Первый штатный
21 фев, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Первый штатный

24 февраля 1962 года на Северном флоте с еще не вошедшей официально в его состав экспериментальной дизельной подлодки К-142 проекта 629Б был осуществлен пуск баллистической ракеты Р-21 из подводного положения. Был сделан принципиально важный шаг на пути к паритету с США в морских стратегических ядерных силах.

“ Для применения Р-11ФМ пришлось бы всплывать не далее 80 миль от побережья противника. Даже выйти на этот рубеж было проблематично ”

Свою первую группировку из пяти атомных субмарин типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами подводного старта «Поларис» Штаты развернули уже к 1961 году. Строительство еще 36 ракетоносных атомоходов усовершенствованных серий «Итан Аллен», «Лафайет» и «Джеймс Мэдисон» продолжалось высокими темпами. Это означало появление для нашей страны принципиально новой ядерной угрозы – из глубины. Американские успехи в этом направлении шокировали военно-политическое руководство СССР. До рубежа 50–60-х годов как угроза советской территории с моря рассматривалась палубная авиация вероятного противника, меры борьбы с которой СССР принял. Здесь же требовался симметричный ответ. Но с разработкой баллистических ракет для подводных лодок мы тогда существенно отставали от американцев. Если их «Поларис-А1» с дальностью пуска 2160 километров стартовала из-под воды, то наши ракетоносцы того времени – дизельные лодки проекта 629 и атомные проекта 658 для пуска баллистических ракет Р-13 (официально принятые на вооружение в октябре 1961-го) должны были всплывать. Такой эпизод хорошо сымитирован в фильме Кэтрин Бигелоу «К-19». Именно эта лодка, по известным причинам получившая среди советских моряков прозвище «Хиросима», стала первым советским стратегическим атомным подводным ракетоносцем, вступившим в строй 12 ноября 1960 года. Тремя днями позже «Джордж Вашингтон» с «Поларисами» вышел на свою первую боевую службу. А Р-13 тогда еще «доводилась до ума». Она могла поражать цели на дальности всего 600 километров, при этом наши лодки несли три ракеты против 16 на американских атомаринах. Даже доживавшие свое перед снятием с вооружения неуклюжие американские дозвуковые самолеты-снаряды надводного старта SSM-N-8 «Регулус-1» (с ядерной боеголовкой 50 кт, а то и с термоядерной 2 Мт), которыми были оснащены АПЛ «Хэлибат» и дизельные типа «Грейбэк», превосходили Р-13 по дальности, одолевая 800 километров. Основу же стратегического потенциала ВМФ СССР к началу 60-х годов составили дизельные субмарины, имевшие на борту по две (пр. 611АВ) или три (пр. 629) более ранние баллистические ракеты надводного старта Р-11ФМ, оснащенные ядерным зарядом РДС-4 мощностью 10 килотонн при дальности стрельбы 150 километров.

Первый штатныйФото: wikimedia.org

Для применения Р-11ФМ – это была не специальная подлодочная, а приспособленная для флота армейская ракета – пришлось бы всплывать не далее 80 миль от побережья противника. Даже выйти на этот рубеж при наличии многочисленных корабельных и авиационных противолодочных сил США и других стран НАТО представлялось проблематичным. Хотя ракетно-ядерный удар с такой «кинжальной» дистанции стал бы неотразимым. А с появлением в нашем флоте атомарин (пр. 659, 675) и дизельных лодок (пр. 644, 651, 665), имевших в качестве главного оружия сверхзвуковые крылатые ракеты надводного старта П-5 в ядерном снаряжении для поражения береговых объектов на дальности до 500–600 километров, западные аналитики нагнали страху «перед Советами». Английский военно-морской эксперт Брайан Скофилд отмечал в 1960 году: «Теперь и США, и Западная Европа наиболее уязвимы для атак ракетных субмарин, поскольку 50 процентов населения США и 80 процентов населения Западной Европы проживают в полосе 150 миль от берега моря». Правда, П-5 сильно уступала в скорости и дальности американской крылатой ракете SSM-N-9 «Регулус-2», от которой Пентагон, однако, отказался в пользу «Поларисов».

Конечно, стартующие только в надводном положении носителя ракеты Р-11ФМ и Р-13 следует считать паллиативами. Американцы были о них осведомлены: советский эмигрант Михаил Турецкий, в свое время служивший на Северном флоте, сообщил в книге «Внедрение ракетного оружия в советском ВМФ (1945–1962)» и о том, и о другом изделиях под их истинными наименованиями. По его информации, мощность термоядерной боеголовки Р-13 составляла около 0,5 мегатонны.

Решить проблему подводного старта Советскому Союзу после ряда испытаний с разными изделиями удалось только с принятием на вооружение в мае 1963-го баллистической ракеты Р-21 для АПЛ 658М и дизельных лодок проекта 629А – той, что впервые штатно, хотя еще в испытательном режиме, стартовала с борта К-142 24 февраля 1962 года. На вооружение Р-21 была принята постановлением Совмина СССР 15 мая 1963-го. Правда, ее дальность (1420 километров) почти в два раза уступала дальности нового американского «Полариса-А2» (2800 километров). Советский же аналог «Полариса», хотя и на иной топливной энергетике, Р-27 появился на вооружении только в 1967 году. Но именно с момента оснащения атомных и дизельных субмарин ракетой Р-21 ВМФ СССР начал дышать в затылок U.S. Navy. И несмотря на наличие более современных образцов, она оставалась на вооружении флота почти до распада СССР – до конца 1989 года, причем четыре последние лодки проекта 629А находились на Балтике и еще две – на Тихом океане.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация