Город безымянного подвига
07 мар, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Город безымянного подвига

В книге академика Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди» зацепился за строки: «Мы смотрели эти рисунки, насыщенные обреченными персонажами в полосатых костюмах, среди которых, наверное, были десятки героев, имен которых никогда не узнает человечество. Как удалось сохранить эти рисунки? «Очень просто, – объяснил художник. – Некоторые рисунки у меня отнимал специальный офицер гестапо. А многие его не интересовали. Я должен был все сдать в дирекцию завода, но не успел и теперь готов подарить русскому командованию». Генерал Гайдуков с благодарностью принял столь редкостный дар. Альбом этих рисунков в свое время был отправлен в Москву. А вот где они теперь – не знаю. Может быть, в каких-либо архивах и удастся их отыскать».

Город безымянного подвигаФото: wikimapia.org

Этот текст подсказал идею проекта-исследования под условным названием «Нордхаузен – город ракет и смерти», посвященного памяти солдат и офицеров Красной армии, там погибших. Генерал Лев Михайлович Гайдуков, кому в 1946 году немецкий художник в присутствии Б. Е. Чертока передал альбом, был руководителем отдела ЦК ВКП(б). К сожалению, в Госархиве РФ, Российском государственном архиве социально-политической истории и Российском государственном военном архиве, в Центральном архиве ФСБ альбом не обнаружили. Возможно, он находится в каком-то из других хранилищ страны.

Вопрос о количестве советских военнопленных в годы ВОВ по-прежнему дискуссионный. В немецкой историографии считается, что их было до 6 млн человек, хотя германское командование говорило о 5 млн 270 тыс. Однако следует учесть, что нарушая Гаагскую и Женевскую конвенции, немецкие власти в списки военнопленных включали не только солдат и офицеров РККА, но и сотрудников партийных органов, партизан, подпольщиков, а также все мужское население от 16 до 55 лет, отступавшее вместе с советскими войсками.

По данным Генштаба ВС РФ, потери пленными в ВОВ составили 4 млн 559 тыс. человек, комиссия Минобороны под председательством М. А. Гареева заявила примерно о 4 млн. Сложность подсчета во многом связана с тем, что советские военнопленные до 1943 года не получали регистрационных номеров. Точно установлено: из немецкого плена вернулись 1 836 562 человека.

К концу 1941 года в Германии выявилась колоссальная потребность в рабочей силе, главным образом в военной промышленности, и дефицит решили восполнить в первую очередь за счет советских военнопленных. Как известно, максимальные потери Красной армии были в первоначальный период войны, наши подразделения в это время кадрировались призывниками срочной службы, молодыми ребятами от 18 до 27 лет, они и составили основной контингент фашистских лагерей.

По оценке немецкого историка У. Херберта, всего на работах в Германии были заняты 631 559 военнопленных-граждан СССР. Доход в государственную казну, принесенный их трудом, исчислялся сотнями миллионов марок. По утверждению другого немецкого историка Г. Моммзена, советские пленные составляли «важнейшую и прибыльную рабочую силу», даже более дешевую, чем заключенные концлагерей.

Город Нордхаузен вопреки Ялтинским соглашениям был захвачен американскими войсками и вошел в советскую зону оккупации только после Потсдамского соглашения. 12 апреля 1945 года в лагерь смерти «Дора» (Dora), где содержались заключенные завода «Миттельверк» близ Нордхаузена, собиравшие ракеты «Фау-1» и «Фау-2», вошли американцы. За три дня до этого по необъяснимым причинам по лагерю «Дора» был нанесен авиационный удар. Погибли, по разным оценкам, более 3500 заключенных, несколько тысяч людей получили ранения и стали калеками.

Попавшие в лагерь «Дора» считались «носителями тайны» и поэтому живыми уйти не могли. У них не оставалось и проблеска надежды на спасение. Главное управление имперской безопасности вело персональной учет всех, кто был причастен к ракетному производству. Архивы лагерной канцелярии были вывезены в Америку. Возможно, что-то сохранилось у нас. Зная педантизм немцев, можно предположить, что в карте заключенного отмечалась истинная причина смерти: саботаж, вредительство и прочее.

Мы можем не только вернуть имена солдат и офицеров, но и рассказать правду о героизме наших граждан. Узники лагеря смерти «Дора» (а это на 70% офицеры и солдаты Красной армии) знали, что ракетами, сделанными их руками, обстреливаются территории Англии и Бельгии, вреда Советскому Союзу ФАУ не принесут. И тем не менее сознательно шли на смерть, стараясь вывести их из строя любыми способами. Одним из руководителей движения сопротивления здесь был наш соотечественник, летчик из Одессы капитан Еловой, сбитый в 1943 году под польским городом Лодзь.

Эта страшная история подвига и самопожертвования никем и никогда не исследовалась. Считаю, мы обязаны написать ее и передать нашим детям, рассказать, что такое фашизм.

Обращаюсь к читателям – возможно, кто-то знает больше, подскажет пути поиска немецкого альбома, переданного в 1945 году генералу Гайдукову. Вероятно, в семейных архивах есть материалы, имеющие отношение к этой, одной из многих трагических страниц Великой Отечественной войны.

Владимир Лосицкий,
директор Фонда А. А. Сереброва

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация