Крылатая фронтовичка
28 фев, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Крылатая фронтовичка

Работы по созданию такого оружия начались еще до войны. Этим занимался Реактивный научно-исследовательский институт. Здесь под руководством Сергея Королева была создана, в частности, тактическая по современным понятиям управляемая крылатая ракета «212» с дальностью стрельбы 80 километров. Дело дошло до экспериментальных стартов с наземной пусковой установки (ракета замышлялась в вариантах «земля-земля» и «воздух-земля»). Но разгром РНИИ, учиненный НКВД, прервал разработку в СССР управляемого ракетного оружия.

“ Челомеевские создания летали на 500 километров, имели ядерную боевую часть и размещались на самоходных пусковых установках ”

В дальнейшем над управляемой КР (самолетом-снарядом) класса «земля-земля» для Сухопутных войск трудился коллектив Владимира Челомея. Его изделие, стартующее с буксируемой катапульты, имело прародительницей немецкую «Фау-1». Самолет-снаряд 10-XН рассчитывался на дальность более 200 километров, то есть относился к ракетному оружию оперативно-тактического назначения. Однако его разработка была сочтена командованием Советской армии бесперспективной, и в 1953 году затею прекратили. Да и то сказать – конструктивно «Фау-1», пусть даже в модифицированном виде, морально устарела. Следует заметить, что к тому времени на вооружение ВВС США приняли первую за океаном оперативно-тактическую крылатую ракету MGM-1 «Матадор» класса «земля-земля». Она была способна доставить 50-килотонный ядерный заряд на дальность до тысячи километров. Всего фирма «Мартин Эркрафт» выпустила 1200 «Матадоров» модификаций A и С, из которых 150 развернули в Западной Германии (1954 год) и 50 – в Южной Корее (1958). Первоначально «Матадор» официально классифицировался командованием ВВС США как бомбардировщик B-61, и оснащенные этими ракетами части именовались эскадрильями беспилотных бомбардировщиков (в последующем – тактические ракетные эскадрильи). В начале 60-х годов дозвуковые (0,9 Маха) «Матадоры» списали, поскольку их способность преодолевать советскую систему ПВО, ощетинившуюся ЗРС С-25, С-75 и С-125, оказалась под большим сомнением.

Крылатая фронтовичкаФото: wikimedia.org

Безусловно, отнюдь не меньшими возможностями по уничтожению подобных самолетов-снарядов располагали и созданные в США зенитно-ракетные комплексы «Найк-Аякс», «Найк-Геркулес» и «Хок», но в СССР тоже решили непременно оснастить армию крылатыми ракетами класса «земля-земля». В основу была положена разработанная в ОКБ-155 Артема Микояна ПКР КС (система «Комета»), представляющая по сути беспилотный вариант истребителя МиГ-15. «Кометами» оснащались первые отечественные бомбардировщики-ракетоносцы авиации ВМФ Ту-4КС и Ту-16КС. Забегая вперед, скажем, что в модификации С-2 эта ракета в составе мобильного комплекса «Сопка» в феврале 1958-го была принята на вооружение береговых ракетных частей советского флота (такие ракеты до сих пор кое-где в строю, например в КНДР).

Созданием на основе ракеты КС самолета-снаряда КС-7 системы «Метеор» занимался дубненский филиал ОКБ-155 (ныне знаменитая «Радуга») под началом Александра Березняка. Это было ракетно-ядерное оружие – соответствующий заряд для КС-7, получившей в войсках обозначение ФКР-1 (фронтовая крылатая ракета первая), был разработан в московском КБ-25 (ныне ВНИИА имени Н. Л. Духова). Параметры у ФКР-1 уступали таковым у «Матадора»: скорость – 0,8 Маха, дальность – в диапазоне 25–125 километров. Система «Метеор», как и «Матадор», была подвижной – пусковые катапульты Х-7 на одноосном полуприцепе буксировались седельными тягачами ЯАЗ-214.

Применение ФКР-1 для нанесения ядерного удара по противнику, удерживающему населенный пункт, было продемонстрировано в предназначенном для слушателей военных академий секретном учебном фильме «Боевые действия в городе». Учебой, однако, дело не ограничилось: два полка ФКР-1, каждый с восемью пусковыми установками, были переброшены на Кубу во время Карибского кризиса. Эти полки могли смести с острова базу США в Гуантанамо и испепелить американский десант, если бы он попытался там высадиться (разумеется, и от Острова свободы в итоге вряд ли что осталось бы). По некоторым сведениям, на Кубу завезли 34 ракеты ФКР-1, еще 46 были в пути, но доставить их до мирной, к счастью, развязки кризиса не успели. Зато на Кубу удалось перебросить положенные для них 80 ядерных зарядов, что составило примерно половину всего советского арсенала, оказавшегося на Кубе в результате операции «Анадырь». Потом все эти боезаряды, в том числе для ФКР-1, увезли обратно, но один полк ракет оставили Фиделю, и кубинцы гордо возили их в национальной расцветке на парадах.

В СССР ввиду несоответствия требованиям времени ФКР-1 быстро сняли с вооружения. Им на смену уже в 1962 году начали поступать «умеренно» сверхзвуковые (1300 км/ч) оперативно-тактические ФКР-2, разработанные в ОКБ-52 на основе флотской П-5 (для подводных лодок). Эти челомеевские создания летали на 500 километров, имели ядерную боевую часть и размещались на самоходных пусковых установках. ФКР-2, как и ФКР-1, «родилась старушкой», сразу отстав от своего времени лет эдак на 10 без перспективы успешной модернизации. Тем не менее на вооружении ФКР-2, развернутые в количестве пяти полков (по восемь ПУ в каждом), продержались до 1975 года.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация