Притягательная Арктика
28 дек, 2013 0 Комментариев 128 Просмотров

Притягательная Арктика

«Север России в военно-морском и экономическом отношениях». Том 6. Книга 2. НИИ (военной истории) ВАГШ ВС РФ. Санкт-Петербург. «Политехника-сервис», 2013, 520 стр.

18 октября в филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге на борту ледокола «Красин» в присутствии генерального консула Норвегии и представителей научного сообщества России, Норвегии и Дании прошла презентация научного издания «Север России в военно-морском и экономическом отношениях». Как гласит обложка, это труды научно-исследовательского отдела Института военной истории, посвященные Арктике, значимость которой не только для России, но и для многих стран с каждым годом растет.

Актуальность вышедшей книги отмечалась еще в 2012-м, который прошел как год Арктики и был богат на события. Одним из них стала научная конференция, работа которой также проходила на борту ледокола «Красин». Эксперты – политологи, историки, экономисты, географы, геологи, метеорологи, экологи, ученые технических специальностей, военные аналитики – обсудили тогда актуальные вопросы освоения Севера. Презентация новой книги стала завершением научной работы большого коллектива ученых, посвятивших свою жизнь изучению Арктики. Главный вывод, сделанный экспертами, – создание инфраструктуры для освоения и рационального использования богатств Арктики возможно лишь при мирном сосуществовании стран, при взаимовыгодном сотрудничестве в различных отраслях: науке, экономике, экологии.

Поток информации о ситуации в Арктике и вокруг нее в последние годы становится сопоставимым с массой публикаций, посвященных самым драматическим событиям на планете. Безлюдные арктические пространства оказались притягательными даже для некоторых государств, расположенных ближе к экватору, чем к Полярному кругу. Изменения климата сделали Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан вполне доступным и по крайней мере на первый взгляд – более экономичным. Однако далеко не всех, кто проявляет интерес к Заполярью, особенно российскому, интересуют открывающиеся перед судоходством возможности. Быстро развивающиеся экономики Китая, Индии, Южной Кореи, Японии (перечисление можно было бы продолжить), сопровождающиеся не менее быстрым ростом численности населения, с неизбежностью диктуют поиск этими государствами источников энергоносителей. Арктический шельф манит к себе именно этим.

Серьезные противоречия между членами Арктического клуба в определенной степени объясняют их взаимные опасения, поскольку имеющиеся в наличии международные процедуры и площадки согласования позиций для разрешения имеющихся проблем далеко не всегда обеспечивают достижение взаимоприемлемого консенсуса. Волей-неволей данное обстоятельство заставляет их с большим вниманием, чем десятилетие назад, относиться к военным аспектам обеспечения собственных интересов в этом регионе. Мнение некоторых политологов, сводящееся к тому, что войны в Арктике не будет, что ситуацию никогда не доведут до применения силы, поскольку, например, та же Россия подчеркнуто соблюдает все нормы международного права, радует своим оптимизмом. Однако сколь долго можно предаваться благодушному покою? Вполне реально предположить, что перспектива рано или поздно ожидающей человечество исчерпанности ресурсов, как и сомнения в том, что их дефицит сможет быть полностью компенсирован нетрадиционными способами получения энергии, повлекут несколько иной ход событий, покоя не гарантирующий. Будет ли когда-либо алчная до энергоносителей мировая экономика обладать могуществом Всевышнего? «И ели все и насытились» (Евангелие от Марка. 6.42). Насколько серьезными могут оказаться изменения в соотношении сил, чтобы тот или иной из членов Арктического клуба был бы вынужден поступиться большей частью своих интересов?

Для современной России поиск ответов на эти вопросы сопряжен с комплексом проблем обеспечения государственной безопасности, затрагивающим практически все сферы деятельности государства – военную, социальную, экономическую, международную. Серия только в 2012–2013 годах предпринятых российским правительством мер указывает на то, что в России исходят из учета нерадужных среднесрочных перспектив. Вне зависимости от того, что конкретно предусматривалось тем или иным актом, все они в той или иной степени были одновременно направлены на усиление юрисдикции Российской Федерации в ее секторе Арктики. К числу таких документов относятся, например, подписанное 27 декабря 2012 года председателем правительства Дмитрием Медведевым распоряжение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника «Остров Врангеля» и утвержденная в тот же день правительством государственная программа «Охрана окружающей среды» на период 2012–2020 годов. За этими документами последовало утверждение 30 декабря 2012-го президентом Владимиром Путиным изменений, внесенных в федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», а в январе 2013-го Министерство транспорта издало приказ «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» (позже – в марте было создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути»). Обостренное внимание к Арктике в России зафиксировала утвержденная 20 февраля 2013 года президентом Путиным «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации», жестко увязывающая решение задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны России.

Эта очередная актуализация проблем российского сектора Арктики не могла не отразиться в публичной сфере. Почвой для дискуссий послужил явный дисбаланс между имеющимися у государства ресурсами для их решения и ставившимися целями, между интересами государства и потенциальными частными инвесторами. Вместе с тем само обсуждение проблем Арктики выявило тот нерадостный факт, что какие-либо решения многих из них в данный момент вообще отсутствуют. Всколыхнувший академические и общественные круги проявленный государством интерес к Арктике повлек паводок публикаций. Если исключить узкоспециальные издания, посвященные, например, вопросам геоморфологии или сохранению культурного разнообразия народов Севера России, то придется признать, что практически нет публикаций, охватывающих широкий спектр проблем Арктического региона. Попытку сделать это предприняли составители и авторы второй книги «Север России в военно-морском и экономическом отношениях», вышедшей в 2013 году в Санкт-Петербурге. Впрочем, название не дает полного представления о вошедших в этот сборник статьях. Если носящие сугубо исторический характер сочинения лишь служат напоминанием о том, сколь долго накапливались проблемы российского Севера, и перечисляют утраченные возможности, то ряд других публикаций имеет полемический характер. Хорошо известные своими исследованиями профессора Санкт-Петербургского университета В. Н. Конышев и А. А. Сергунин в статье «Россия и иностранные державы в Арктике: очерк новейшей истории» акцентировали внимание на противоречиях в подходах к решению проблем Арктики в отношениях приарктических государств, Евросоюза и некоторых государств Восточной Азии. Несмотря на совпадение их взглядов по ряду позиций с другими авторами этого сборника, хотелось бы обратить внимание читателя на две другие работы.

Хотя статья В. М. Апанасенко «Региональная безопасность российской Арктики» по своей структуре и стилю больше напоминает обширную справку, однако именно она в концентрированном виде отражает опасения российской стороны. Автор также предлагает читателю возможные сценарии развития ситуации в Арктике, категорически возражая против уменьшения военно-морской деятельности России в регионе, поскольку борьба за него только начинается. Эту же тему в своей статье «О геополитике России в приарктическом регионе мира» развивает руководитель отделения геостратегии Академии геополитических проблем П. Г. Белов, обращающий внимание на прогнозирование рисков арктической геостратегии и в качестве способов решения проблем в освоении Арктики на первый план выдвигающий эффективную информационную политику и создание специализированной системы управления научно-исследовательской и пропагандистской деятельности.

Особое место в книге занимают работы о ресурсной базе Арктики. В этом отношении, безусловно, заслуживающими наибольшего внимания являются статьи В. Б. Арчегова «Минерально-энергетический комплекс севера европейской части России и проблемы его освоения» и «Развитие геологоразведочных работ на нефть и газ в условиях континентального шельфа арктических и дальневосточных морей России». Автор следующим образом формулирует основные принципы минерально-сырьевой и топливно-энергетической безопасности России: 1) приоритет внутреннего потребления невосполнимых ресурсов сырья, 2) государственное регулирование экспортных поставок с определением их оптимальной структуры, 3) приоритет использования отечественной техники и технологий при освоении месторождений и 4) государственная поддержка инвестиционных проектов.

Динамика изменений климата вынуждает к решению комплекса проблем, связанных с обеспечением безопасности и развитием экономики России. Одной из наиболее важных в этом отношении является функционирование коммуникаций. Именно к этому аспекту в своей публикации «Проблемы развития арктической транспортной системы РФ в XXI веке» обращается В. Н. Половинкин. Он полагает, что развитие этой системы должно строиться с учетом следующих принципов: сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали, обеспечение его безопасного функционирования, защита приоритета российского флота в Арктике.

Упомянутыми статьями не исчерпывается содержание книги. В заключение работы авторы делают вполне уместное замечание: «Рой проблем становится все масштабнее, плотнее. Трудно избежать впечатления, что возможности их решения если и не сокращаются, то диктуют интенсивный поиск рациональных решений и оптимизации их реализации».

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация