На коне – на пушки
21 фев, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

На коне – на пушки

«Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!». Крылатая фраза. Но было ли место командиру на коне впереди пехотных цепей в годы Первой мировой, когда на полях сражений господствовал пулемет, рвались снаряды больших и малых калибров?

Оказывается, было. Речь пойдет о нескольких боях подполковника Якова Тихоновича Сергеева – офицера 21-го Сибирского стрелкового полка, героя Русско-японской и Первой мировой, в 1920-м – генерал-майора армии адмирала Колчака.

“ Подполковник не обратил внимания на контузию и продолжил руководить контратакой ”

Шло тяжелое лето 1915-го, русская армия на австро-германском фронте отступала под натиском неприятеля, в тот год наносившего главный удар по России. В июле Яков Сергеев являлся временно командующим 21-м Сибирским стрелковым полком и руководил им в тяжелых арьергардных боях. 29 июля фронт на позиции Дмохи – Вохи – Чишево – Сутки держали части 22-го Сибирского, 9 и 21-го Туркестанских стрелковых полков. 21-й Сибирский находился в бригадном резерве.

Не выдержав сосредоточенного огня тяжелой артиллерии противника, боевая линия дрогнула и стала отходить. Сергеев, увидев угрозу тактическим позициям корпуса и непосредственную опасность для нашей артиллерии, которую могли захватить германцы, по своей инициативе повел 1 и 2-й батальоны полка в контратаку. Подполковник верхом на коне лично ее возглавил под огнем артиллерии и пулеметов. Противник был отброшен, положение восстановлено. Отступавшие части, увидев пример лихого командира да еще на коне, воодушевились и поддержали батальоны 21-го Сибирского стрелкового полка.

1 августа ситуация повторилась. Часть Сергеева вновь стояла в бригадном резерве на рубеже Яблонь – Костельная, а на передовой находился 22-й Сибирский стрелковый полк. Не выдержав под десятичасовым ураганным артиллерийским огнем, он стал отходить. Немцы преследовали стрелков орудийными залпами, а затем двинули вперед густые цепи пехоты, расстреливавшей отступавших.

На коне – на пушкиСибирские стрелки

И вновь подполковник развернул бригадный резерв, и опять лично повел его в контратаку. На коне. Сергеев довел своих бойцов до штыкового столкновения с немцами и продержался на позиции до полуночи. Подполковник останавливал отступавших, формировал из них сводные роты и возвращал в бой.

2 августа 1200 солдат 21-го Сибирского стрелкового полка занимали позиции севернее Янковице, когда после артиллерийской подготовки пошла в атаку германская пехота. И так раз за разом. Окопы были разрушены, но сибиряки держались.

В то же время соседи – 5-й Калужский и 163-й Ленкоранский пехотные полки не выдержали и стали отступать, обнажив фланги 21-го Сибирского. Увидев это, Сергеев под ураганным артиллерийским огнем повел в атаку 15-ю роту, находившуюся в резерве полка. Рядом с офицером разорвался снаряд – лошадь была убита, всадник получил контузию. Но в горячке боя он даже не обратил на это внимания и продолжал руководить контратакой.

В боях с 27 июля по 2 августа 21-й Сибирский стрелковый полк потерял убитыми и ранеными 13 офицеров, 1532 нижних чина. Это не меньше половины личного состава, поскольку в мирное время насчитывал четыре тысячи человек, а в этот период войска действующей армии испытывали постоянный некомплект. И речь идет лишь об одной неделе боев.

Но как отмечалось в докладах, 21-й Сибирский стрелковый полк «все время находился под личным руководительством подполковника Сергеева и с честью выходил из всевозможных тяжелых положений». Приказом по войскам 4-й армии от 19 декабря 1915 года за бой 2 августа, когда подполковник Сергеев по своей инициативе под артиллерийским и пулеметным огнем лично повел солдат в атаку и, несмотря на контузию, вернул утраченные позиции, офицер был представлен к Георгиевскому оружию.

Он доблестно воевал и дальше. 3 июля 1916 года на реке Полонка Сергеев во главе 1600 солдат своего полка штурмом взял укрепленную позицию и беспрерывно контратаковал неприятеля на протяжении 11 километров. Тогда к сибирякам попали в плен два командира полка, 53 офицера и кадета, 1050 нижних чинов, были захвачены 13 орудий и три пулемета. Потери с нашей стороны – 18 человек убитыми, 106 ранеными. За этот подвиг Якова Сергеева наградили орденом Святого великомученика и победоносца Георгия 4-й степени.

В кровавой мясорубке Первой мировой смерть пощадила лихого подполковника. А он доказал, что и в условиях огневого боя современной войны есть место личному примеру и лихому командиру на коне.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук, ведущий рубрики

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация