Созреть, чтобы "не понять Россию"
31 июл, 2014 0 Комментариев 34 Просмотров

Созреть, чтобы "не понять Россию"

Запад не успокоится, пока авария Боинга не будет тщательно расследована, а все виновные - наказаны. «Пришло время Европе показать, что она действительно является влиятельной. Ужесточение санкций - единственное, что Владимир Путин действительно понимает». Так начинается одна из статей в немецкой газете Welt, посвященной сбитому Боингу-777.

Еще совсем недавно публикации в немецкой прессе были значительно более нейтральными, а то и благосклонными к Москве. Еще популярной в кругах европейских интеллектуалов была идея Russland verstehen - «Понять Россию». Только сейчас эту идею ставят под вопрос: «Russland verstehen? - При желании и Гитлера тоже можно попытаться понять».

Тон высказываний немецких публицистов относительно Москвы ощутимо обостряется. И это характерно не только для журналистки и не только для Германии. Хотя, конечно, медиа-атака (условно назовем ее «газпромовской») продолжается, поэтому еще и сейчас на свет Божий появляются такие статьи, как в немецком левом издании TAZ «Правда о рейсе MH17» (Die Wahrheit uber Flug MH17). Ее автор, следуя принципу cui bono, пытается доказать, что виноваты в аварии Соединенные Штаты Америки, Украина, даже Израиль, но никак не Россия и пророссийские боевики, ибо их реноме, видите ли, только пострадало...

Но такие мысли и их носители отходят на обочину общего западного дискурса. Умеренные политики Европейской Унии неожиданно становятся критически настроенными против Москвы. Кто бы еще несколько дней назад предположил, что президент дружественной для Москвы Болгарии Росен Плевнелиев во всеуслышание назовет Россию «агрессивной и националистической».
Мог бы ранее премьер-министр Нидерландов Марк Рютте - страны, которая приютила у себя дочь Владимира Путина - ставить фактически ультиматум Кремлю, призывать ЕС к пересмотру отношений с Россией? А что уж говорить про британского премьера Дэвида Кэмерона, который первым из западных лидеров заявил о причастности Москвы к сбитому самолету.

Запад постепенно прозревает. Удобная иллюзия относительно «доброго Путина» и возможности «перезагрузки» отношений с Россией развеивается... И теперь уже можно надеяться на усиление давления Европейской Унии на Кремль, на более жесткие санкции и более адекватную российскую политику.

Почти три сотни человеческих жизней стоило миру это «прозрение». Для его возникновения ракета класса «земля-воздух», запущенная 17 июля с территории, контролируемой пророссийскими террористами в Донбассе, должна была сбить пассажирский авиалайнер Малазийских авиалиний, который летел из Амстердама в Куала-Лумпура рейсом MH17.

Скорее всего, эта трагедия была случайностью. Очень сомнительно, что боевики, несмотря на всю агрессию, или, тем более, их хозяева желали такого исхода. Но случайность эта была заранее запрограммирована. Как запрограммированным есть взрыв хотя бы одной гранаты, если сотню их раздать обезьянам.

Обидно, конечно, что до этой трагедии события на украинско-российской границе западных политиков более-менее устраивали. По крайней мере особых претензий не высказывали ни к функционированию на территории Украины российских кадровых диверсионных групп, ни к переброске через границу целых колонн боевой техники, вооружения и тех же диверсантов, ни к открытой вербовке в России «солдат удачи» для войны в Украине.

Теперь же ситуация изменилась. Западный мир почувствовал, как все это угрожает его безопасности. Конечно, мудрые и дальновидные западные эксперты предупреждали своих соотечественников и раньше, но до недавнего времени - почти безрезультатно. Результатов, на первый взгляд, не видно и сейчас. Но это только на первый взгляд и для неспециалистов.

Тревожный звонок Путина

Первым свидетельством того, что ситуация для Кремля сложилась чрезвычайно скверная, стал немедленный звонок Владимира Путина американскому коллеге Бараку Обаме. Прозвучал он, как только стало понятно: роковая ракета - российская (хотя для Путина это было и так понятно), и скрыть это не удастся. Последний раз телефонный разговор между шефами Кремля и Белого Дома проходил еще в апреле. Поскольку все эти телефонаты не приносили никакой пользы, то абоненты признали целесообразным больше не беспокоить друг друга.

И вот 17 июля Путин ощутил необоримую потребность позвонить Обаме. Хотя, как мы уже знаем, и этот звонок оказался бессмысленным. Российский президент пытался доказать свою непричастность к трагедии, но убедить в этом Обаму, который уже был вооружен материалами ЦРУ, ФБР и АНБ, так и не сумел. Американский президент зато пытался убедить Путина, чтобы тот использовал все свое влияние для того, чтобы международная группа специалистов смогла беспрепятственно провести все экспертизы на месте падения авиалайнера, собрать все доказательства, а главное - вернуть тела погибших их семьям. Не сумел.

Тем временем мир уже облетели фотографии, где террористы и местные жители с улыбками фотографируются на фоне обломков Боинга, роются в вещах пассажиров, занимаются мародерством. Все увидели и видео, как неадекватные в своем поведении боевики препятствуют работе международных экспертов, угрожают оружием, стреляют...

Еще совсем недавно западные политики верили (может, не так верили, как сами себя убеждали), что Россию можно интегрировать в западный мир, что Путин - «кристально чистый демократ» (слова экс-канцлера Германии Гергарда Шредера), что у него «душевные глаза» (слова Джорджа Буша-младшего). А хорошие отношения между Путиным и действующим канцлером Германии Ангелой Меркель дали повод экспертам заговорить о возможности нового Рапалло или даже нового пакта Молотова-Риббентропа. В соцсетях стартовала акция, направленная против такого пакта: на Фейсбук-странице Меркель ей поступили десятки тысяч сообщений: Danke Frau Ribbentrop («Спасибо, госпожа Риббентроп»).

Конечно, про Риббентропа - это немного преувеличено и довольно обидно. Нет, дело еще так далеко не зашло, Германия еще не настолько потеряла достоинство, чтобы дружить со страной, которая почти открыто поддерживает терроризм. Но Берлин очень уж не хочется терять своих интересов в России. Речь прежде всего об экспорте высокотехнологичной продукции - электроники, станков, транспортных средств. Именно продажа этой продукции в Россию и Китай позволяет Германии компенсировать убытки от падения импорта в западных странах. Прекращение сотрудничества с Россией, по самым скромным подсчетам немецких экспертов, приведет к потере 30 тысяч рабочих мест в Германии. С одной стороны, не так уж и много на 80-миллионную страну. С другой - Меркель только что создала себе имидж вождя, который вывел Германию из кризиса, терять это реноме ей ой как не хотелось бы. Именно на этих амбициях немецкого канцлера и играл профессиональный разведчик Владимир Путин.

Наступил ли этой вере в путинскую Россию конец? Пристыдит ли трагедия с Боингом нерешительную Западную Европу? Сможет ли Ангела Меркель в стиле советских шпионских фильмов сказать шефу Кремля: «Ваша игра закончена!»? Очень бы хотелось в это верить.
Отказаться от сотрудничества с преступным кремлевским режимом должна бы и Латинская Америка, которая на прошлой неделе так гостеприимно принимала шефа Кремля. Объявить Бойкот Москве должен бы и целый БРИКС, который она планировала использовать как запасной аэродром в случае перекрытия ей инвестиций с Запада. Трагедия рейса MH17 должна была бы положить конец заигрыванию с преступным режимом. Действия Путина должны нарваться на всеобщее осуждение.

Шанс на победу

До сих пор Украине прогнозировали довольно сложную судьбу. Всем было понятно, что Путин не намерен отказываться от своих претензий на бывшую республику СССР. Это было четко видно из методов вмешательства Москвы в конфликт в Донбассе. Только украинские войска начинали переламывать ситуацию в свою пользу, как с российской стороны поступали новые группы диверсантов, новая боевая техника. Украинские силовики учитывали новые обстоятельства, перегруппировывались, наращивали силы и только вновь начинали побеждать, как потоки «гуманитарной помощи» с российской стороны становились еще мощнее. Наконец дошло до артиллерийских, ракетных и авиационных обстрелов украинских позиций с территории России.
И даже если бы украинским силовикам удалось полностью взять под контроль территорию Донбасса, то война на этом бы никоим образом не завершилась, на то она и гибридная. Массы диверсантов - замороженных и активных - гуляют по просторам от Чопа до Харькова. Кто-то только ждет команду к действию, кто-то уже выполняет. Кто-то минирует железнодорожные пути и банки, кому-то хватает звонить с сообщением о заминировании, чтобы посеять побольше паники.

Трагедия с Боингом, хоть это и цинично прозвучит, может помочь Украине справиться с российской «гуманитаркой». Прежде всего все это упрощает дело украинским силовикам. Запад с подачи России уже не сможет давить на Киев, требуя переговоров с сепаратистами. Ведь последние теперь уже de facto являются террористами, а с террористами переговоров не ведут.

Кроме того, в настоящее время зона конфликта находится в фокусе всего мира. Государства, чьи граждане погибли в авиакатастрофе, будут следить за тем, чтобы расследование причин трагедии вели тщательно и комплексно. И здесь уже от мирового сообщества не удастся скрыть путинского вмешательства. Ни киселёвские, ни лавровськие, ни чуркинские методы манипуляций здесь уже не сыграют. Таким образом, кроме всего прочего, по главной составляющей кремлевской стратегии гибридной войны - по информационно-пропагандистскому флангу - будет нанесен разрушительный удар.
Понятно и то, что Путин так просто не свернёт свой проект «Новороссия». Слишком много сил и средств было в него вложено. А главное - человеческих жизней, хотя Кремль это обстоятельство, судя по всему, заботит меньше всего. Запущен маховик войны Москва даже при желании не сможет так просто остановить.

Ситуацию относительно путинской дилеммы в ситуации, сложившейся после катастрофы авиалайнера, пояснил Федор Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и одновременно председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (это формально неправительственная организация, созданная для содействия выработке и реализации стратегических концепций развития России», хотя реально уже давно находится под кремлевским колпаком). «Понятно, что дальнейшая поддержка ополченцев будет ставить Россию под постоянную информационную и политическую атаку со стороны Запада и усилит ее изоляцию. А чтобы взять и дистанцироваться, должны быть серьезные аргументы для российской общественной мысли. У нас с подачи того же Владимира Путина распространилась идея, что там наши, а своих не бросают. Ситуация настолько серьезная, что нужны какие-то неожиданные шаги, на которые Путин в принципе способен».

Каких-то «неожиданных шагов» российский президент пока не демонстрирует. Все как и раньше: через границу Украины и в дальнейшем ползут колонны бронетехники, оружия и наемников. Все для «наших», которых «не бросают». Но где-то, как говорят русские, «задним умом» Путин осознает, что с MH17 он вляпался очень серьезно. Западные страны, чьи граждане погибли в авиакатастрофе, не угомонятся, пока все виновные не окажутся на скамье подсудимых.

«Как только мы получим доказательства, то не остановимся, пока виновные не предстанут перед судом. Речь идет не только о тех, кто нажал на курок, но и о тех, кто сделал это возможным. Я считаю, что международное сообщество должно объединиться ради этого», - заявил министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс.

Поэтому в сложившихся обстоятельствах, Путину для его же пользы надо было бы как можно быстрее признать свою вину, попросить извинения и выплатить компенсации семьям погибших. Иначе цивилизованный мир приложит все усилия, чтобы принудить его к этому. И чем дольше Путин будет упираться, тем сплоченнее и мощнее будет становиться давление.

Источник:euroreporter.info

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация