Остановить вал псевдодиссертаций
16 авг, 2013 0 Комментариев 219 Просмотров

Остановить вал псевдодиссертаций

Остановить вал псевдодиссертаций
Необходимо исключить ученые степени и звания из перечней аттестационных показателей кого-либо, кроме работников научно-исследовательских (проектных) и образовательных учреждений
Андрей Печников

Сегодня один из самых обсуждаемых в околонаучных кругах вопрос – как остановить цунами некачественных и покупных диссертаций. Предложений много, и практически все они связаны с сокращением числа диссертационных советов, то есть тех единственных организаций, которые способны осуществлять и выполняют на деле содержательную (неформальную) оценку работ и компетентности их авторов.

При этом практически не анализируется, почему система диссоветов, которая вполне успешно справлялась со своими обязанностями в советские времена, начала давать сбои. Что вызвало резкое увеличение числа диссертационных работ? Что заставляет людей, не имеющих отношения к научно-исследовательской и преподавательской деятельности, добиваться присуждения им ученых степеней?
Разберемся в дефинициях

Существует несколько основных определений ученой степени. В частности, она представляет собой ступень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры, а также является научной квалификацией в определенной отрасли знания. Поскольку квалификация – это уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности, то ученая степень в науке и образовании – это подтвержденная в установленном порядке и зафиксированная документально профессиональная компетентность работника, которая позволяет ему занимать вполне определенные должности (и это важно) в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

Остановить вал псевдодиссертаций

Согласно положению о порядке присуждения ученых степеней от 20 июня 2011 года диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-квалификационная работа, представленная на соискание ученой степени. Другое определение: диссертация – научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой степени.

Следует обратить внимание на то, что целью разработки диссертации является не свершение научного открытия, а только демонстрация способности и готовности автора к этому. Научные открытия, за которые присуждаются и присуждались нобелевские, сталинские, ленинские, государственные и другие виды премий, требуют кроме компетентности исследователей еще и достаточного финансирования и, конечно, удачи. Сделать такие открытия сложнее, чем написать диссертацию. Но научное открытие – это свершившийся факт, а диссертация – только заявление ее автора о том, что он достаточно компетентен в рассматриваемой предметной области и готов к проведению самостоятельных исследований в ней. Другими словами, диссертация – это научная работа, которая выполняется с целью демонстрации компетентности автора в определенной предметной области, его способности самостоятельно ставить и успешно решать в ней актуальные научные задачи. Оценить уже сделанное открытие проще, чем диссертацию.

Диссертационный совет – это официально утвержденная группа экспертов, которая работает в той же предметной области, что и соискатель, и имеет ученую степень не ниже, чем та, на которую претендует соискатель. Диссовет производит оценку соответствия диссертации и ее автора искомой ученой степени. Процесс этой оценки определяется термином «публичная защита». Система публичной защиты обязательных письменных сочинений на научные темы для получения ученой степени сложилась в средние века и до сих пор является практически единственным способом определения научной квалификации. Суть публичной защиты состоит в том, что соискатель обращается к научному сообществу (диссовету) с приглашением к дискуссии, в процессе которой представители научного сообщества (члены диссовета) должны удостовериться в том, что научная квалификация соискателя не ниже, чем у них, и принять его в свое сообщество. Тему диспута задает соискатель темой своей диссертации. Соответственно члены диссовета путем формулировки вопросов, выдвижения альтернативных гипотез, попыток опровержения идей и результатов соискателя и т. п. должны выявить уровень его действительной компетентности, а затем оценить этот уровень. Все индивидуальные экспертные оценки членов диссертационного совета определяются двумя основными компонентами: 1) оценкой представленной диссертационной работы (оценка домашней заготовки); 2) оценкой ответов соискателя ученой степени на заданные ему вопросы (оценкой фактической компетентности автора диссертации в рассматриваемой предметной области). Эти экспертные оценки слабо формализуемы, но достаточно точны при соблюдении следующих условий: 1) предварительного ознакомления членов совета с защищаемой работой; 2) компетентности членов диссовета в предметной области диссертационного исследования; 3) принципиальности, непредвзятости и объективности членов диссовета.
Аттестация чиновников

В описанной процедуре публичной защиты представленная заранее диссертация, конечно, играет важную, но не определяющую роль. Определяющей является фактическая компетентность соискателя. Эта компетентность проявляется в его способности оперативно анализировать и контролировать ход научной дискуссии, объяснять свою научную позицию, парировать противоречащие этой позиции утверждения. Другими словами, диссовет должен собираться не для того, чтобы дать итоговую оценку представленной заранее (и неизвестно кем написанной) диссертационной работе, а для того, чтобы сначала в режиме жесткой научной дискуссии выявить действительный уровень компетентности соискателя, а затем объективно и благожелательно оценить его.

Следует отметить, что проведение такой публичной защиты требует компетентности и предварительной подготовки не только от соискателя, но и от членов диссовета. Поэтому каждая публичная защита, хотя она и проводится по единой, раз и навсегда установленной схеме, является штучным действием с результатом, который заранее гарантировать невозможно. Так и работали все диссоветы до середины 90-х годов.

Около 20 лет назад описанная выше система сломалась и начала давать сбои. Что же примечательного произошло в те годы?

Первым событием, вызвавшим резкий рост числа диссертационных работ, было появление письма Министерства труда РФ от 3 августа 1993 года № 375-РБ «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по аттестации государственных служащих» (действующий документ). В этом письме прямо указано, что профессиональные качества аттестуемых государственных служащих определяются такими показателями, как образование, стаж работы (по специальности и на государственной службе), ученая степень, курсы (или другие формы) усовершенствования знаний в области своей профессии (деятельности) и в смежных областях (экономики, психологии, юриспруденции, управления, права), научные труды.

Ученые звания в число аттестационных показателей были включены несколько позднее указом президента РФ от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Почему для аттестации чиновников стали использоваться квалификационные показатели (ученая степень, ученое звание), предназначенные для аттестации научных работников и преподавателей, неизвестно. Почему-то до сих пор не появилось решение о присвоении классного чина государственного советника Российской Федерации научным работникам. Ответ прост – все эти письма, указы, рекомендации готовятся чиновниками, а не учеными. Своя рука владыка. В результате выхода в свет названных документов сфера применения квалификационных показателей научных работников расширилась на сферу деятельности государственных служащих. Это в три-четыре раза увеличило число потенциальных диссертантов, особенно в таких отраслях наук, как юридические, экономические и частично педагогические.
Педагог или ученый

Следующим решением, увеличившим поток диссертаций, но уже в сфере образования, было постановление Госкомвуза РФ от 30 июля 1993 года № 34, которым введены требования и контрольные нормативы лицензирования образовательных учреждений высшего профессионального образования. Указанные нормативы впервые однозначно определили долю преподавателей с учеными степенями и званиями в 50–60 процентов. Эта доля, в общем, соответствовала фактической укомплектованности советских вузов, но она в корне меняла отношение к данному показателю. Если в советские времена такая доля была желательной, то теперь она стала обязательной, причем в отношении не только вуза в целом, но и отдельных кафедр. На фоне формирования сети негосударственных учебных заведений эти контрольные нормативы лицензирования вызвали резкий рост числа диссертаций, которые в основном были педагогическими. Почему педагогическими?

Дело в том, что на любой из кафедр вуза существует категория преподавателей, интересы которых лежат в сфере учебно-методической работы. Именно эта прослойка преподавателей в большинстве своем читает лекции и проводит практические занятия. Эти преподаватели не склонны к научно-исследовательской работе, но ориентированы на повышение качества преподавания читаемой учебной дисциплины. Именно они являются незаметными инициаторами методических новаций и разработчиками учебно-методических пособий. Через 12–15 лет работы на кафедре такой преподаватель полностью соответствует ученому званию доцента. Получение им этого ученого звания позволило бы кафедре в определенной мере выполнить контрольный норматив лицензирования. Все бы хорошо, но для того чтобы стать доцентом (ученое звание), преподаватель должен год быть на должности доцента. А вот на должность доцента ему не попасть, потому что на нее преимущественно назначаются преподаватели с ученой степенью, которую можно получить вне зависимости от занимаемой должности. Поэтому постановление Госкомвуза РФ от 30 июля 1993 года № 34 вынудило таких преподавателей защищать диссертации.

Но на какие науки? Из предметной области, которую такой преподаватель уже 10–15 лет преподает, он знает только читаемый им курс. Здесь следует отметить, что ищущий преподаватель за такое время практической работы способен самостоятельно создать эффективную систему обучения. Поэтому свою учебную дисциплину такой преподаватель обычно преподает очень хорошо и диссертация становится педагогической. Так, в списке трудов соискателя докторской степени появляются такие работы, как «Анализ акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности: подготовка письменного заключения по качеству обработки ревизионного материала», «Учебные программы и планы, методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Налоги и сборы». Однако педагогику как науку этот преподаватель также не знает. Поэтому подобные работы получаются крайне слабыми, и если кое-какая эмпирическая реализация в них и присутствует, то теоретическое обоснование либо отсутствует полностью, либо представлено в таком виде, что лучше бы его и не было вообще.
Устранить причины

Несомненно, определенный рост числа диссертаций вызвало и создание сети негосударственных учебных заведений. Вполне вероятно, что можно назвать и другие объективные причины роста числа диссертаций. Однако любые причины, вызывающие у людей рост интереса к научно-исследовательской деятельности и желание повысить свою научную квалификацию, только во благо. Но мы не рассматриваем мотивы, побуждающие человека к росту своего статуса в той сфере профессиональной деятельности, где он работает. Мы акцентируем внимание только на тех ошибочных и вредных нормативных документах, которые принуждают человека путем обмана добиваться формального подтверждения наличия у него профессиональной квалификации в несвойственной ему сфере науки и образования.

Для исключения подобных действий соискателей и появления таких диссертаций необходимо выполнить следующее: исключить ученые степени и ученые звания из перечней аттестационных (квалификационных) показателей кого-либо, кроме работников научно-исследовательских (проектных) и образовательных учреждений (например ввести в число аттестационных показателей государственных служащих вместо ученых степеней и званий спортивные разряды и рекорды); устранить зависимость получения ученого звания (профессор, доцент) от сроков нахождения на определенных должностях, сохранив или обновив остальные квалификационные требования к этим званиям.

Однако судя по публикациям в СМИ, мы не собираемся ликвидировать вал диссертаций естественным путем, устранив причины его образования. Мы собираемся бороться с ним, изменяя структуру и число диссоветов, а также правила их работы. Несомненно, это тоже важно. Но обычно сначала выясняют и устраняют причины аварии, а потом борются с ее последствиями. Сократив число диссоветов в нынешних условиях, мы резко повысим интенсивность работы оставшихся, то есть окончательно лишим их возможности осуществлять штучный подход к предварительному рассмотрению и проведению публичной защиты диссертационных исследований.
Андрей Печников,
заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, доктор технических наук, профессор
источник

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация