Хлормейстеры из Мосула
13 мар, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Хлормейстеры из Мосула

Несмотря на упорное сопротивление боевиков запрещенного в России «Исламского государства», операция по освобождению Мосула приближается к развязке. Иракские силы с помощью американских военных заняли большую часть города. Пока Пентагон избегает победных заявлений, но осторожный оптимизм в выступлениях американских военных уже появился.

В отличие от событий под Пальмирой в Мосуле боевики ИГ сдаваться не собираются. Их подразделения применили против наступающих иракских солдат химическое оружие. Правда, это не произвело большого информационного шума: все ограничилось несколькими упоминаниями в официальных сообщениях штаба операции «Непоколебимая решимость». Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) даже не направила в зону боевых действий своих специалистов.

Сейчас, когда завершение штурма Мосула не за горами, можно прогнозировать дальнейшие планы союзников по «антиигиловской» коалиции, а также понять, почему применение боевиками ИГ боеприпасов с хлором так прохладно освещается в мире.

Запоздалая решимость

“ Удар химоружием в Мосуле боевики нанесли целенаправленно – по мирному населению города ”

В начале марта командующий операцией «Непоколебимая решимость» генерал-лейтенант Стивен Таундсенд сообщил, что подчиненные ему войска взяли под контроль большую часть Мосула. Несмотря на понесенные потери, союзникам продолжают противостоять значительные силы ИГ – порядка двух тысяч боевиков, по оценкам Пентагона.

Именно они и станут главной проблемой иракских и американских военных после формального освобождения города. Население Мосула – преимущественно сунниты. А освобождающие их от ИГ (боевики которого тоже сунниты) иракские военные – шииты. Поэтому в течение всего штурма население предпочитало поддерживать джихадистов, которые выступали в основном военными советниками и командирами отрядов местного ополчения. Также руководство ИГ направило в Мосул небольшие группы снайперов, операторов противотанковых ракетных комплексов, минометчиков и расчеты безоткатных орудий.

Поэтому заявление Таундсенда о двух тысячах боевиков достаточно лукавое. Самих боевиков скорее всего несколько сотен, а остальные – бойцы суннитского ополчения Мосула. По мере продвижения иракских силовиков они переходят на подпольное положение, будучи готовы при необходимости нанести внезапный удар.

Такая тактика уже применялась иракским сопротивлением в 2004–2005 годах в боях за Фаллуджу. Во время первого штурма американские морпехи взяли город под контроль. Но спустя время там опять вспыхнуло восстание. Американским войскам повторно пришлось прилагать усилия для освобождения города и зачищать его.

Пока Пентагон официально не объявляет о дальнейших военных планах после освобождения Мосула. Согласно стратегии, утвержденной в начале прошлого года бывшим президентом Обамой, после того как город падет, силы коалиции начнут наступление в сторону столицы халифата – Ракки.

Но эти планы претерпели изменения еще осенью прошлого года. Сначала на несколько месяцев запоздал штурм Мосула, потом иракские силовики показали низкие боевые качества. Поэтому, чтобы не опоздать окончательно, Пентагону пришлось еще до взятия иракского города разрабатывать план штурма Ракки.

Странности стабилизации

Судя по многочисленным фотографиям и видеороликам, размещенным американскими и иракскими военными в социальных сетях, союзники заняты строительством так называемых баз передовых операций – FOB (Forward Operation Base) на освобожденной территории Мосула.

Хлормейстеры из МосулаФото: poluostrov-news.com

FOB – фактически небольшая крепость, гарнизон которой контролирует определенные районы. В случае необходимости на базу можно по воздуху или автомобилями перебросить рейдовые отряды, откуда они смогут незамедлительно приступить к борьбе с боевиками. На базе всегда размещаются крупнокалиберные пулеметы и минометы. Есть там и небольшой медпункт, склад с запасами, полноценная вертолетная площадка.

Так же активно окапывается и американская артиллерия. Вокруг Мосула создаются огневые базы – те же FOB, но там не пехота, а артиллерийские батареи. Американские гаубицы М-109 и М-777 размещаются так, чтобы за считаные минуты начать наносить удары по целям внутри города.

Уже сейчас можно смело предположить, что дальше Мосула иранские военные не пойдут. Их задача на ближайшие месяцы – не повторить ошибок Фаллуджи. Когда суннитское ополчение перейдет на нелегальное положение – не допустить восстания. Город разобьют на сектора, каждый из которых прикроет своя огневая база. Между районами будут созданы блокпосты, где организуют проверку документов и выявление боевиков.

Используя FOB, иранские и американские военные будут непрерывно вести адресные проверки, а по ночам – рейды подразделениями специального назначения. В случае необходимости их поддержат артиллерией. Если начнутся массовые волнения, грозящие перерастанием в вооруженный мятеж, базы позволят удержать ключевые позиции в городе. Гарнизоны можно усилить вертолетами и контратаковать восставших.

Судя по американским и иракским приготовлениям, союзники не рассчитывают на мир и спокойствие в Мосуле. Фактически с падением города начнется новая война. Но вместо штурмов и захватов будут адресные проверки, противодиверсионные рейды и т. п. На официальном языке Пентагона такие боевые действия называются «операцией по стабилизации».

Сколько времени потребуется на стабилизацию Мосула, сказать сложно. К примеру, в ходе операции «Свобода Ирака» до самого вывода войск из страны были населенные пункты, где почти ежедневно нападали и на американские подразделения, и на отряды местных силовиков.

Противогаз на будущее

Но пока, повторим, боевики ИГ не собираются сдаваться. Джихадисты уже несколько раз применяли против иракских силовиков химические заряды – самодельные мины и боеприпасы, заряженные хлором. Химоружие заставило наступавших, в рядах которых началась паника, остановиться и занять оборону. О потерях со стороны иракских военных пока не сообщается.

Перед началом боев иракским военным раздали противогазы. Американские инструкторы провели занятия по действиям в условиях химического заражения.

Но последний удар пришелся в основном на мирное население. В отличие от полноценных боевых химических веществ самодельные хлорные заряды ИГ имеют весьма ограниченный радиус поражения. Конечно, иракские силовики действуют в городской застройке с высокой плотностью населения. Но все же число погибших мирных жителей говорит о том, что удар был направлен на них.

Почему на сей раз ИГ избрало целью обычных граждан, сказать сложно. Зато почему Пентагон старается не предавать огласке факт химической атаки – вполне понятно. Такое признание наносит серьезный удар по развернутой информационной кампании против правительства Сирии. Когда западные пропагандисты обвиняли Башара Асада в применении химического оружия, неизменно утверждалось, что другие стороны конфликта просто не располагают возможностями для создания подобных боеприпасов. Хотя российские специалисты неоднократно находили не только следы отравляющих веществ, но и сами заряды, изготовленные отрядами оппозиции и боевиками ИГ.

Операция в Мосуле продолжается. Несмотря на скорую военную победу, впереди у союзников сложная, длительная и опасная операция по «стабилизации». И не факт, что она пройдет успешно. Нельзя забывать, что ИГ возникло на территории Ирака, которую американские военные несколько лет безуспешно пытались вернуть к мирной жизни. Как указывается в официальной историографии командования сил специальных операций США, проваленная операция по стабилизации ведет к новому, еще более кровопролитному конфликту.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация