Ракета, пробивающая любой корабль
29 апр, 2015 0 Комментариев 29 Просмотров

Ракета, пробивающая любой корабль



Ракета, пробивающая любой корабль


Конфиденциально
Подлежит возврату в архив Пентагона


В 2015 году агентство передовых оборонных исследований (Defense Advanced Research Projects Agency, сокращенно DARPA) приступило к исследованиям по программе “Нежность”.


Заявленный бюджет программы - 1 млрд. долл.
Головной разработчик - DARPA приданные научные коллективы SPAWAR, всех научно-исследовательских и аналитических центров Минобороны США..
Цель программы: изучение возможности создания эффективного боеприпаса для поражения защищенных морских целей.

Проблематика, задачи и требования:

Появление перспективного российского крейсера, сочетающего в себе ракетно-артиллерийское вооружение и пассивную защиту, выстроенную на современном тех. уровне, неизбежно изменит расклад сил на любом из морских театров военных действий. Существует реальная угроза, что любые из существующих противокорабельных средств окажутся неспособны поразить такую цель.

Сотрудникам DARPA было поручено изучение путей создания бронебойных боеприпасов, способных преодолевать современную активную и пассивную защиту, нанося кораблю неприемлемый ущерб.

Требования к “нежному” боеприпасу:

- маловысотная траектория, сверхзвуковая скорость на конечном участке полета для преодоления современных систем ПВО;
- дальность полета по переменному профилю - не менее 200 км при запуске с поверхности;
- обеспечение гарантированного пробития плиты из броневой стали с цементированным внешним слоем толщиной 5 дюймов (127 мм);
- проникающая боевая часть достаточной мощности, способная нанести крейсеру критический ущерб;
- стартовая масса - не более 1,5 тонн. Данное требование продиктовано необходимостью размещения боеприпаса на борту самолетов тактической авиации.

“Нежный боеприпас” должен быть достаточно массовым и дешевым для экспорта в десятки стран мира (в т.ч. развивающихся). Его носителями должны стать многоцелевые истребители поколений 4/5, любые, уже существующие надводные корабли с водоизмещением свыше 500 тонн, подводные лодки и подвижные береговые ракетные установки. По условиями программы “Нежность” ЗАПРЕЩЕНО использование ядерных боевых частей и экзотических носителей (строительство тяжелых атомных крейсеров и суперподлодок - специально под данную ракету). Также, по причинам, изложенным в статье http://topwar.ru/73634-pochemu-u-nas-net-torpedonoscev.html не рассматривается возможность удара в подводную часть корпуса (торпеды и фэнтезийные “ныряющие” ПКР).

Примечание: по условиям задачи, перспективный крейсер ВМФ России имеет дифференцированное бронирование по цитадельной схеме с толщиной плит 100...127 мм (пояс, верхняя палуба), включенных в силовой набор корпуса. Конструкция крейсера предусматривает наличие противоосколочной переборки (“слоёнка” из керамики и металла) вдоль всех отсеков и проходов вдоль борта. Рациональные углы наклона брони (утюг-”Замволт”). 15...20 водонепроницаемых изолированных отсеков и система развитых противоосколочных переборок внутри корпуса и надстройки (толщиной 25...50 мм). Водоизмещение нового крейсера - в пределах 20 тысяч тонн. Боевая устойчивость - не имеет аналогов среди существующих боевых кораблей.

Глава №1

Сверхзвуковыми ракетами “Оникс”, которыми интернет-эксперты угрожают потопить все флоты мира, вооружен всего ОДИН корабль ВМФ России (экспериментальный ракетный катер пр. 1234.7 “Накат”, в отстое с 2012 г.). Теоретически, “Ониксы” может нести единственная и неповторимая АПЛ К-560 “Северодвинск” (пр. 885 “Ясень”), хотя, на практике, лодка еще ни разу не стреляла данной ракетой. В ходе произведенных пусков тестировались перспективные ракеты семейства “Калибр”.

Заявленное воздушное базирование “Оникса” (Су-30СМ) - фантазия, ввиду массогабаритов самой ПКР (длина восемь метров, масса три тонны). На практике не было произведено ни одного пуска “Оникса” с борта истребителя.

Экспорт “Ониксов” выражается примерно теми же цифрами: Сирия и Вьетнам - пара береговых “Бастионов”, Индия - несколько кораблей вооруженных ПКР “Брамос” (индийской модификацией “Оникса”), еще пара ракет у Индонезии.

По этой причине, из списка возможных угроз вылетают другие “переростки” эпохи холодной войны:

- П-700 “Гранит” (носители - единственный тяжелый атомный крейсер тройка боеспособных подлодок пр. 949А);
- П-270 “Москит” (три боеспособных эсминца и большой противолодочный корабль “Чабаненко”);
- П-1000 “Вулкан” (длина 11 метров, восемь тонн, единственный носитель - старый, как мамонт, ГРКР “Москва”).

Все это исключительно громоздкие, редкие и экзотические ракеты. Число носителей - единицы, которые могут быть вычислены и уничтожены еще в самом начале войны. Максимальное число “Вулканов” в одном залпе не более нескольких единиц, а габариты и радиоконтрастность этих монстров лишь порадуют корабельные системы ПВО. Шанс встречи с ними в реальном бою стремится к нулю. Данной угрозой можно смело пренебречь.



Ракета, пробивающая любой корабль



Мизерное количество перечисленных ПКР - прямое следствие их чудовищных габаритов. Их невозможно запускать с обычных самолетов и коралей. Им необходимы специализированные носители (“Гранит” - ТАРКР пр. 1144 и ПЛАРК пр. 949А). Вся проблема - в чрезвычайной энергозатратности сверхзвуковых режимов полета.. Как только скорость ракеты превысит скорость звука, смело добавляйте к стартовой массе пару тонн.

И, пожалуй, самое важное. Российским морякам опасаться совершенно нечего. Все перечисленные образцы ракетного оружия находятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на вооружении российского ВМФ и, в ограниченном количестве, имеются у флотов союзных стран.

Флоты стран НАТО, военно-морские силы США и ВМС самообороны Японии никогда не имели сверхзвуковых ПКР и не ведут каких-либо работ по созданию таких ракет. Их самолеты, многоцелевые подлодки и корабли с компактными УВП не способны применять такое оружие. В противном случае, натовцам пришлось бы сменить всю концепцию применения военно-морского флота.

Однако, есть одна проблема...

Противокорабельная ракета AGM-84 “Гарпун” (производитель - “Боинг”, США). Принята на вооружении 30 стран мира. Имеет дюжину различных вариантов размещения на надводных, подводных, воздушных и береговых носителях (балочная ПУ MK.13, наклонная ПУ Mk.141, подводный контейнерный вариант UGM-84, любой авиационный носитель - от “Хорнета” до Б-52). Количество выпущенных ракет - свыше 5000 штук.

Еще 30 стран выбрали французскую ПКР “Экзосет” (ту самую, которая без боевой части, потопила эсминец “Шеффилд”). “Аэроспасьяль Экзосет” - признанный герой Фолклендской и Танкерной войн, на счету этой ракеты десятки трофеев.



Ракета, пробивающая любой корабль


Американский фрегат "Старк", пораженный двумя ПКР "Экзосет"


Японцы имеют свой аналог малогабаритной ракеты “Гарпун” , ПКР “Тип 90”.

Европейские страны выбирают шведскую RBS-15 или перспективную норвежскую NSM (авиационный вариант - JSM для истребителя F-35).

Китайцы снабжают весь мир контрафактной С-802. Эта “Инцзи” настолько проста в эксплуатации, что ей пуляют даже оборванцы из “Хизбаллы”.



Ракета, пробивающая любой корабль


Повреждение израильского корвета “Ханит” у берегов Ливана, 2006 г.


Вот она, главная угроза! Простые, массовые и вездесущие малогабаритные ПКР со стартовой массой 600-700 кг. Они летят отовсюду и создают угрозу на всех направлениях сразу. Несмотря на дозвуковую скорость и относительно слабую БЧ (120...150, в лучшем случае 225 кг, из которых лишь треть приходится на ВВ), попадание всего одного “Гарпуна” грозит страшными последствиями современному кораблю. Десятки погибших и сотни миллионов долларов нанесенного ущерба; крейсер полностью выведен из строя.

Представленная чуть выше схема пассивной защиты (дифференцированная броня 100...127 развитая система противоосколочных переборок) обезопасит моряков от любых из существующих ПКР. Теперь, даже прорыв одного-двух “Гарпунов” сквозь эшелонированную систему ПВО, не сможет нанести кораблю хоть сколь-нибудь значимого ущерба.



Ракета, пробивающая любой корабль


Легкий "Хорнет" может поднять за раз четыре "Гарпуна"!



Глава №2.

Проверка теории о том, что даже мощности обычных малогабаритных ПКР достаточно для нанесения ущерба высокозащищенному кораблю.

Норвеги - молодцы! Провели рекламное испытание своей NSM (стартовая масса 407 кг, из которых 120 приходится на боевую часть). Ударили ракетой в списанный фрегат “Тронхейм” и запечатлели красочный взрыв с близкого расстояния. Весь секрет успеха в масштабе: по своим разерам “Тронххейм” меньше современного корвета. Так что удивительного в том, что взрывом был разрушен мостик “Тронхейма”?

По этой причине не имеет смыла история с крейсером “Красный Кавказ”. Тяжелая 2,7 тонная “Комета” с 620 кг боевой частью ударила в крейсер 1913 года постройки, к тому же сильно потрепанный за годы ВОВ. “Красный Кавказ” немедленно затонул. Было бы странно, если б не затонул.

История о том, как ракета КСЩ с инертной боевой частью оставила пробоину площадью 55 кв. м. в бронированном борту ТКР “Сталинград” - не более чем фальсификация и боевая фантастика.

Бронебойные снаряды, у которых лишь 2% массы приходилось на ВВ, остальное - сплошной металл. Если даже эти 900-кг “чемоданы”, летя на двух скоростях звука, не всегда пробивали броню - с чего бы дозвуковые “мягкотелые” КСЩ стали обладать столь великими бронебойными способностями?

Также несостоятелен довод о том, что подрыв БЧ на броне, так или иначе, “вдавит” несколько броневых листов и деформирует силовой набор на площади в несколько десятков метров, что потребует дорогостоящего ремонта при возвращении в базу. Разумеется, гораздо лучше сгореть и затонуть в самом начале боя.

Стоит заметить, что при ударе о “непреодолимую” преграду, БЧ “Гарпуна” вряд ли отработает в штатном режиме. Пластиковая ракета лопнет, как пустой орех. А при углах встречи свыше 45 градусов от нормали (что происходит в половине случаев) последует неизбежный рикошет.

Глава №3.

Практика морских сражений показала, что для пробития брони необходимы эпические скорость, масса и механическая прочность боеприпаса.

Обратимся к истории:

16 сентября 1943 года с помощью управляемой бомбы “Фриц-Х” был потоплен итальянский линкор.

Немецкая “Фриц-Х” имела особую конструкцию (тело бомбы - сплошной металл) и массу 1,4 тонны. Сброшенная с высоты шести километров, она пробила “Рому” насквозь.



Ракета, пробивающая любой корабль



Установить на неё лазерную ГСН от бомбы “Пэйвуэй” - и любому линкору хана. Вот только кто из современных кораблей позволит пролететь над ним на высоте шести километров? При наличии различных С-300, “Иджисов” и PAAMS?

Самоубийство! Способ с управляемой бомбой, как и любые попытки ударить “сверху”, бесперспективны до того, как будет подавлена ПВО корабля.

Единственный способ подобраться к такой “сложной” цели - неожиданно выскочить из-за радиогоризонта, двигаясь на предельно малой высоте. Пример: перспективная ПКР ЗМ-54 из семейства крылатых ракет “Калибр”. Имеет отделяемую боевую часть, разгоняемую до скорости 2,9 Маха.

При наличии лучших современных технологий и колоссального опыта по созданию сверхзвуковых ПКР, разработчикам “Калибра” не удалось обмануть законы природы. Несмотря на маршевую дозвуковую скорость, уменьшенную дальность пуска и относительно малую массу боевой части (200 кг), стартовая масса “Калибра” зашкалила за две тонны, сделав маловероятным его применение самолетами тактической авиации.

Сверхзвук - это не шутка.

Как и прежде, мы вновь имеем дело с дорогой и сложной “элитной” ракетой. Даже в отдаленной перспективе, число носителей “Калибров” в составе ВМФ РФ не превысит пары десятков кораблей (в настоящее время их всего 5).

Единичные экземпляры “Калибров” имеются на вооружение ВМС Индии. Ракетный комплекс “Клаб”, замаскированный под грузовой контейнер, остался красивой сказкой. Те, кто способны купить и эксплуатировать ракету за 4 млн. долл., не нуждаются в размещении оружия на контейнеровозах. С 2009 года, с момента анонсирования “Клаба”, не было произведено и продано ни одной установки.

Здесь нет претензий к отечественному ВПК. Есть претензии к тем, кто надеется, что подобное супероружие может выйти на массовый уровень, достигнув хотя бы 1% от кол-ва распространенных в мире “Гарпунов” и “Экзосетов”.

Подробно об этом было изложено в главе №1 данной статьи.

Глава №4

“Нежный” боеприпас на основе перспективных технологий.

Обращение к кумулятивному эффекту бесполезно. РПГ пробивает полметра брони, но корабль - не танк. В первом от борта отсеке нет критически важных систем, горючих или взрывоопасных материалов.
Стрелять в “броненосец” до бесконечности, в надежде на то, что пойдет дождь, вода натечет в дырки и потопит корабль?

Тандемная боевая часть! Вот это идея.

Кумулятивная БЧ массой в десятки килограммов, фокусирующая энергию взрыва на площади менее 1 кв. метра, после чего в образовавшееся отверстие проходит твердотелая игла-пенетратор.

Реальный пример - немецкая KEPD 350 Taurus для уничтожения бункеров.



Ракета, пробивающая любой корабль



И что же?

Масса ракеты увеличилась до 1400 кг. Плотность ракет в залпе, при одинаковом числе носителей, по сравнению с “Гарпуном”, сократилась в два раза. Это заметно облегчит жизнь ПВО корабля.

Притом, “Таурус” остался дозвуковым. Каковы его шансы на преодоление ПВО современного ракетного крейсера, с учетом низкой скорости, больших габаритов и относительной малочисленности таких ракет?

Пробив борт, KEPD Taurus проникнет в корпус. Но содержит ли “пенетратор” достаточно взрывчатки для нанесения кораблю серьезного ущерба? А если содержит достаточно (коэффициент наполнения 0,5 и более) - хватит ли у “иглы” прочности, для прохода сквозь рваную пробоину в борту и преодоления системы внутренних броневых переборок? Чтобы нанести ущерб за пределами одного изолированного отсека? В былые времена крейсера и линкоры получали по десятку попаданий гораздо более мощными боеприпасами, но возвращались своим ходом в базу.

Вот и получается, что огромная дозвуковая ракета, при массе боевой части 481 килограмм, содержит всего 56 кг ВВ, для нанесения ущерба внутри корабля. И ничего там уже не исправить.
В то время как разработчики обычных ПКР, не мудрствуя лукаво, могут снаряжать БЧ сотнями килограммов взрывчатки, которые с первого раза разнесут небронированный корабль в клочья.

Постойте! А откуда взялась уверенность в том, что ПКР с тандемной БЧ по типу “Тауруса” сумеет “прожечь” в броне отверстие достаточной площади для прохода “пенетратора”?

“Таурус” пробивает шесть метров железобетона? С такой же легкостью гвоздезабивной пистолет загоняет в стену закаленные гвозди. Но попробуйте забить их в рельс!

Глава №5

На этом этапе у разработчиков “нежного” боеприпаса наступила паника. Успокоительная “мантра”, согласно которой, при необходимости, инженеры смогут создать любое оружие, здесь не работает.

Практика морских сражений, как и характеристики существующего ракетного оружия, убедительно показывают, что что на сегодняшнем этапе технического развития, даже при неограниченном финансировании и применении лучших современных технологий, создать компактный бронебойный боеприпас, обладающий всеми вышеперечисленными свойствами практически невозможно. Примерно также, как осуществить пилотируемый полет на Марс.

При попытке выполнить все требования ТТЗ, масса суперракеты резко возрастает до нескольких тонн, что ставит крест на её массовом применении и возможности воздушного базирования.

Отчего так важно воздушное базирование? Ответ прост: количество существующих авиационных носителей (тактических истребителей-бомбардировщиков) во всем мире на два порядка превосходит число боеспособных эсминцев и подлодок. Средства воздушного нападения - главная угроза в любой ситуации. На фоне такой опасности, все остальным можно пренебречь.

Проект “Нежность” потерпел фиаско.

Но что если оставить бесплодные попытки создания супер-боеприпаса и действовать по принципу “стая шакалов грызет льва”. Подавление корабельной системы ПВО залпами противорадарных ракет с последующим нанесением удара бетонобойными КАБами?

Как ловко отметил один из участников дискуссий на topwar.ru, “после подавления ПВО” любого современного крейсера или эсминца уже не существует. Сгорел и затонул вместе со всем экипажем.

Корабль, имеющий адекватную пассивную защиту, по-прежнему сохранит часть своей боеспособности и жизни членов его экипажа. К тому моменту, когда подавят его ПВО, наверняка подтянется подмога - и потопление крейсера КАБами отложится на неопределенные время.

Время! Хватит ли у противника времени? Пока будут давить его ПВО, крейсер разнесет всю инфраструктуру на вражеском побережье.

И много ли найдется стран, чьи ВВС способны выполнить ТАКОЕ задание? Притом, что все существующие противорадарные ракеты не предназначены для поражения движущихся кораблей.

Появление высокозащищенного боевого корабля в один миг состарит все существующие арсеналы ракетного оружия. И создаст крутые проблемы для разработчиков вооружений, заставив вернуться к гигантомании. Многотонным ракетам и таким же монструозным. носителям.

Флот, первым получивший серию таких кораблей, будет иметь громадное преимущество на десятилетие вперед.



Ракета, пробивающая любой корабль

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация