История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)
18 май, 2015 0 Комментариев 16 Просмотров

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Статья о «трех битвах на льду» вызвала интересную дискуссию в комментариях о различных видах защитной брони. Как всегда, нашлись люди, которые высказывались о предмете, но знания о нем имели поверхностные. Поэтому, наверное, будет интересно рассмотреть генезис доспехов с древнейших времен, причем на основе работ авторитетных историков. Ну, а начать рассказ о доспехах придется с истории… конницы! Так как много железа на самом себе в походе не унесешь!

Итак, для начала: где, когда и в каком месте планеты лошадь превратилась в домашнее животное? Сегодня считается, что, возможно, это произошло в районе Северного Причерноморья. Прирученная лошадь дала человеку возможность куда более эффективно охотиться, переселяться с места на место, но главное — успешно воевать. К тому же человек, что сумел подчинить себе такое сильное животное, чисто психологически был господином для всех тех, у кого лошадей не было! Вот они зачастую и склонялись перед всадником без всякой войны! Недаром они оказались героями древних преданий, в которых были названы кентаврами — существами, объединяющих в себе сущность человека и коня.

Если обратиться к артефактам, то уже древние шумеры, обитавшие в Месопотамии в III тысячелетии до н. э. уже имели колесницы на четырех колесах, в которых запрягали мулов и ослов. Более удобными и скоростными оказались боевые колесницы, которыми пользовались хетты, ассирийцы и египтяне — территорией обитания которых стала Передней Азии середины II тысячелетия до н. э.




История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)



«Штандарт войны и мира» (около 2600-2400 до н.э.) — это пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Леонарда Вулли при раскопках шумерского города Ура. Каждая пластина украшена мозаикой из перламутра, раковин, красного известняка и ляпис-лазури, прикреплённых к основе из чёрной битумной массы. На них на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни древних шумеров. Размеры артефакта 21,59 на 49,53 см. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. Под колесами влекомых куланами тяжелых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества, где пирующие увеселяются игрой на арфе. Предназначение панелей не вполне ясно. Вулли предполагал, что их выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга. Некоторые ученые, подчеркивая мирный характер ряда сцен, полагают, что это была некая емкость или футляр для укладки арфы. Сегодня «Штандарт из Ура» хранится в Британском музее.

Их колесницы были одноосными, а ось крепилась позади самой повозки, поэтому часть ее веса вместе с дышлом распределялась на запряженных в нее лошадей. В такую колесницу, запрягали двух или трех лошадей, а ее «экипаж» состоял из возницы и одного или двух лучников. Благодаря колесницам те же, например, египтяне выиграли битву при Мегиддо и не уступили (по крайней мере!) хеттам при Кадеше.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Фараон Тутанхамон на колеснице. Роспись по дереву, длина 43 см. Египетский музей, Каир

Но самая массовая битва с применением боевых колесниц носит опять же легендарный характер: описана она в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» — «Великая битва потомков Бхараты». Интересно отметить, что первое упоминание эпоса о войне между потомками царя Бхараты относится еще к IV в. до н.э., а записана была лишь в V — IV вв. н.э. Фактически «Махабхарата» формировалась в течение целого тысячелетия! Как эпический памятник это произведение не имеет себе равных. Однако из него очень многое можно узнать, например, как сражались древние индоевропейцы, какое имели военное снаряжение и доспехи.

Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, в который входило 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 всадников и 109350 пехотинцев. В сражениях участвовали колесницы, слоны, всадники и пехота. Показательно, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.

Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения «божественного оружия», самого фантастического по своему действию, то для любого исследователя этой поэмы станет очевидно, что главное место во всем ее арсенале занимают лук и стрелы. Удобство их использования для воинов, находившихся на колеснице очевидно: один, стоя на ее площадке, стреляет, тогда, как другой правит лошадьми.

Разумеется, оба этих воина должны обладать хорошей выучкой, поскольку управлять колесницей в бою совсем нелегко. Интересно, что царевичи-пандавы в «Махабхарате», демонстрируя свою ловкость во владении оружием и верховой езде, поражают цели стрелами на полном скаку. Затем они показывают умение управлять колесницами и ездить на слонах, после чего вновь показывают умение владеть луком и лишь последнюю очередь владение мечом и палицей.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Арджуна стреляет из лука в демона. Бруклинский музей

Интересно, что луки главных героев «Махабхараты», как правило, имеют собственные имена. Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана, которые обычно находятся на его колеснице, а лук Кришны называется Шаранга. Имеют имена собственные и другие виды оружия и снаряжения: так метательный диск Кришны называется Сударшана, а раковина Арджуны, заменявшая ему рог или трубу — Девадатта. Мечи, которые используются пандавами и каурами в схватке лишь только когда израсходованы стрелы и другие виды оружия, собственных имен не имеют, что тоже очень показательно. Не так было у средневековых рыцарей Европы, у которых имена собственные имеют мечи, но никак не луки.

Для защиты от неприятельского оружия воины «Махабхараты» обычно облачаются в панцири, имеют на голове шлемы, а в руках щиты. Помимо луков — своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски — чакры и только уже в самую последнюю очередь воины в поэме берутся за мечи.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Состязание лучников. Индия Великих Моголов, ок. 1600 г. Смитсониевский музей. Галерея Саклера, Вашингтон

Стреляя из луков, стоя на колеснице, пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем весьма часто — стрелы у них имеют наконечники в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки в руках своих противников, рассекают брошенные в них палицы, и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, посланных чудо-стрелками, и как они убивают ими вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный бывает сразу убит, хотя кого-то поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.

При всей сказочности сюжета «Махабхараты» это лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них, серьезных ранений самому воину не наносили, и он продолжал бой весь утыканный попавшими в него стрелами — ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов был и сам воин на колеснице, и кони, и возница, который участвует в битве, однако же, сам фактически не сражается. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.

Интересно отметить, что герои «Махабхараты» сражаются не только бронзовым, но и железным оружием, в частности — используют «железные стрелы». Впрочем, последнее, равно как и все происходящее в поэме братоубийство объясняется тем, что тогда люди уже вступили в калиюгу — «железный век», век греха и порока, начавшийся за три тысячи лет до н.э.

Одновременно «Махабхарата» подтверждает и то, что верховая езда тогда уже была известна, и какое-то время развитие конницы и колесниц шло параллельно.

Заметим, что значение лошади со временем только возрастало, что подтверждается и многочисленными находками конской сбруи, которую клали в могилу вместе с умершими, их оружием, а также украшениями и другими «нужными на том свете вещами», хотя, многое в древних могилах по прошествии стольких веков не сохранилось. Сначала люди скакали на неоседланных лошадях. Затем для удобства всадника на спину лошади начали подкладывать шкуру либо попону, а чтобы она не сползала, старались ее зафиксировать, и именно так появилась подпруга.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Мягкие удила. Рис. А. Шепса

Мягкие удила появились раньше жестких, о чем свидетельствуют и этнографические данные. Например, такими удилами часто пользовались крестьяне глухих деревень в царской России. На ремне или веревке они завязывали узлы, расстояние между которыми было больше ширины челюсти лошади на 5-7 см. Чтобы она не «продергивалась», в них вставлялись палочки длиной 8-10 см с вырезами посередине. Затем «удила» хорошенько смазывали дегтем или жиром. При взнуздывании концы ремня соединяли и заводили на затылок лошади. Применялся и тип узды, использовавшийся индейцами Северной Америки: простая петля из сыромятной кожи, которую надевали на нижнюю челюсть лошади. Как известно, даже с таким «снаряжением» индейцы показывали чудеса верховой езды, тяжелым защитным вооружением они все-таки не обладали. Недостаток мягкой узды заключался в том, лошадь могла ее изжевать, а то и перекусить, вот почему на смену дереву и коже пришел металл. А чтобы грызло всегда находилось у лошади во рту, применяли псалии*, фиксировавшие их между губами лошади. Давление удил и ремня на рот лошади заставляло ее быть послушной, что было очень важно в бою, когда всадник и лошадь становились одним целым. Ну, а постоянные войны между племенами эпохи бронзового века способствовали появлению касты воинов-профессионалов, прекрасных наездников и умелых бойцов, из среды которых как раз и выделилась племенная знать и одновременно родилась и конница. Наиболее искусными всадниками современники считали скифов, что подтверждают раскопки скифских курганов.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Гребень тончайшей ювелирной работы, найденный в могиле скифского вождя в кургане Солоха, позволяет наглядно представить себе внешний вид скифских воинов эпохи конца V — начала IV века до н. э. На гребне показана схватка трех скифов. На двух пеших воинах греческие шлемы и панцири. Щиты сделаны из металлических пластинок, которые греками не использовались. У всадника гибкий наспинный щит (вовсе неизвестный греческим воинам), а также поножи, надетые поверх длинных скифских штанов. Очевидно, что воины разных народов заимствовали лучшие образцы вооружения и доспехов, ничуть не заботясь об их «иностранном» происхождении. Государственный Эрмитаж

О другом народе тех же мест и прекрасных наездниках — савроматах (то ли предков, то ли родственников более поздних сарматов, о чем историки спорят до сих пор) Геродот в этом же трактате написал, что их женщины стреляют из луков сидя верхом и мечут дротики… а замуж не выходят до тех пор, пока не убьют трех неприятелей…



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Бронзовые удила из Северной Сирии, VI—IV вв. до н.э. Британский музей

Изображения всадников древней Ассирии известны по раскопкам ее древних городов — Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где были обнаружены хорошо сохранившиеся рельефы ассирийцев. По ним можно судить, что искусство верховой езды в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.

Так, на рельефах эпохи царей Ашшурназирпала II (883 — 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 — 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, причем некоторые имеют по две лошади. Видимо, они не были не слишком выносливыми и сильными, и воинам требовалось две лошади, чтобы их часто менять.

Всадники действовали в паре: один управлял двумя лошадьми: своей и лучника, тогда как другой, не отвлекаясь на это, стрелял из лука. Очевидно, что функция таких всадников была лишь чисто вспомогательной, то есть это были «ездящие стрелки из лука» и «колесничие без колесниц».

Зато царь Тиглатпаласар III (745 — 727 гг. до н. э.) имел уже целых три вида всадников: легковооруженных воинов вооруженных луком и дротиками, (возможно, это были союзники или наемники из соседних с Ассирией кочевых племен); конных лучников, одетых в «броню» из металлических пластин, и, наконец, всадников с копьями и большими щитами. Последние, видимо, применялись для атаки и преследования пехоты противника. Ну, а колесницы теперь только дополняли конницу, а главным ударным родом войск уже не являлись.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


Ассирийские всадники. Рельеф из Нимруда. Около 728 г. до н.э. Британский музей

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация