Что ни день, то день чиновника
02 май, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Что ни день, то день чиновника

Что ни день, то день чиновникаЮрий Кушевский. «Петр I в Воронеже»

Большинство государственных праздников в нашей стране учреждается с определенным историческим обоснованием. Корабелы, впервые поднявшие вопрос установления своего профессионального дня более сорока лет назад, предлагали множество вариантов – благо, славных дат в истории отечественного судостроения хватает.

По мнению экспертов, датой праздника могли бы быть (по хронологии):

  • день, когда царь Алексей Михайлович принял решение начать строительство за казенный счет военных кораблей на судоверфи в селе Детиново на Оке. Царский указ издан 19 (29) июня 1667 года. Он предписывал «для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Детиново»;
  • 14 (24) ноября 1667 года на судоверфи в Детиново заложен первый российский корабль европейского типа – 22-пушечный фрегат «Орел»;
  • 9 июня 1672 года – день рождения Петра I;
  • 28 августа 1693 года – день учреждения Соломбальской верфи и закладка военно-торгового судна «Святой Павел»;
  • 30 октября 1696 года – принятие Боярской думой по велению Петра I исторического постановления «Морским судам быть»;
  • 15 января 1698 года – день вручения Петру патента корабельного плотника.

 

Не умаляя значения 30 октября 1696 года как даты становления российского флота, все-таки будем считаться с мнением Петра I: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего (судно на Каспии было разграблено), однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское». Если считать от указа Алексея Михайловича, то в этом году 29 июня исполняется 350 лет судостроению России. Конкретным днем такого праздника могло бы быть последнее воскресенье июня.

Установление профессиональных праздников определяется правительственным Постановлением № 2016 от 13 ноября 2013 года. В соответствии с ним решения принимаются с опорой на один из классификаторов. Первый в их ряду – ОКВЭД (Общероссийский классификатор внешнеэкономической деятельности). Для установления праздника названы два условия: это должен быть, во-первых, «вид экономической деятельности», который, во-вторых, «указан в соответствии с разделом ОКВЭД». Согласно классификатору производство судов – вид экономической деятельности класса № 35, то есть первое условие выполнено. Класс этот – часть раздела «Обрабатывающее производство». Значит, соблюдено и второе условие, так как судостроение указано в разделе и в него входит. Неужели судостроение менее значимо, чем также входящие в этот раздел автопром или авиапром?

По логике чиновников, отказывающих нам в установлении праздника, надо обращаться к разработчику ОКВЭД, чтобы производство судов стало второй раз «видом экономической деятельности» и разделом, и после этого через 15 лет вновь поднять вопрос. Или же установить единый профессиональный праздник для всех автомобиле-, авиа- и судостроителей и гордо называть его День обработчиков.

Почему же эти работники мирятся с тем, что наши университеты называются кораблестроительными, а не судостроительными, а выпускники этих вузов выпускаются как инженеры-кораблестроители, а не судостроители? В соответствии со всеми справочниками и классификаторами судно может быть и гражданским, и военным. Только военное и парусное судно называется кораблем, и согласно ОКВЭД кораблестроение является подклассом судостроения. Вошло в обиход слово «корабел», под этим понимают и судостроителей. Кстати, разработчик ОКВЭД – Минэкономразвития РФ учреждение дня судостроителя согласовало уже дважды – в 2015 и 2016 годах. Так же, как и Минтруд РФ, чьему авторству принадлежит Общероссийский классификатор специальностей и образований, которому судостроители-корабелы тоже соответствуют. Только везде фигурируют кораблестроители, и зачастую многие полагают, что судостроитель и кораблестроитель – одно и то же. Думаем, если бы судостроители согласились на день кораблестроителей, такой праздник был бы давно учрежден, но формально говоря, это неправильно. Кстати, Росстандарт, законодатель в области классификаторов, также подтвердил правильность выбора критериев для установления праздника судостроителей.

Таким образом, нет никаких препятствий для установления единого дня общероссийского праздника судостроителей, тем более не требуются финансовые вложения. Но несмотря на доказательства правильности применения критериев для учреждения праздника судостроителей и согласование их с разработчиками и законодателями, Минпромторгом в 2015 году дважды был получен отказ по этому вопросу от Департамента оборонной промышленности РФ. В 2016 году самый большой судостроительный завод страны – ПО «Севмаш» в лице Судпрофа и всех своих ветеранских организаций, пять героев Соцтруда и глава Республики Крым С. Аксенов в соответствии с решением Крымского Морского совета обратились к вице-премьеру Дмитрию Рогозину за содействием в установлении праздника судостроителей с целью привлечения кадров на отечественные верфи. С учетом этих просьб и установления в 2016 году уже третьего в стране «местечкового» праздника судостроения нижегородцами (наряду с петербуржцами и астраханцами) Минпромторг в очередной раз запросил правительство. Ответ на этот раз был получен от Департамента государственной службы и кадров (А. Сороко) через полтора месяца. Он, не удосужившись вникнуть в суть, отказал «в связи с отсутствием оснований для установления праздника» (письмо № П17-51300 от 13 октября 2016 года).

В связи с невозможностью отмечать общероссийский день судостроителей уместно сказать, что на повестке дня стоит вопрос установления своих праздников Архангельским, Крымским да и другими регионами страны. Сегодня любое судно и корабль на 60–70 процентов состоит из изделий морского приборостроения и судового машиностроения. Когда же, спрашивается, должна отмечать праздник армия работников этих предприятий? Между тем все, для кого строятся корабли, суда и буровые платформы, – военные и гражданские моряки, рыбаки, нефтяники уже давно отмечают свои профессиональные праздники. Отметим, что в прошлом году был без всякой борьбы учрежден День работников детских дошкольных учреждений.

Хотелось бы, чтобы в юбилейный, 350 год с начала отечественного государственного судостроения такой праздник все-таки состоялся. Но, наверное, по столь очевидному вопросу потребуется решение президента страны – раз его подчиненные не в силах решить задачу.

Анатолий Макаренко,
экс-первый заместитель министра судостроительной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда

Анатолий Макаренко,
экс-первый заместитель министра судостроительной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация