. Остановка производства, а также технические особенности электрических систем в итоге привели к тому, что на складах до сих пор может храниться большое количество мин ПОМ-1 и ПОМ-1С, непригодных к эксплуатации из-за разрядки батарей. Их применение, по понятным причинам, не представляется возможным.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://saperka.ru/
http://oaoniii.ru/
http://lexpev.nl/
http://a-popov.livejournal.com/

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация